Цель урока: рассмотреть физические основы плавания тел, судов, воздухоплавания.
Задачи урока:
- Познакомить учащихся с условиями плавания тел, судов, воздухоплавания и с историей развития отраслей судостроения и воздухоплавания.
- Прививать культуру умственного труда, развивать познавательный интерес к предмету.
- Развивать умения наблюдать, сопоставлять, сравнивать и обобщать; продолжить формирование умений пользоваться теоретическими и экспериментальными методами физической науки для обоснования выводов по изучаемой теме и для решения задач.
Технологии: Информационные технологии на уроке в следующих направлениях: мультимедийный сценарий урока, поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам.
Тип урока: повторительно-обобщающий (урок-соревнование).
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Цифровые образовательные ресурсы в данной теме используются для поиска и систематизации справочной информации об основных понятий раздела: архимедова сила, условия плавания тел. Учащиеся используют Интернет для поиска информации, программы Microsoft Word и Microsoft Power Point для подготовки выступлений. (Домашняя работа).
Отличительные особенности данного урока:
Систематизация и обобщение знаний учащихся для подготовки к контрольной работе.
Ожидаемые результаты обучения:
В результате изучения данной темы учащиеся:
- обобщают и систематизируют знания по теме;
- успешно выполняют тестовую работу;
- умеют находить, отбирать и систематизировать информацию;
- умеют формулировать и аргументировать мысль, связно излагать информацию, задавать вопросы и отвечать на них;
- умеют готовить презентацию с использованием программы Microsof Power Point.
Оборудование и программное обеспечение к уроку: компьютер, мультимедийный проектор презентация урока, презентации подготовленные командами, карточки с расчётными задачами к конкурсу «морской бой », воздушные шары с гелием, модель кораблика, набор тел разной плотности, сосуд с водой.
Возраст учащихся: 7 класс.
УМК: Физика: Учебник для 7 класса./Под ред. А.В. Перышкина – М. ДРОФА, 2010.
На данном уроке формируются компетенции:
- Общепредметные.
- Коммуникативные умения – докладывать о результатах своего исследования, использовать справочную литературу, Интернет-ресурсы
- Частные предметные. Умение использовать полученные ЗУН в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья и окружающей среды другие).
- Метапредметные. Овладение навыками самостоятельной работы, самостоятельный поиск, анализ, отбор информации из различных источников; умение работать в группе, вести дискуссию.
- Личностные. Формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, ученым. Самостоятельное приобретение новых знаний, умений, навыков, способов деятельности. Готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными возможностями и интересами.
Итоги урока:
Учащиеся углубили и систематизировали знания о силе Архимеда, плавании тел, умеют формулировать и аргументировать мысль при объяснении качественных задач, связно излагать информацию в соответствии с поставленной задачей, формулировать вопросы и отвечать на них, использовать компьютерную презентацию в процессе выступления.
Дидактический материал: компьютерная презентация к уроку (Презентация 1), презентации команд: Презентация 2, Презентация 3, Презентация 4; карточки к конкурсу « Морской бой».
Демонстрация:
1. На примере воздушных шариков, заполненных
гелием, объяснить причину их поведения.
2. Демонстрируется опыт по плаванию модели
кораблика.
3. Демонстрация. Плавание тел в жидкостях разной
плотности.
4. Компьютерный эксперимент (анимации)
1) Плавание тел разной
плотности
2) Плавание подводной лодки,
3) Плавание водолаза,
4) Корабль без груза и с
грузом.
Структура урока:
№ | Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Время (мин) |
1 | Введение | Сообщение. Слайд 1 | Запись темы урока в тетради. | 2 |
2 | Конкурс «Презентации» | Слайд 2. Презентации учащихся. |
Три представителя команд представляют
защиту, свей работы по заданной теме,
(презентации) проводят эксперименты – с воздушным шариком заполненным гелием – плавание кораблика (детская игрушка) – плавание тел разной плотности |
15 |
3 | Конкурс «Эрудит» | Слайды 3-12 | Выполняют задания. Отвечает команда, первая поднявшая руку. |
5 |
4 | Конкурс «Экологический» | Даёт задание Слайды 13-14 |
Отвечает представитель от каждой команды | 4 |
5 | Задачи на смекалку | Слайды 15-18 | Решают качественные задачи. Отвечает представитель от каждой команды | 4 |
6 | Физкультминутка | 2 |
||
7 | Конкурс «Подумай!» | Слайды 19-22 | Обсуждают, высказывают своё мнение. | 4 |
8 | Конкурс «Морской бой» | Карточки с задачами раздаёт каждой команде Слайд 23 | Решают расчётные задачи в тетрадях . | 4 |
9 | Домашнее задание | Запись на доске. | Записывают домашнее задание. | 1 |
10 | Итоги урока | Подводит итоги. Слайд 24 | 3 |
ХОД УРОКА
1. Введение
Урок проводится в форме соревнования между тремя командами: “Мореплаватели”, “Воздухоплаватели” и «Учёные», конкурсы оцениваются жюри (старшеклассники) по 5-балльной шкале.
