Вербализация эмоций как способ развития эмоционального интеллекта у дошкольников с общим недоразвитием речи

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


В настоящее время в обществе вызывает к себе интерес проблема взаимосвязи разума и чувств, эмоционального и рационального в человеке. В этой связи очень актуальной становится проблема формирования эмоционального интеллекта, особенно у детей дошкольного возраста, т.к. именно дошкольный возраст является базовым в формировании подавляющего большинства эмоций.

Эмоциональный интеллект – это способность человека управлять самим собой и другими людьми. Эмоциональный интеллект включает в себя самосознание, контроль импульсивности, уверенность, самомотивацию, оптимизм, коммуникативные навыки, умение эффективно выстраивать взаимоотношения с другими людьми. Сформированный на достаточном уровне эмоциональный интеллект играет важнейшую роль в жизни ребенка и его дальнейшей карьере как профессионала и члена общества. Однако для того, чтобы этот уникальный вид интеллекта проявился и сработал, мы должны его развивать, помочь ребенку адаптироваться в современном непростом обществе. Сократовский наказ «Познай самого себя» подразумевает краеугольный камень эмоционального интеллекта: отвечает на вопрос как осознать, распознать и справиться с возникшими отрицательными эмоциями; сохранить понимание происходящего даже посреди бушующего моря эмоций - как своих, так и эмоций других людей («пойми себя, и ты поймешь другого»). 

Особое значение формирование эмоционального интеллекта имеет для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Для детей этой категории характерны следующие общие особенности: недостаточность словарного запаса; аграмматичное построение фразы; недостатки в выражении эмоционально-смыслового выс­казывания; проявления гипомимии, проявляющиеся в трудностях вы­ражения на лице эмоциональных состояний. Дети с ОНР испытывают трудности в употреблении синонимов и антонимов; конкретные слова-определения заменяют более широкими и общеупотребительными словами (веселая, добрая, ласковая – «хорошая»); могут заменять названия признаков названиями действий и наоборот (испуганная – испугалась).

Дети с речевыми нарушениями пользуются в основном общеизвестными, наиболее распространенными словами и выражениями. Эмоционально-экспрессивная лексика используется ими достаточно выборочно и фрагментарно, они с трудом дифференцируют и описывают эмоциональные состояния, как свои, как и эмоциональные состояния героев литературных произведений, картин. Детям с речевыми нарушениями трудно не только мимиче­скими средствами передать страх, удивление, гнев, но и эмоци­онально адекватно выразить свое высказывание. Их речь ин­тонационно монотонная и лексически не выразительная.

Связная речь у детей с ОНР также развита недостаточно. Они с трудом составляют рассказ об игрушке, предмете, из личного опыта. Их рассказы отличаются непоследовательностью, неточностью, зачастую просто перечисляя события или действия. Эмоциональное оценивание действий, поступков героев в рассказах детей минимизированы или вовсе отсутствуют. Между тем, вербализация чувственных эмоциональных состояний призвана помогать детям осуществлять межличностное общение, служить средством коммуникации.

Работа по формированию основ эмоционального интеллекта у дошкольников с ОНР начинается с актуализации их лексического запаса. Вербализация основных эмоциональных состояний в сочетании с работой по развитию просодической стороны речи у детей создает базовую основу для дальнейшей работы по развитию грамматики, связной речи, а в целом формирует у них коммуникативно-речевую компетентность. Эта работа включает в себя несколько этапов:

  • уточнение и формирование эмоциональной лексики – работа по словообразованию и словоизменению (образование слов с уменьшительно-ласкательным значением и значением увеличения; образование синонимов и антонимов; превосходной степени прилагательных и т.д.);
  • включение изученных слов в словосочетания и предложения;
  • развитие паралингвистических средств общения – эмоциональная идентификация, изучение и уточнение эмоциональных состояний, умение их передавать, развитие эмпатийности, способности понимать свои чувства и чувства других людей;
  • формирование интонационной стороны речи;
  • развитие связной монологической и, особенно, диалогической форм речи.

