Форма проведения: школа-практикум
Цель: осмыслить целесообразность принятых в семье подходов к воспитанию ребенка.
Задачи:
- Выявить типичные затруднения родителей, возникающие в ходе повседневной практики семейного воспитания.
- Получить опыт разрешения воспитательных проблем в результате “погружения” в типичные для семьи воспитательные ситуации.
- Вооружить участников информацией и навыками, упреждающими возможные воспитательные затруднения.
Оборудование:
- видеозапись районного конкурса молодой семьи;
- видеоизображение иллюстрации картины Рафаэля: “Сикстинская мадонна”;
- открытые письма учащихся своим родителям;
- “Кувшин чувств”
- памятки родителям по воспитанию детей;
- 2 листа бумаги для практического задания.
Этапы подготовки.
Оформление доски. Цитаты:
- “Уважай текущий час и сегодняшний день! Как ребенок сумеет жить завтра, если мы не даем ему жить сегодня сознательной собственной жизнью” (Я Корчак)
- “На силе ребенка надо строить воспитание, а не на борьбе с его слабостью” (Аркин)
- “Есть не меньшие чудеса: улыбка, веселье, прощение – и вовремя сказанное слово. Владеть этим – владеть всем” (А.Грин)
План проведения:
1. Вступление: “Семья – психологическое укрытие ребенка”.
2. “Кувшин чувств” – практическая работа.
а) “Кувшин” с эмоциями.
б) “Действие словесных фраз на ребенка.
3. “Ребенок-статуя”
4. Практическое задание: “Загибание листа”.
5. “Открытое письмо родителям”.
6. Результаты анкеты: “Отношение к окружающей действительности в семье”.
7. Результаты анкеты: “Микроклимат семьи”.
8. Театр-экспромт. (Разыгрывание сказки “Колобок”).
9. “Сикстинская мадонна” – стихотворение А. Маркова.
I. Подготовительный этап
– “Определение микроклимата в семье”;
– Тестирование учащихся “Отношение к окружающей действительности” и анализ ответов;
– “Открытое письмо родителям”;
– Подготовить анкеты для родителей с целью выяснения стиля воспитания и определения проблем в семье.
II. Организационный момент
Звучит музыка, сопровождающая видеозапись районного конкурса молодой семьи. Приглашенные родители рассаживаются полукругом.
III. Ход собрания
Вступление
Психолог:
“Очаг семейный –
Добрый костерок,
В потемках жизни разведенный впрок,
Заблудшему дающий направленье”
Один известный политик высказал в телепередаче свою точку зрения о значении семьи: “Если в мире происходят катастрофы, войны, неурядицы, человечество это вынесет на своих плечах, но если в семье – ссоры, непонимание, ненависть – это трагедия для всех в семье, которая скажется в жизни каждого, особенно детей”.
Ведь семья сейчас не только воспитывает детей и решает повседневные проблемы. В наше время она должна быть надежным психологическим “укрытием”, помогать человеку выжить в трудных быстро изменяющихся условиях современной жизни.
Укрытие в семье – это взаимоотношение родителей и детей, это любовь и теплота отношений, это внимание к проблемам каждого в семье. А для этого в первую очередь необходимо любить ребенка. (Пример: поиск няни для ребенка. В основу выбора – способность любить детей).
Вопрос: Что значит: “любить ребенка”?
Ответы родителей.
“Кувшин чувств”
Вследствие этого негативные эмоциональные проявления и у ребенка.
Сомневаетесь? Не уверены?
Давайте проследим это на примере “Действие фраз родителей на ребенка”.
“Ребенок-статуя”
(Используются фразы родителей, выражающие агрессию, нетерпимость к ребенку).
1 фраза: “Перестань глазеть” – (завязать родителю глаза) 2 фраза: “Закрой свои уши” – (завязать уши) 3 фраза: “Закрой рот” – (завязать рот) 4 фраза: “Убери руки”– (связать руки) 5 фраза: “Стой смирно”– (связать ноги) 6 фраза: “Перестань реветь”– (перевязать живот)
Психолог:
После всего мы продолжаем “воспитывать” своих детей, читая нотации. А ведь ребенок в таком состоянии уже ничего не воспринимает. Он хочет одного: освободиться.
В первую очередь – вам надо вздохнуть (развязываем живот, т.к. это – запрет на чувство).
Вопрос: Что развязать следующим?
(по очереди развязываем, что просят и спрашиваем для чего это нужно?)
Рефлексия: Что вы чувствовали.
Психолог:
Представьте, что все чувства, испытанные вами – это душевная боль ребенка, когда мы ведем себя по отношению к нему таким образом.
Как помириться? (прижать ребенка к себе, говорить ласковые слова, поглаживать).
Практическое задание родителям “Загибаем лист”:
Взять листик бумаги. Когда-нибудь вы ругали своих детей злобно, невыдержанно. При каждом сгибе листка вспомнить негативное, сказанное в адрес ребенка.
А сейчас начинайте разгибать лист и с каждым отгибанием вспоминайте, то хорошее, что вы говорили детям.
Вывод: Вы расправили листок, но на нем так и остались линии сгиба. Так же и в душе ребенка на всю жизнь остаются травмы от непонимания и несправедливости к ним.