Физика, одна из самых древнейших наук о природе
и, тем не менее, одна из самых молодых!
Здравствуй, физика, созданная великими учёными:
Архимедом, Ньютоном, Ампером!
Открой перед нами загадки физических явлений,
веди нас по пути увлекательных открытий по
дороге знаний. Покажи нам уже завоеванные наукой
рубежи и горизонты современных поисков, веди нас
в секреты своих неразгаданных тайн.
2. Конкурс «Презентации»
Каждая команда представляет свою презентацию. Презентация 2, Презентация 3, Презентация 4
Проводят эксперименты:
– с воздушным шариком заполненным гелием
– плавание кораблика (детская игрушка)
– плавание тел разной плотности в воде
3. Конкурс «Эрудит»
(жюри оценивает по баллам)
1) сосуд, который помог Архимеду открыть свой
знаменитый закон. (Ванна)
– 1 балл
2) На какой из опущенных в воду шаров действует наибольшая выталкивающая сила? (1 балл)
3) В сосуде с водой плавает брусок изо льда, на котором лежит деревянный шар. Плотность вещества шара меньше плотности воды. Изменится ли уровень воды в сосуде, если лед растает? (2 балла)
4) Средняя плотность тела человека около 1 г/см3, т.е. как у воды. Следовательно, люди должны в воде плавать. Почему же некоторые люди тонут в воде? (5 баллов) (Чтобы не утонуть, человек должен погрузиться в воду почти целиком. Для людей, не умеющих плавать, наиболее правильной будет вертикальная позиция идущего человека, причем голову следует откинуть и погрузить в воду так, чтобы над ней оставались, только рот и нос. Но такое равновесие очень хрупкое и достаточно вскинуть руку или поднять голову, чтобы оно нарушилось. Тогда рот и ноздри окажутся под водой, которая при попытке вздохнуть проникает в легкие и желудок. Тело становится тяжелее, и человек идет ко дну.)
5) За одну минуту приведите примеры использования закона Архимеда в мире живой природы. (Например: плавательный пузырь у рыб. Он обладает заметной сжимаемостью, поэтому рыба легко меняет объем своего тела и, тем самым, среднюю плотность. Так рыба регулирует глубину своего погружения: пузырь надут – всплывает, сжат – уходит на глубину.)
Кто больше наберёт слов – 5 баллов
6) Взгляните, как плавает ягодка винограда в стакане с газированной водой. Что общего между этим явлением и подводной лодкой? (Демонстрация опыта) (3 балла) (У подводной лодки есть специальные цистерны. Называются они – балластные. Когда лодка должна всплыть – они должны быть пусты, при погружении – их заполняют забортной водой. В случае ягоды винограда роль таких цистерн выполняют пузырьки воздуха, которыми покрыта эта ягода.)
7)Черный ящик! В нем находится оригинальный индикатор, который по может вам определить: в каком из стаканов налита пресная вода, а в каком – соленая. Что находится в черном ящике? (4 балла)
Демонстрация: два стакана с пресной водой и солёной водой, варёные яйца
(В черном ящике находится яйцо. Его плотность больше, чем у пресной воды, но меньше, чем у соленой. Поэтому яйцо будет плавать в стакане с соленой водой.)
8) Почему мыльные пузыри поднимаются вверх? (Действует архимедова сила) (1 балл)
Демонстрация с мыльными пузырями.
4. Конкурс «Экологический»
1. Охарактеризовать экологическую ситуацию,
создаваемую в результате эксплуатации
подводных, надводных и воздушных транспортных
средств.
2. Предложить альтернативный транспорт.
Примерными ответами на эти задания могут быть следующие:
1) Водные транспортные средства загрязняют воду. Нефть, попавшая в море из двигателей или из танкеров, всплывает и растекается по поверхности, в результате на воде образуется пленка, резко уменьшающая газообмен между водой и воздухом и тем самым нарушающая нормальную жизнь рыб и других обитателей моря. Таким образом, экологическая обстановка ухудшается. Экологически безвредными транспортными средствами являются плоты и парусные суда.
2) Воздушный транспорт загрязняет воздух, создает шум, расходует кислород атмосферы и топливо. Тем самым экологическая обстановка также ухудшается. Экологически безвредными транспортными средствами являются аэростаты и дирижабли.
