Цель урока: обнаружить закономерности сказочного жанра.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Прозвенел сейчас звонок:
Начинается урок
Наступает тишина
Сказка в гости к нам пришла.
– О чем сегодня пойдет речь на уроке?
– Как вы понимаете эти строчки?
Презентация 1. Слайд №1.
«Сказка ложь, да в ней намёк.
Добрым молодцам урок»
Презентация 1. Слайд №2.
– Какое произведение мы называем «сказка»? (Сказка – повествовательное произведение о вымышленных лицах и событиях с участием волшебных, фантастических сил.)
– Какие сказки мы читали? (Русские народные сказки: «Кузьма скоробогатый», «Кот, лиса и петух», «Лиса и кот» … Литературные сказки (авторские): «Кот в сапогах» Ш.Перро, Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин, «Откуда у кита такая глотка» Р. Киплинг, «Как муравьишка домой спешил» В. Бианки)
– Прочитайте названия сказок:
- «Гуси-лебеди»
- «Кот, Лиса и Петух»
- «По щучьему веленью»
- «Кот и лиса»
– Что их объединяет? (Русские народные
сказки)
– Разделите их на две группы (Волшебные и сказки
о животных)
Презентация 1. Слайд №3
– Давайте вспомним героев (персонажей) волшебной сказки
Презентация 1. Слайд №4
Заступник
Злодей (В качестве врагов –
фантастические существа: Змей, Кощей, Лихо
Одноглазое, Баба-Яга,…)
Страдалец (это положительные герои:
Иванушка дурачок, Марья Моревна, гонимая
сиротка…)
Чудесные помощники: (тотемные)( Конь,
добрая старушка, лягушка, коровушка, …)
– Что ещё характерно для волшебных сказок?
Чудесные предметы: кошелёк-самотряс, скатерть-самобранка, дубинка-самобойка, гусли- самогуды…)
Презентация 1. Слайд №5
– Давайте вспомним как построена сказка.
Композиция сказки
- Зачин
- Основная часть
- Концовка
– По каким «сказочным премудростям» можно узнать сказку
Презентация 1. Слайд №6
1. Постоянные эпитеты (Иван-Царевич, добрый
молодец, красно-солнышко
2. Троекратные повторы (за тридевять земель, в
тридевятое царство, три сестры, три
испытания…)
3. Повторы слов в разных частях сказки
4. «Формулы» – особые слова, которые повторяются
из сказки в сказку (конь бежит, земля дрожит; что
Иван-Царевич не весел, буйну голову повесил; не
горюй, ложись спать, утро вечера мудренее).
– Для чего все эти особые подсказки народ
придумал (для того, чтобы было легко запоминать,
рассказывать)
– Можно ли сказать, что слова «сказка» и
«рассказ» синонимы?
– «Собиратель» сказок и «сказочник» (бахарь)
одно и то же?
– Одинаковые ли это вещи – читать сказки и
рассказывать?
II. Откройте учебник
– Прочитайте вступительное слово автора учебника (сказка будет прозаическая, напевная, печальная)
Презентация 1. Слайд №7
– Как вы понимаете слова автора?
– К какой сказке эта иллюстрация?
– Кто автор?
– На какие вопросы нам предстоит ответить при
работе с этой сказкой?
Презентация 1. Слайд №8
1) Особенности русской народной сказки.
2) Определить к какой группе относится эта сказка.
III. Чтение сказки (Презентация 2)
– Почему автор сравнивает эту сказку с
печальной песней?
– Найдите те моменты, которые очень похожи на
песню.
– Есть ли здесь рифма, как в песне?
– Тогда почему она звучит напевно? (Здесь
непривычный порядок слов, прилагательные стоят в
конце строк)
– Такой прием в литературе называется инверсия.
Этот прием характерен для русских народных
сказок
– Проведем эксперимент. Изменим порядок слов
так, чтобы он стал свойственным обыденной речи.
