Урок математики по теме "Умножение десятичных дробей на натуральное число". 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений учащихся.

Вид урока: урок – путешествие.

Цели урока:

  • Образовательные: обобщение и систематизация знаний по теме, проверка умений и навыков учащихся по применению правил действий с дробями.
  • Развивающие: развитие логического, творческого мышления учащихся, способности к самоконтролю;
  • Воспитательные: развитие самостоятельности, организованности, интереса к предмету; развитие коммуникативных способностей

Ход урока

I. Организационный момент: На доске написано изречение:

“Недостаточно овладеть премудростью,
Нужно так же уметь пользоваться ею”
Цицерон

Ребята, над какой темой работали мы на предыдущих уроках? (Умножение десятичной дроби на натуральное число.) Тема очень важная, так как в дальнейшем мы постоянно будем пользоваться десятичными дробями.

Еще Цицерон в свое время сказал: “Недостаточно овладеть премудростью, нужно так же уметь пользоваться ею”.

Какая из целей урока записанных на доске кажется вам самой важной?

1. Повторить тему “Умножение десятичных дробей на натуральные числа”.

2. Закрепить полученные знания об умножении десятичных дробей на натуральные числа.

3. Подготовиться к самостоятельной работе по теме: “Умножение десятичных дробей на натуральные числа”.

4. Систематизировать знания, умения, навыки по теме: “Умножение десятичных дробей на натуральные числа”.

Все цели важны, поэтому ваша задача: показать свои знания и умения в процессе решения устных упражнений и выполнении уровневой самостоятельной работы.

Сейчас мы отправимся с вами в необычное путешествие по вершинам знаний.

– Чтобы спорилось нужное дело,
Чтобы в жизни не знать неудач,
Мы в поход отправляемся смело.
В мир загадок и сложных задач.

Заполните свои данные на маршрутном листе. Отметьте свое настроение на начало урока. (Приложение 1)

II. Этап систематизации ЗУН учащихся по теме.

1. Графический диктант с последующей самопроверкой.

Задание маршрута: (покорение вершины “Д”).

Построить график движения маршрута поможет вам (графический диктант). Ребята используют значки.

˄ нет – да

I вариант II вариант
  1. 5,4 * 10 = 54
  2. 1,56 * 1000 = 156
  3. 0,0048 * 100 = 0,48
  4. 25 * 10 = 250
  5. 16,8 * 0 = 16,8
  6. 0,84 * 100 = 8,4
  7. 13,2 * 1 = 13,2
  8. 12 + 8,8 = 100
  9. 1,03 * 1000 = 1030
  10. 0,007 * 100 = 7
  1. 7,8 * 10 = 78
  2. 1,13 * 1000 = 113
  3. 0,0026 * 100 = 0,26
  4. 47 * 100 = 4700
  5. 25,4 * 0 = 25,4
  6. 0,36 * 100 = 3,6
  7. 7,9 * 1 = =7,9
  8. 8,7 – 5 = 8,2
  9. 1,07 * 1000 = 1070
  10. 0,0012 * 100 = 1,2

Графический диктант учащиеся проверяют вместе с учителем. Ответ появляется на доске:

– ˄ – –˄˄ – ˄– ˄

Полученный график – это маршрут путешествие, его вершины нужно покорить.

Анализ заданий графического диктанта (по 1 ученику от каждого варианта выходят к доске и исправляют ошибки).

2. Фронтальный опрос.

Задание маршрута: (покорение вершины “Т”).

Среди предложенных заданий графического диктанта найдите “лишнее” и расскажите правило сложения и вычитания десятичных дробей.

Какими правилами пользовались при вычислениях?

А какие правила не использовали?

Примеры на доске:

Ребятам предлагается найти неверно решенный пример и исправить ошибки.

3. Эстафета.

Задание маршрута: (покорение вершины “В”).

Итак, повторив теоретический материал, мы приближаемся к станции “В”.

На доске зашифрована фраза. Выполнив верно задание эстафеты, вы сможете ее прочитать.

Авось да как-нибудь до добра не доведут.

А как вы думаете, что означают эти слова?

(Каждое действие должно быть обдуманным, просчитанным, тогда и результат будет успешным.)

Пусть эти слова будут девизом при выполнении следующих заданий.

4. Работа в парах.

Известно, какое важное значение имеет запятая в русском языке. От неправильной расстановки запятых смысл предложения может резко измениться. Например, “Казнить, нельзя помиловать” и “Казнить нельзя, помиловать”. В математике от положения запятой зависит верность или неверность равенства.

Расставьте в этих равенствах запятые так, чтобы оно стало верным (работа в парах).

3,2 + 1,8 = 50

7,36 – 3,36 = 400

1,4 * 5 = 70

4,23 * 67 = 28341

3,276 * 3 = 9828

5. Инсценирование.

Задание маршрута. Привал.

К выполнению этого задания учащиеся готовились заранее. Они показывают пантомиму, читают стихи. Вот некоторые из выступлений.

