Выявление жанровой специфики и эмоциональной тональности сказки. Русская народная сказка "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)

Загрузить презентацию (14 МБ)


Цель урока: обнаружить закономерности сказочного жанра.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Прозвенел сейчас звонок:
Начинается урок
Наступает тишина
Сказка в гости к нам пришла.

– О чем сегодня пойдет речь на уроке?
– Как вы понимаете эти строчки?

Презентация 1. Слайд №1.

«Сказка ложь, да в ней намёк.
Добрым  молодцам урок»

Презентация 1. Слайд №2.

– Какое произведение мы называем  «сказка»? (Сказка – повествовательное произведение о вымышленных лицах и событиях с участием волшебных, фантастических сил.)

– Какие сказки мы читали? (Русские народные сказки: «Кузьма скоробогатый», «Кот, лиса и петух», «Лиса и кот» … Литературные сказки (авторские): «Кот в сапогах» Ш.Перро, Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин, «Откуда у кита такая глотка» Р. Киплинг, «Как муравьишка домой спешил» В. Бианки)

– Прочитайте названия сказок:

  • «Гуси-лебеди»
  • «Кот, Лиса и Петух»
  • «По щучьему веленью»
  • «Кот и лиса»

– Что их объединяет? (Русские народные сказки)
– Разделите их на две группы (Волшебные и сказки о животных)

Презентация 1. Слайд №3

– Давайте вспомним героев (персонажей) волшебной сказки

Презентация 1. Слайд №4

Заступник
Злодей (В качестве врагов – фантастические существа: Змей, Кощей,  Лихо Одноглазое, Баба-Яга,…)
Страдалец  (это положительные герои: Иванушка дурачок, Марья Моревна, гонимая сиротка…)
Чудесные помощники: (тотемные)( Конь, добрая старушка, лягушка, коровушка, …)

Что ещё характерно для волшебных сказок?

Чудесные предметы: кошелёк-самотряс, скатерть-самобранка, дубинка-самобойка, гусли- самогуды…)

Презентация 1. Слайд №5

 – Давайте вспомним как построена сказка.

Композиция сказки

  1. Зачин
  2. Основная часть
  3. Концовка

– По каким «сказочным премудростям» можно узнать сказку

Презентация 1. Слайд №6

1. Постоянные эпитеты (Иван-Царевич, добрый молодец, красно-солнышко
2. Троекратные повторы (за тридевять земель, в тридевятое  царство, три сестры, три испытания…)
3. Повторы слов в разных частях сказки
4. «Формулы» – особые слова, которые повторяются из сказки в сказку (конь бежит, земля дрожит; что Иван-Царевич не весел, буйну голову повесил; не горюй, ложись спать, утро вечера мудренее).

– Для чего все эти особые подсказки народ придумал (для того, чтобы было легко запоминать, рассказывать)
– Можно ли сказать, что слова «сказка» и «рассказ» синонимы?
– «Собиратель» сказок и «сказочник» (бахарь) одно и то же?
– Одинаковые ли это вещи – читать сказки и рассказывать?

II. Откройте учебник

– Прочитайте вступительное слово автора учебника  (сказка будет прозаическая, напевная, печальная)

Презентация 1. Слайд №7

– Как вы понимаете слова автора?
– К какой сказке эта иллюстрация?
– Кто автор?
– На какие вопросы нам предстоит ответить при работе с этой сказкой?

Презентация 1. Слайд №8

1) Особенности русской народной сказки.
2) Определить к какой группе относится эта сказка.

