“Интерес к учению появляется только
тогда,
когда есть вдохновение, рождающееся от успеха”.
В.А. Сухомлинский
Если рассматривать учебную форму деятельности как форму развития личности, то урок в развивающем обучении - это акт систематической учебной жизнедеятельности независимо от ее предметной характеристики. ГАОУ РМЭ "Лицей Бауманский", объединяя в себе школы общеобразовательную, спортивную, художественную, музыкальную, создает уникальные условия для реализации программы Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова, так как данная обучающая система преодолевает разрыв между процессом обучения (формирование способностей) и воспитанием (усвоение нравственных норм). Ребенок должен научиться жить, а для этого он должен овладеть эмпатичной (чувственной) и рефлексивной оценкой актуальных и потенциальных целей и средств своей деятельности. Это определяет психологическое содержание и формы урока в развивающем обучении.
Планирование урока в развивающем обучении предполагает учет ориентиров деятельности учителя в каждом из классов начальной школы:
- центральная задача периода, связанная с освоением содержания;
- соответствующие ей формы организации учебной деятельности;
- формирование субъектов учебной деятельности (коллективного, группового, индивидуального).
Задача учителя начальной школы в РО - реализовать цель - создание условий для формирования учащегося, то есть человека, способного учить самого себя, субъекта учебной деятельности.
Проектируя урок в определенной деятельности (познавательной, художественной, музыкальной и пр.), задавая тип урок, учитель выдвигает гипотезу о событии. Независимо от конкретной цели деятельности, типа урока в РО имеет особую постоянную психологическую структуру. Разнообразие типов уроков в РО обусловлено логикой разворачивания предметного содержания в рамках учебной деятельности. Оно определяет формирование того или иного учебного действия в структуре учебной деятельности. Начальная школа "Лицея Бауманский" систематически представляет как уроки постановки учебной задачи, так и уроки ее решения, а также моделирования и преобразования модели, решения частных задач с применением открытого способа, контроля и оценки. Поскольку в РО урок - это не отрезок времени определенной продолжительности, а фрагмент учебной деятельности по формированию конкретного учебного действия, то, как правило, реализуются уроки нескольких типов.
Оценка и контроль каждым учеником своей работы проходят на каждом уроке. В течение урока ученик, являясь субъектом процесса учения, самостоятельно оценивает свои знания. В зависимости от содержания урока оценка своих знаний учеником может проходить дважды. Прогностическая оценка - до выполнения задания (я думаю, что я это знаю и умею) и оценка после выполнения задания и его проверки (действительно я знаю и умею). Одновременно качество выполнение задания оценивают учащиеся класса: либо подтверждают оценку самого ученика, либо опровергают ее. Со стороны ученика устанавливается, каковы конкретные результаты его учебной деятельности; что усвоено прочно, осознанно, а что нуждается в повторении, углублении, какие стороны учебной деятельности сформированы, а какие необходимо сформировать. В ходе самоконтроля и взаимоконтроля ученики приучаются логически мыслить, обобщать материал, анализировать его, выделяя главное, существенное.
По мере того как ученик переходит из класса в класс, меняется и объем и качественное содержание изучаемого материала. Соответственно этому меняются и приемы умственной работы школьника. Теперь важно уже не просто научить школьника контролировать и оценивать себя, а добиваться того, чтобы эта оценка отражала действительное положение дел и была насколько это возможно, устойчивой. Так, выполняя задание учителя у доски, ученик сначала оценивает свои знания, по его мнению, потом выполняет задание, снова оценивает свои знания по факту. Самооценка должна предшествовать оценке учителя. Учителю на проверку он имеет право предоставить только тот отрывок своей работы, в правильности которого он уверен.
Для учащегося отметка – главный показатель его действительных успехов в учении. В то же время отметки, а точнее динамика их изменений, в какой-то степени отражают эффективность работы учителя. Поскольку результаты контроля успеваемости выражаются в оценке знаний, умений и навыков, то очень важно, чтобы ученики были убеждены, что их успеваемость оценивается объективно. Несформированность контроля приводит к неумению оценить, в чем заключаются встреченные учеником трудности в учебе. Он может только констатировать факт: “Я не умею решать задач”, “Я плохо выучиваю стихотворения” – и не понимать, что же именно вызывает трудность, что мешает решить задачу или выучить стихотворение. Вообще, чем раньше поймет школьник необходимость постоянно самоконтроля, тем лучше. Самооценка начинается там, где ребёнок сам участвует в производстве оценки – в выработке её критериев, в применении этих критериев к разным конкретным ситуациям.
Как любое уникальное творение, урок создает настоящий духовный продукт, продукт индивида, группы и коллектива.
В заключение хочется процитировать слова В.В. Давыдова: "Хотя учитель – это массовая профессия… по существу, учительский труд является творческим трудом. Он не поддаётся никаким правилам или ограничениям своей сути, но вместе с тем учителя, как и большие художники, наряду с творчеством, и хорошие ремесленники". Все учителя разные, потому и уроки разные, но... Каждый старается овладеть основами ремесла, чтобы затем стать большим художником.
В качестве иллюстрации к вышесказанному несколько уроков учителей начальной школы "Лицея Бауманского":
Приложение 1. Конспект урока по русскому языку в 2-м классе (праздничный урок для мам), учитель: Н.К.Габдулина.
Приложение 2. Конспект урока по русскому языку в 3-м классе, учитель: Т.А.Старикова.
Приложение 3. Конспект урока по русскому языку в 3-м классе, учитель: А.Ю.Тезикова.