Урок химии по теме "Сравнительная характеристика металлов и их соединений". 9-й класс

Разделы: Химия, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 9


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)

Загрузить презентацию (53 кБ)

Загрузить презентацию (5 МБ)

Загрузить презентацию (657 кБ)


Урок проведен в рамках модульной технологии, которая обеспечивает ученику развитие его самостоятельности, коллективизма, умений осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью; технология является одним из вариантов реализации системно-деятельностного подхода в обучении.

При модульном обучении максимальное время отводится на самостоятельную работу ученика, он обучается целеполаганию, самопланированию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке. Это дает ему возможность сознавать себя в деятельности, самому определять уровень усвоения знаний, видеть пробелы в своих знаниях и умениях. Конечно, учитель тоже управляет учебно-познавательной деятельностью учащихся через модули и непосредственно, но это более мягкое, а главное, сугубо целенаправленное управление.

Модульное обучение – это управляемое самообучение. При выполнении заданий модульной карты ученик меняет виды своей деятельности: читает текст, проговаривает основные правила и понятия, проводить  эксперимент, учится рассуждать, работать в паре с другим учеником, в коллективе. Основное средство модульного обучения – модульная программа, состоящая из отдельных модулей. От их качества в значительной степени зависит эффективность обучения в целом.

Сочетание наглядных, мыслительных и практических видов деятельности позволило поддерживать работоспособность учащихся и мотивацию деятельности в активном состоянии на протяжении всего урока.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: экпериментально-поисковый.

Цель урока: обобщить знания учащихся, полученные при изучении химических свойств металлов главных и побочных подгрупп, повторить основные закономерности изменения свойств элементов – металлов и их соединений; доказать верность прогнозов в ходе выполнения химического эксперимента.

Задачи:

  • Обучения:
    • формировать умение сравнивать свойства веществ и находить причины сходства и различия;
    • совершенствовать практические умения при работе с химическим оборудованием и реактивами;
    • учить самостоятельно находить необходимый материал к изучаемой теме.
  • Развития:
    • информационной культуры – анализировать информацию, критически ее оценивать, обобщать, творчески перерабатывать;
    • логических операций мышления при обобщении знаний;
    • умения делать логические выводы из наблюдений по опыту.
  • Воспитания:
    • убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью;
    • коммуникативной компетентности (культуру поведения и общения в процессе учебной деятельности, чувство гордости за совместный результат познавательной деятельности).

Методы:

  • По источникам знаний:
    • словесные
    • наглядные
  • По степени самостоятельности познавательной деятельности учащихся:
    • частично-поисковые
    • проблемно-поисковые

Приемы:

  • анализ
  • сравнение
  • классификация

Виды деятельности учащихся:

  • Групповая и индивидуальная.
  • Самостоятельный поиск информации в таблицах, учебной литературе.
  • Самостоятельная оценка результативности своей деятельности.

План урока

1. Вступительное слово учителя

Металлы содержатся в ядре Земли и земной коре, в воде рек, озер, океанов, в организмах человека, животных, растений. Мир металлов многообразен и удивителен. Человека всегда поражала красота и  гармония металлов, их соединений. (Презентация 1)

2. Работа учащихся с модульными картами.  Входной контроль. Проверка результатов. (Презентация 2)

3. Эксперимент – сравнение свойств оксидов и гидратов (работа по модульным картам)

4. Металлы побочных подгрупп, их особенность.

Одним из металлов древности является железо – небесный камень. Железо, его сплавы – чугун и сталь – важнейший материал искусства. Ограды Санкт-Петербурга, величественные и строгие, украшают лучшие здания, охраняют их парадные дворы и служат торжественными въездными воротами, опоясывают сады, ограждают мосты. Кованые из железа, отлитые из чугуна, они создавались навечно. Эти произведения искусства изумляют затейливой свободой вьющихся металлических кружев.  (Презентация 3).
Выполнение УЭ-4, составление генетического ряда металла побочной подгруппы.

5. При выполнении домашнего задания составьте уравнение реакции взаимодействия металла царей с кислотами.