5. Физминутка
Раз — мы встали. Раз — мы встали, распрямились. Два — согнулись, наклонились. Три — руками три хлопка. А четыре — под бока. Пять — руками помахать. Шесть — на место сесть опять.
6. Задачи на смекалку
«Воздухоплаватели»
1) С какой целью воздухоплаватели берут с собой мешки с песком (балласт)?
Ответ. Выбрасывая балласт, увеличивают подъёмную силу, действующую на воздушный шар.
2) В каком случае подъёмная сила, действующая на воздушный шар, заполненный горячим воздухом больше: в холодную погоду или в тёплый солнечный день?
Ответ. Чем больше разница в плотностях воздуха и газа, заполняющего шар, тем больше подъёмная сила. Поэтому подъёмная сила больше в холодный день, когда воздух менее прогрет.
«Мореплаватели»
1) Как изменится осадка теплохода при переходе из реки в море?
Ответ. Уменьшается, так как увеличивается выталкивающая сила.
2) Подводная лодка всплыла на поверхность воды в Северном Ледовитом океане и обледенела. Труднее или легче будет опускаться лодке под воду?
Ответ. Ледяной покров создаёт дополнительную выталкивающую силу и затрудняет движение лодки
«Учёные»
1) С какой целью ботинки для водолаза делают с тяжёлыми свинцовыми подошвами?
Ответ. Тяжёлые ботинки помогают преодолевать выталкивающую силу.
2) Кит, очутившись на суше, не проживёт и часа. Почему?
Ответ. На суше вес кита увеличивается, и он от этого погибает.
7. Конкурс «Подумай!»
1) В воде плавают три тела шарообразной формы равного объема. Плотность, какого тела больше?
Проведение виртуального эксперимента с помощью флэш-ролика «Плавание тел».
2) В атмосфере, какой планеты будет подниматься воздушный шар, наполненный воздухом?
Ответ. Атмосфера планеты должна иметь плотность меньшую, чем плотность воздух в шарике.
3) Почему подводной лодке иногда трудно оторваться от глинистого дна.
Ответ. Архимедова сила не возникает в том случае, когда вода не проникает между лодкой и дном
8. Конкурс «Морской бой»
Решение задач по группам
Если задача решена правильно, то сбивается корабль, на пересечении, цифр, полученных в ответе. Например, ответ 23 – сбит корабль, находящийся по горизонтали в точке 2, а по вертикале – в точке 3.
1) На какой глубине в пруду давление воды 200000 Па?
(20м)
2) Определить высоту ёмкости для хранения,
давление на дно 80000 Па. Плотность керосина 800 кг/м3.
(10м)
3) Чему равна сила тяжести тела, масса которого
4,5кг? (45Н)
4) Определите вес парашюта, масса которого 9,4кг? (94Н)
5) Камень объёмом 0,0051 м3 находится в воде.
Определите выталкивающую силу, действующую на
него. (51Н)
6) Вычислите выталкивающую силу, действующую на
предмет объёмом 0,0027 м3 находящийся в воде. (27Н)
7) Какую силу надо приложить, чтобы удержать под
водой камень, масса которого 7,2 кг? (плотность
камня 2400 кг/м3, плотность воды 1000 кг/м3)
(42Н)
8) Какую силу надо приложить, чтобы удержать под
водой алюминиевый шар массой 5,4кг? (плотность
алюминия 2700 кг/м3, плотность воды – 1000 кг/м3)
(34Н)
9. Домашнее задание: § 51, 52, упр. 26 (1, 2). Мини-сочинение: «Летательные аппараты будущего»
10. Итоги урока
Жидкости на тело давят,
Вверх его все поднимают,
При этом силу создают,
Что Архимедовой зовут!
Ее считать умеем мы:
Надо знать лишь вес воды,
Что-то тело вытесняет –
Все закон нам объясняет –
Открыл его великий грек
Ему имя – Архимед!
Жюри подводи итоги после каждого конкурса, команда победителей получает грамоту, оценки выставляются всем.
Используемые ресурсы и литература:
1. Газета «Первое сентября», «Физика», 2008-2010
годы.
2. Книга для чтения по физике 7-8
классы/составитель И.Г.КирилловМ.; Просвещение
,1983.
3. Сборник задач по физике 7-9 кл/В.И.Лукашик; М.;
Просвещение ,2003.
4. Сборник качественных задач по физике /А.Е.Марон
М.; Просвещение 2006.
5. Интернет-ресурсы: http://ru.wikipedia.org
Яндекс-картинки.