Системная работа, направленная на преодоление «обесчувствования» дошкольников, способствует формированию и обогащению у них чувственной сферы, делает ребенка отзывчивым к чувствам других. Вербализация эмоций тесно связана с восприятием и пониманием эмоциональных сигналов — и собственных, и окружающих. Таким образом, расширение словаря эмоций идет как через усвоение языковых знаков эмоций, так и путем осознания собственного эмоционального опыта. В процессе коррекционно-развивающей деятельности происходят изменения в эмоциональ­ной сфере ребенка. Меняются его взгляды на мир и отноше­ния с окружающими. Возрастает потребность сознавать и кон­тролировать свои эмоции, что в конечном итоге ведет к становлению эмоциональной сферы, формированию эмоциональных новообразований (от комплекса оживления как зачатка основы эмоциональной регуляции до произвольной, осмысленной коррекции эмоционального поведения) и представляет собой, к началу младшего школьного возраста, процесс развития основных элементов эмоционального интеллекта.

Предлагаем конспект непосредственно образовательной деятельности для дошкольников 6-7 лет с общим недоразвитием речи по формированию основ эмоционального интеллекта.

Ф.И.О., должность педагога: учитель-логопед Г.П.Филипенко

Направление развития: социально-личностное

Доминирующие образовательные области: коммуникация, познание, социализация

Тема непосредственно образовательной деятельности: «Чем порадовать друга?»

Возрастная группа: подготовительная

Методы и приемы:

  • методы формирования сознания (фронтальная беседа);
  • методы организации деятельности и формирования опыта поведения (игра, речевые ситуации, упражнения на развитие эмоциональной сферы); методы стимулирования поведения (поощрение);
  • методы контроля, самоконтроля и самооценки (опрос, анализ результатов собственной деятельности);
  • методы организации и осуществления познавательной деятельности (рассматривание иллюстраций, беседа);

Интеграция образовательных областей: «социализация», «познание», «коммуникация», «художественное творчество».

Вид детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательная.

Цель: развивать у детей старшего дошкольного возраста коммуникативно-речевые умения и навыки.

Задачи воспитания: воспитывать доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, чувство сопереживания, желание помочь и порадовать своего знакомого или близкого человека.

Задачи развития: развивать речевые умения и навыки, мышление; развивать интонационную сторону речи, речевой слух; развивать эмоциональную сферу; развивать познавательный интерес; чувство толерантности, воображение.

Задачи образования: расширять и уточнять знания детей о хлебо-булочных изделиях, предметах русского народного промысла, в том числе русской народной игрушке; формировать умения и навыки грамматически верного оформления своего высказывания.

Планируемые результаты:

  • личностные: любознательный; активный; эмоционально отзывчивый; коммуникативный.
  • интеллектуальные: проявляет разнообразные познавательные интересы, раз­вернуто отражает в речи впечатления, выводы; принимает участие в групповой беседе; вступает в речевое общение, применяет самостоятельно усвоенные знания и способы деятель­ности для решения новых задач.
  • физические: двигательно активный.

Организация среды для проведения непосредственно образовательной деятельности детей: презентация РР, картинки с изображением посуды с народной росписью, хлебо-булочных изделий, овощей и фруктов; игрушек; кукла – Петрушка, колпачок петрушки.

Подготовка к непосредственно образовательной деятельности в режимные моменты: беседа о русской ярмарке, способах эмоционального общения с детьми и взрослыми.

Время проведения: 35 минут

Конспект содержания непосредственно образовательной деятельности.

Вводная часть.

1. Организационный момент. Мотивация.

Л. Здравствуйте, ребята, давайте поприветствуем друг друга, скажем друг другу добрые, приятные слова.

Д. – Вика, я рада, что ты ходишь в нашу группу.