«Слёз и крови пролито немало
С незапамятных времен до наших дней
За тебя – великий царь металлов,
Царь металлов и металл царей»   (Презентация 4)

Подведение итогов урока.

Модульная карта

Модуль 3. Сравнительная характеристика металлов и их соединений

Учебный элемент

Учебный материал с указанием заданий

Критерии оценок

УЭ-0
1 мин.
Цель: в результате овладения содержанием модуля  вы:
научитесь сравнивать строение и свойства металлов главных и побочных подгрупп ПСХЭ, решать экспериментальные задачи.
 
УЭ-1
Входной контроль
5 мин.
Цель: проверка умения сравнивать строение атомов металлов
Задание. Сравните атомы элементов, поставив знаки<, > или = вместо *  
Признаки сравнения

Вариант 1

Вариант 2

а)  заряд ядра К * Na,   Fe * Ca Be *Mg, Cu * K
б) число электронных слоёв Ca * K,  Ca * Mg Fe* AI,  Rb * Sr
в) число  на внешнем уровне Sr *Ba,  AI * Mg Cs * Ba,  Na * K
г) радиус атома K * Rb,    K * Ca Na*AI, Mg * Ca
д) восстановительные свойства Na * Mg,   Li * K Ca * K,   Ba * Sr

Проверьте правильность вашего ответа и оцените работу.

За каждое правильное сравнение 1 балл
5 баллов – «5»
4 балла  – «4»
3  балла – «3»
УЭ-2
Свойства оксидов металлов
10 мин.
Цель: научиться экспериментально доказывать основный характер оксидов металлов.
Задание 1. Докажите, что оксид кальция – основный оксид.
Задание 2. Докажите, что оксид меди (II) – основный оксид. Проведите реакцию оксида меди с  серной кислотой, подогрейте раствор. Отметьте наблюдения. Составьте уравнения реакций.
Объясните. Что общего и чем отличаются оксиды металлов (по составу, по свойствам)?
 
УЭ-3
Свойства гидратов металлов
10 мин.
Цель: научиться экспериментально доказывать основный характер гидроксидов металлов.
Задание 1. Докажите, что гидроксид натрия – основание.
Задание 2. Получите реакцией обмена гидроксид меди (II). Докажите основный характер этого соединения. Осадок получите в двух пробирках. К одной части осадка прилейте кислоту, другую нагрейте на спиртовке. Что наблюдаете в каждом случае?
Объясните.  Какие общие свойства проявляют гидроксиды металлов главных и побочных подгрупп? Какие особые свойства проявляют гидроксиды металлов побочных подгрупп?
 
УЭ-4
Генетическая связь металлов
6 мин.
Цель: отработка умения составлять генетические ряды металлов.
Задание 1. Составьте генетический ряд железа (III)
Задание 2. Составьте генетический ряд бария
Вопрос. Что общего между данными генетическими рядами?
Проверьте правильность вашего ответа.
 
УЭ-5
Выходной контроль
10 мин.
Цель: закрепить знания о свойствах металлов и их соединений.
Задание. Осуществить превращения.  Составьте уравнения реакций, реакцию № 3 запишите в ионной форме.
Вариант 1. FeCI3  <–– Fe ––> FeСI2 ––> Fe(ОН)2 ––> FeO
Вариант 2. Mg ––> MgO ––> Mg(NO3)2  ––> Mg(OH)2 ––> MgO
Проверьте правильность вашего ответа и оцените работу.
«5» – допущено
0-1 ошибка,
«4» – допущено
2-3 ошибки,
«3» – допущено
4-5 ошибок
УЭ-6
Подведение
итогов
3 мин.
Домашнее задание.
1) Определите коэффициенты в уравнении реакции методом электронного баланса:
Au + HNO3 +HCI ––> AuCI3+ NO3 + H2O
2) стр. 71, практическая работа №4, задача 4 (составить уравнения реакций)
– Прочитайте цель урока. Достигли ли вы цели урока?
– Какие затруднения у вас возникли в результате работы?
– Что помогало и что мешало вашей успешной работе на уроке?
– Оцените свою работу на уроке: «5», «4», «3».