Психолог: “Проработав в качестве психолога 14 лет и имея педагогический стаж 24 года я хочу вам сказать, что чаще всего родители, с которыми работала, не верят в своих детей.
Впрочем, зачитаю вам слова:
- “Нынешняя молодежь привыкла к роскоши. Она
отличается дурными манерами, теряет авторитеты,
не уважает старших”.
(Сократ IV–III до н.э.) - “Молодые люди нерадивы. Никогда они не будут
походить на молодежь былых времен”.
(Вавилон. Глиняный горшок возраст 3 тыс. лет)
Что же получается? Во все времена молодежь гневно упрекают взрослые люди, не верят в нее, а она, подрастая, также недовольна новым поколением.
И главное: мир все еще не рухнул.
И вопрос здесь в другом: во взаимопонимании родителей и детей”.
Открытое письмо родителям.
Что я хочу сказать родителям о своем воспитании.
благодарность | 1. “Когда у меня будут дети, я буду их воспитывать так же, как воспитывали меня”. |
строгость | 2. “Я много знаю ребят и девчонок, которые говорят, что их родители пускают их гулять до 3–4 часов утра, и они гордятся этим воспитанием. Я считаю, что воспитание с детства должно быть по строже”. |
строгость | 3. “Я хочу: прежде чем ругать чтобы родители разобрались: прав я или не прав. Воспитание у меня хорошее: родители не дают мне спуску, чтобы я сильно не расходился”. |
благодарность | 4. “Я хотел бы сказать своей маме и своему папе: “Спасибо” за то, что они меня так воспитали, и что если я делаю нехорошие поступки, то меня не поздно еще перевоспитать”. |
взаимоотношения | 5. “Мои родители бывают ругаются, я их успокаиваю и мирю. Я уже большой и хочу, что бы родители меня считали большим”. |
благодарность | 6. “Я хотел бы сказать своим родителям спасибо за их любовь ко мне. Ведь без любви нет никакого воспитания, если родители не любят свое дитя, то им наплевать на их воспитание”. |
контакт | 7. “Хочу сказать родителям, чтобы они больше уделяли времени мне и сестре”. |
контакт | 8. “Мне хотелось бы чтобы родители уделяли больше внимания мне и моим проблемам, что бы могли подсказать, помочь”. |
взаимоотношения | 9. “Хоть говорят, что родители всегда правы, но дети никогда не поймут родителей и я бы сделал на их месте по-другому: во-первых, надо больше доверять своим детям, а не кричать сразу “врешь!”, во-вторых, надо меньше кричать на нас, этим ничего не добьешься, судя по себе я больше восприняла и выслушала бы спокойный разговор, чем крики и старалась бы не расстраивать родителей. Меня не устраивают вечные упреки, если что-нибудь не так сделала или где-нибудь провинилась, то все, эта тема на месяц, хотя стараешься про это забыть, а родители вечно про это напоминают”. |
взаимоотношения | 10. “Самое главное в семье – это хорошие взаимоотношения родителей и детей”. |
благодарность | 11. “Родители – это самое светлое, что у меня есть. Пускай они меня ругают, значит, есть за что, я все равно их люблю”. |
взаимоотношения | 12. “На мой взгляд, родители должны больше уделять внимания своим детям, говорить об их проблемах, о том, что правильно они делают, а что не так. Родители должны знать своего ребенка, какой его характер, привычки. Есть такие родители, которые думают только о себе, возникает вопрос: зачем они создали нас?”. |
строгость | 13. “Если бы меня родители со школы заставляли учиться, я училась бы на “отлично”. Сейчас я жалею, что раньше не училась”. |
строгость | 14. “Меня мать сильно била до 8 кл., но потом я повзрослела и не позволяла родителям это делать”. |
взаимоотношения | 15. “Своего ребенка я воспитывала бы строго. Я бы создала для него разносторонние интересы, привила бы уважение к родным и пожилым людям, постаралась бы объяснить, что курение, алкоголь – это плохо. Теперь родители очень несерьезно относятся к своим детям. Я делала бы совсем по-другому: Я была бы в курсе всех дел моего ребенка. |
взаимоотношения | 16. “Воспитание человека должно начинаться с самого рождения, для того, чтобы в будущем из него получилась личность. Сейчас зачастую родители недостаточно внимания уделяют своим детям, рассчитывая на то, что детские сады, школы должны надлежащим образом заниматься воспитанием их чад; тогда детей, чьи родители заняты собой, “воспитывает” улица. Как известно, ни к чему хорошему в большинстве случаев это не приводит. Попадая под влияние улицы вырастают люди-уроды. К сожалению, их становится не меньше, а больше”. |
Вывод: все, что достигнуто дрессировкой, нажимом и насилием – непрочно, неверно, ненадежно” – Януш Корчак.
Читать откровения было тяжело, т.к. за каждым детская судьба, детская жизнь с сожалениями, горечью, мечтами, надеждами, криком души.
Психолог:
Как часто мы, родители, бываем безоглядно увлечены бытом, оставляя на потом общение с детьми, тихие разговоры с ними. Нам некогда подчас узнать их внутренний мир, мир тревог и волнений, просто услышать и понять их. Нам часто кажется, что у них сплошные пустяки, а они серьезно переживают свои беды.
Какие взгляды на семью у ваших детей? Как они себя чувствуют рядом с вами?