– Что вы заметили? (Исчезла напевность)
– Почему автор учебника называет её печальной? (Много
несчастий преследует брата и сестру)
Сначала остались одни-одинёшеньки
Иванушка превратился в козлёночка
Ведьма топит Алёнушку
Ведьма хочет зарезать козлёночка
IV. Физкультминутка
V. Анализ произведения
– Определите вид сказки. (Волшебная)
Презентация 1. Слайды № 9-14
– Докажите.
Происходит волшебство:
- Иванушка превратился в козлёночка и снова в человека.
- Алёнушка, утонув, осталась живой.
- Ведьма оборачивается Алёнушкой.
– Почему никто «ведьму» не распознал, а только
Иванушке всё было «ведомо»? (Ведьму,
представителя волшебного мира, может видеть
только тот, кто сам находится в волшебном мире. А
Иванушка, обернувшись козлёночком, превратился
из земного существа в представителя волшебного
мира и стал обладать двойным зрением)
– Что ещё было «ведомо» Иванушке? (Что
сестрица, утонув, попала в волшебный мир, и он
мог с ней общаться)
– Найдите еще признаки волшебной сказки.
– Сколько раз он просил выплыть её на бережок?
(Магия числа 3)
– Найдите ещё примеры действия магия числа 3.
- Трижды Иванушка просил разрешить ему напиться
- Три раза перекинулся через голову, чтобы обернуться мальчиком
- В каждой волшебной сказке герои отправляются в дальний путь. Герои проходят испытания
– Какие обстоятельства жизни заставили наших
героев отправиться в дальнюю дорогу? (Пошла
Алёнушка на работу т.к. они осиротели)
– Через какое испытание им предстояло пройти?
(Испытание жаждой, которого Иванушка не
выдержал)
– Почему Иванушка превратился в козлёночка? (Не
послушался старшую сестру)
– Что же им помогло выдержать все испытания? (Они
не оставили друг друга в беде, они любили друг
друга)
– Что ещё характерно для русской народной
сказки?
- Зачин и счастливый конец
– Прочитайте то и другое
- Повторы
– А есть ли в этой сказке повторы (Шли-шли,
жить-поживать, одни-одинёшеньки,
подумала-подумала)
– Вернёмся к названию сказки. Что вы заметили? (Слова
употреблены в ласкательной форме)
– Есть ли в этой сказке ещё слова в такой форме.
Назовите.
– Назовите, какие особенности волшебной сказки
мы нашли?
Презентация 1. Слайд №15
1. Зачин и счастливая концовка
2. Повторы слов и ситуаций
3. Уход из дома
4. Испытание
5. Превращения
6. Магия числа 3
7. Особая народная лексика
– Как в сказке показано, что добро побеждает
зло?
– Чему учит сказка? (Слушаться старших,
любить друг друга, не бросать близких в беде)
Презентация 1. Слайд №16
– Согласны ли вы с комментарием автора: очень
грустная, но очень красивая сказка?
– Попытаемся заглянуть в глубокий философский
смысл сказки «Сестрица Аленушка и братец
Иванушка».
История эта о становлении личности человека. В
раннем детстве ребенок впитывает в себя знания,
правила поведении, образ жизни из окружающего
мира. И то, из какого источника он напьется,
зависит, кем он станет. Испробует родниковой воды
из недр матушки-земли (впитает с молоком матери
сказки, песни, любовь к родине) – станет
богатырем, а напьется из болотца – станет
«козленочком». И такому «козленочку» нужно
пройти через трудные жизненные испытания, чтобы
стать человеком.
Презентация 1. Слайд № 17
Именно эта сказка вдохновила художника Виктора
Васнецова на написание картины «Алёнушка».
– Подумайте, что же роднит картину и сказку?
– Представьте, что случилось, если бы Иванушка
ослушался сестру с первого раза.
– Как изменился бы сюжет сказки? Это и есть ваше
домашнее задание, а мы на следующем уроке
продолжим разговор.