Урок проведен в рамках модульной технологии, которая обеспечивает ученику развитие его самостоятельности, коллективизма, умений осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью; технология является одним из вариантов реализации системно-деятельностного подхода в обучении.
При модульном обучении максимальное время отводится на самостоятельную работу ученика, он обучается целеполаганию, самопланированию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке. Это дает ему возможность сознавать себя в деятельности, самому определять уровень усвоения знаний, видеть пробелы в своих знаниях и умениях. Конечно, учитель тоже управляет учебно-познавательной деятельностью учащихся через модули и непосредственно, но это более мягкое, а главное, сугубо целенаправленное управление.
Модульное обучение – это управляемое самообучение. При выполнении заданий модульной карты ученик меняет виды своей деятельности: читает текст, проговаривает основные правила и понятия, проводить эксперимент, учится рассуждать, работать в паре с другим учеником, в коллективе. Основное средство модульного обучения – модульная программа, состоящая из отдельных модулей. От их качества в значительной степени зависит эффективность обучения в целом.
Сочетание наглядных, мыслительных и практических видов деятельности позволило поддерживать работоспособность учащихся и мотивацию деятельности в активном состоянии на протяжении всего урока.
Тип урока: комбинированный
Вид урока: экпериментально-поисковый.
Цель урока: обобщить знания учащихся, полученные при изучении химических свойств металлов главных и побочных подгрупп, повторить основные закономерности изменения свойств элементов – металлов и их соединений; доказать верность прогнозов в ходе выполнения химического эксперимента.
Задачи:
- Обучения:
- формировать умение сравнивать свойства веществ и находить причины сходства и различия;
- совершенствовать практические умения при работе с химическим оборудованием и реактивами;
- учить самостоятельно находить необходимый материал к изучаемой теме.
- Развития:
- информационной культуры – анализировать информацию, критически ее оценивать, обобщать, творчески перерабатывать;
- логических операций мышления при обобщении знаний;
- умения делать логические выводы из наблюдений по опыту.
- Воспитания:
- убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью;
- коммуникативной компетентности (культуру поведения и общения в процессе учебной деятельности, чувство гордости за совместный результат познавательной деятельности).
Методы:
- По источникам знаний:
- словесные
- наглядные
- По степени самостоятельности познавательной
деятельности учащихся:
- частично-поисковые
- проблемно-поисковые
Приемы:
- анализ
- сравнение
- классификация
Виды деятельности учащихся:
- Групповая и индивидуальная.
- Самостоятельный поиск информации в таблицах, учебной литературе.
- Самостоятельная оценка результативности своей деятельности.
План урока
1. Вступительное слово учителя
Металлы содержатся в ядре Земли и земной коре, в воде рек, озер, океанов, в организмах человека, животных, растений. Мир металлов многообразен и удивителен. Человека всегда поражала красота и гармония металлов, их соединений. (Презентация 1)
2. Работа учащихся с модульными картами. Входной контроль. Проверка результатов. (Презентация 2)
3. Эксперимент – сравнение свойств оксидов и гидратов (работа по модульным картам)
4. Металлы побочных подгрупп, их особенность.
Одним из металлов древности является железо –
небесный камень. Железо, его сплавы – чугун и
сталь – важнейший материал искусства. Ограды
Санкт-Петербурга, величественные и строгие,
украшают лучшие здания, охраняют их парадные
дворы и служат торжественными въездными
воротами, опоясывают сады, ограждают мосты.
Кованые из железа, отлитые из чугуна, они
создавались навечно. Эти произведения искусства
изумляют затейливой свободой вьющихся
металлических кружев. (Презентация 3).
Выполнение УЭ-4, составление генетического ряда
металла побочной подгруппы.
5. При выполнении домашнего задания составьте уравнение реакции взаимодействия металла царей с кислотами.
«Слёз и крови пролито немало
С незапамятных времен до наших дней
За тебя – великий царь металлов,
Царь металлов и металл царей» (Презентация
4)
Подведение итогов урока.
Модульная карта
Модуль 3. Сравнительная характеристика металлов и их соединений
Учебный элемент |
Учебный материал с указанием заданий |
Критерии оценок |
||||||||||||||||||
УЭ-0 1 мин. |
Цель: в результате овладения
содержанием модуля вы: научитесь сравнивать строение и свойства металлов главных и побочных подгрупп ПСХЭ, решать экспериментальные задачи. |
|||||||||||||||||||
УЭ-1 Входной контроль 5 мин. |
Цель: проверка умения сравнивать
строение атомов металлов Задание. Сравните атомы элементов, поставив знаки<, > или = вместо *
Проверьте правильность вашего ответа и оцените работу. |
За каждое правильное сравнение – 1
балл 5 баллов – «5» 4 балла – «4» 3 балла – «3» |
||||||||||||||||||
УЭ-2 Свойства оксидов металлов 10 мин. |
Цель: научиться экспериментально
доказывать основный характер оксидов металлов. Задание 1. Докажите, что оксид кальция – основный оксид. Задание 2. Докажите, что оксид меди (II) – основный оксид. Проведите реакцию оксида меди с серной кислотой, подогрейте раствор. Отметьте наблюдения. Составьте уравнения реакций. Объясните. Что общего и чем отличаются оксиды металлов (по составу, по свойствам)? |
|||||||||||||||||||
УЭ-3 Свойства гидратов металлов 10 мин. |
Цель: научиться экспериментально
доказывать основный характер гидроксидов
металлов. Задание 1. Докажите, что гидроксид натрия – основание. Задание 2. Получите реакцией обмена гидроксид меди (II). Докажите основный характер этого соединения. Осадок получите в двух пробирках. К одной части осадка прилейте кислоту, другую нагрейте на спиртовке. Что наблюдаете в каждом случае? Объясните. Какие общие свойства проявляют гидроксиды металлов главных и побочных подгрупп? Какие особые свойства проявляют гидроксиды металлов побочных подгрупп? |
|||||||||||||||||||
УЭ-4 Генетическая связь металлов 6 мин. |
Цель: отработка умения составлять
генетические ряды металлов. Задание 1. Составьте генетический ряд железа (III) Задание 2. Составьте генетический ряд бария Вопрос. Что общего между данными генетическими рядами? Проверьте правильность вашего ответа. |
|||||||||||||||||||
УЭ-5 Выходной контроль 10 мин. |
Цель: закрепить знания о свойствах
металлов и их соединений. Задание. Осуществить превращения. Составьте уравнения реакций, реакцию № 3 запишите в ионной форме. Вариант 1. FeCI3 <–– Fe ––> FeСI2 ––> Fe(ОН)2 ––> FeO Вариант 2. Mg ––> MgO ––> Mg(NO3)2 ––> Mg(OH)2 ––> MgO Проверьте правильность вашего ответа и оцените работу. |
«5» – допущено 0-1 ошибка, «4» – допущено 2-3 ошибки, «3» – допущено 4-5 ошибок |
||||||||||||||||||
УЭ-6 Подведение итогов 3 мин. |
Домашнее задание. 1) Определите коэффициенты в уравнении реакции методом электронного баланса: Au + HNO3 +HCI ––> AuCI3+ NO3 + H2O 2) стр. 71, практическая работа №4, задача 4 (составить уравнения реакций) – Прочитайте цель урока. Достигли ли вы цели урока? – Какие затруднения у вас возникли в результате работы? – Что помогало и что мешало вашей успешной работе на уроке? – Оцените свою работу на уроке: «5», «4», «3». |