III. Чтение сказки (Презентация 2)

– Почему автор сравнивает эту сказку с печальной песней?
– Найдите те моменты, которые очень похожи на песню.
– Есть ли здесь рифма, как в песне?
– Тогда почему она звучит напевно? (Здесь непривычный порядок слов, прилагательные стоят в конце строк)
– Такой прием в литературе называется инверсия. Этот прием характерен для русских народных сказок
– Проведем эксперимент. Изменим порядок слов так, чтобы он стал свойственным обыденной речи.
– Что вы заметили? (Исчезла напевность)
– Почему автор учебника называет её печальной? (Много несчастий преследует брата и сестру)
Сначала остались одни-одинёшеньки
Иванушка превратился в козлёночка
Ведьма топит Алёнушку
Ведьма хочет зарезать козлёночка

IV. Физкультминутка

V. Анализ произведения

Определите вид сказки. (Волшебная)

Презентация 1. Слайды  № 9-14

– Докажите.

Происходит волшебство:

  • Иванушка превратился в козлёночка и снова в человека.
  • Алёнушка, утонув, осталась живой.
  • Ведьма оборачивается Алёнушкой.

– Почему никто «ведьму» не распознал, а только Иванушке всё было «ведомо»? (Ведьму, представителя волшебного мира, может видеть только тот, кто сам находится в волшебном мире. А Иванушка, обернувшись козлёночком, превратился из земного существа в представителя волшебного мира и стал обладать двойным зрением)
– Что ещё было «ведомо» Иванушке? (Что сестрица, утонув,  попала в волшебный мир, и он мог с ней общаться)
– Найдите еще признаки волшебной сказки.
– Сколько раз он просил выплыть её на бережок?  (Магия числа 3)
– Найдите ещё примеры действия магия числа 3.

  • Трижды Иванушка просил разрешить ему напиться
  • Три раза перекинулся через голову, чтобы обернуться мальчиком
  • В каждой волшебной сказке герои отправляются в дальний путь. Герои проходят испытания

– Какие обстоятельства жизни заставили наших героев отправиться в дальнюю дорогу?  (Пошла Алёнушка на работу т.к. они осиротели)
– Через какое испытание им предстояло пройти?  (Испытание жаждой, которого Иванушка не выдержал)
– Почему Иванушка превратился в козлёночка?  (Не послушался старшую сестру)
– Что же им помогло выдержать все испытания?  (Они не оставили друг друга в беде, они любили друг друга)
– Что ещё характерно для русской народной сказки?

  • Зачин и счастливый конец

– Прочитайте то и другое

  • Повторы

– А есть ли в этой сказке повторы  (Шли-шли, жить-поживать, одни-одинёшеньки, подумала-подумала)
– Вернёмся к названию сказки. Что вы заметили? (Слова употреблены в ласкательной форме)
– Есть ли в этой сказке ещё слова в такой форме. Назовите.
– Назовите, какие особенности волшебной сказки мы нашли?

Презентация 1. Слайд №15

1. Зачин и счастливая концовка
2. Повторы слов и ситуаций
3. Уход из дома
4. Испытание
5. Превращения
6. Магия числа 3
7. Особая народная лексика

– Как в сказке показано, что добро побеждает зло?
– Чему учит сказка?  (Слушаться старших, любить друг друга, не бросать близких в беде)

Презентация 1. Слайд №16

– Согласны ли вы с комментарием автора: очень грустная, но очень красивая сказка?
– Попытаемся заглянуть в глубокий философский смысл сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
История эта о становлении личности человека. В раннем детстве ребенок впитывает в себя знания, правила поведении, образ жизни из окружающего мира. И то, из какого источника он напьется, зависит, кем он станет. Испробует родниковой воды из недр матушки-земли (впитает с молоком матери сказки, песни, любовь к родине)  –  станет богатырем, а напьется из болотца  –  станет «козленочком». И такому «козленочку» нужно пройти через трудные жизненные испытания, чтобы стать человеком.

Презентация 1. Слайд № 17

Именно эта сказка вдохновила художника Виктора Васнецова на написание картины «Алёнушка».
– Подумайте, что же роднит картину и сказку?
– Представьте, что случилось, если бы Иванушка ослушался сестру с первого раза.
– Как изменился бы сюжет сказки? Это и есть ваше домашнее задание, а мы на следующем уроке продолжим разговор.