Инсценировка: Ученики примерно одинакового роста надевают на головы бумажные колпаки с написанными на них цифрами. У того ученика, который ниже всех ростом, на колпаке знак запятой. “Запятая” перебегает на различные места в ряду учеников – цифр, а сидящие в классе устанавливают, во сколько раз увеличилось число.

Далее учитель говорит о том, как важна точность в расчетах. Его слова подтверждает один из учащихся строками из стихотворения:

“Три десятых” В. Лифшица.

Это кто из портфеля швыряет в досаде
Ненавистный задачник, пенал и тетради?
И сует свой дневник, не краснея при этом,
Под дубовый буфет, чтоб лежал под буфетом?..
Познакомьтесь, пожалуйста, Костя Жигалин,

Жертва вечных придирок , – он снова провален.
И шипит, на растрепанный глядя задачник:
– Просто мне не везет! Просто я неудачник!

В чем причина обиды его и досады?
Что ответ не сошелся лишь на три десятых!
Это сущий пустяк, и к нему, безусловно,
Придирается строгая Марья Петровна,

Три десятых…
Скажи про такую ошибку,
И, пожалуй, на лицах увидишь улыбку.

Три десятых… И все же об этой ошибке
Я прошу вас послушать меня без улыбки.

Если б, строя Ваш дом, тот, в котором живете,
Архитектор немного ошибся в расчете-

Что б случилось, ты, знаешь ли, Костя Жигалин?
Этот дом превратился бы в груду развалин!

Ты вступаешь на мост, он надежен и прочен,
А не будь инженер в чертежах своих точен,
Ты бы , Костя, свалившись в холодную реку,
Не сказал бы спасибо тому человеку!

Три десятых – и стены возводятся косо!

Три десятых – и рухнут вагоны с откоса!

Ошибись только на три десятых аптека –
Станет ядом лекарство, убьет человека….

Ты подумай об этом, мой друг, хладнокровно
И скажи – не права ль была Марья Петровна?
Если честно подумаешь, Костя об этом,
То, не долго лежать дневнику под буфетом.

6. Уровневая самостоятельная работа. (Приложение 2)

Задание маршрута (покорение вершины “С”).

Затем ребята получают задание для выполнения разноуровневой самостоятельной работы. Учащиеся сами выбирают уровень сложности и выполняют самостоятельную работу.

Выполните задания. Выберите верный ответ. Ниже дана таблица ответов. Впишите в строку "Буква" этой таблицы букву выбранного вами правильного варианта. Из полученных букв составьте имя известного ученого, который внес большой вклад в развитие математики.

Проверьте качество выполнения задания.

Получилось ли у Вас из полученных букв имя известного математика?

– Если вы правильно выполнили все задания, то получили оценку “ОТЛИЧНО”!!!
– Если вы допустили ошибку в одном шаге – неплохо, но ученый, наверно, обиделся бы. Вы получили оценку “ХОРОШО”!
– Если вы ошиблись в двух шагах, то вы плохо слушали учителя на уроке и вам нужно прочитать тему в учебнике. Вы получили оценку “УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО”.
– Если вы ошиблись более, чем в двух шагах, то вы совсем не слушали учителя на уроке и вам нужно очень внимательно прочитать учебник. Вы получили оценку “НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО”.

7. Слово учителя. Из истории математики.

Задание маршрута (покорение вершины “И”).

В 1427 г. узбекский ученый ал-Каши закончил книгу “Ключ к арифметике”. В этой книге он впервые в мире употребил десятичные дроби, дал правила действия с ними, пояснил эти правила на примерах, подробно описал новую, открытую им систему записи дробей. Для обозначения разрядов он использовал разные варианты: отделял их вертикальной чертой, писал разными чернилами, иногда выписывал название разряда полностью словами.

В Европе впервые подробно описал десятичные дроби талантливый фламандский инженер и ученый Стевин (1548–1620). В книге “О десятой” изданной в 1585 г., Стевин подробно описал правила действий и преимущества открытых им десятичных дробей. Стевин не был знаком с трудами ал-Каши и действительно открыл десятичные дроби. Но он открыл открытое. Первенство принадлежит Джемшиду ал-Каши, опередившему Стевина на полтора века.

Теперь относительно запятой в десятичных дробях. Ставить запятую после целой части десятичной дроби предложил знаменитый немецкий ученый Кеплер (1571–1630). До Кеплера после целой части ставили нуль в скобках, например, 3,7 писали как 3(0)7, отделяли вертикальной чертой 3 7 или писали разными чернилами, например, целую часть числа – черными, а дробную – красными.

III. Домашнее задание.

Сочинить рассказ о приключениях на острове “Десятичных дробей” или сказку, персонажами которой были бы десятичные дроби и другие числа.

IV. Подведение итогов.

Наше сегодняшнее путешествие подходит к концу. Вы обратили внимание на высказывание мудрого Цицерона, написанное у нас на доске? Многие из вас хорошо потрудились и заслуживают самых лучших оценок, я думаю, что и Цицерон похвалил бы вас!

  • Над каким действием работали сегодня на уроке?
  • Удалось ли справиться с целью, поставленной в начале урока?
  • С каким настроением вы уходите с урока? Отметьте в маршрутном листе.