- Саша, мне приятно с тобой вместе заниматься.

- Витя, я люблю с тобой вместе играть.

- Катя, я рада, что ты моя подруга.

- Антон, мне нравится вместе с тобой ходить на прогулку. И т.д.

2. Целеполагание (совместная деятельность логопеда и детей)

Л. – Молодцы, ребята, я вижу, что вы можете порадовать, сказать что-то приятное своим друзьям. Я хочу вам рассказать о своем друге – это мой знакомый мальчик Акиро. (Слайд 2). Он живет в Японии. Это очень далеко. Посмотрите на экран, здесь карта. (Слайд 3). Вот наш город Орск, а вот Япония. Если бы с вами летели туда на самолете, то нам пришлось бы лететь целый день. У Акиро скоро день рождения. Мне хотелось бы его порадовать. А как вы думаете, как или чем можно порадовать человека, который находится от нас очень далеко, например, в другом городе или даже в другой стране?

Дети высказывают предположения:

- Ему можно позвонить по телефону и поздравить.

- Ему можно послать письмо или открытку.

- Ему можно послать посылку с подарком.

Л. – Правильно, ребята. Давайте пошлем ему посылку, а в посылку положим подарок. Но мне хотелось бы, чтобы это был необычный подарок. Вы поможете мне его выбрать?

Д. – Да!

Л. – А где можно выбрать, приобрести подарок?

Д. – Сделать самому, купить в магазине, на базаре.

Л. – Да, а еще на ярмарке. Кто из вас знает, что такое ярмарка?

Д. – Это большой базар, который проводится осенью, когда убран урожай и люди хотят продать то, что у них есть и купить себе товары и подарки.

Л. – Давайте отправимся на ярмарку.

Основная часть.

1. Л. – Сколько здесь разных товаров! Посмотрите, вот первый лоток. Здесь продают овощи и фрукты. Может мне приобрести что-то из овощей или фруктов? Давайте каждый из вас сейчас станет продавцом на нашей ярмарке. Прорекламируйте самые лучшие свойства или качества вашего товара так, чтобы мне захотелось его купить. (Слайд 4).

Д. – Купите огромнейший арбуз!

- Купите сочнейший апельсин!

- Купите вкуснейшую морковь.

- Купите ароматнейший ананас!

- Купите сладчайшее яблоко!

- Купите кислейший лимон!

- Купите краснейший помидор!

Л. - Спасибо, ребята, как вы думаете, можно овощи или фрукты положить в посылку?

Д. – Нет, они могут испортиться, не успеют долететь.

2. Л. – Давайте перейдем к следующему лотку. Что вы здесь видите? (дети перечисляют).

- Как это все можно назвать одним словом? (Слайды 5-10).

Д. – Хлебо-булочные изделия.

Л. – Давайте сравним эти хлебо-булочные изделия по их свойствам (проводится игра с мячом: логопед бросает детям мяч и называет свойство, ребенок возвращает мяч и договаривает предложение):

Хлеб мягкий, а булочка еще…
Батон ароматный, а каравай еще…
Ватрушка сладкая, а пирожные еще…
Печенье вкусное, а торт еще…
Пирог аппетитный, а пицца еще…
Пирожки мягкие, а блины еще…

Л. – Ребята, скажите, а можно что-то из хлебо-булочных изделий послать в посылке? Почему? (Дети высказывают свое мнение). Ну что ж, тогда переходим к следующему прилавку.

3. Л. – Посмотрите, ребята, сколько здесь красивой посуды. Это посуда непростая, необычная, она украшена русской народной росписью. Давайте назовем русские народные промыслы, которые занимаются росписью посуды. Вот этот красивый металлический поднос украшен какой росписью? (Слайд 11. Эффекты анимации по щелчку – картинка поворачивается на 360 градусов).

Д. – Жостовской.

Л. – А вот нарядная, вся золотая посуда. Это что за роспись?

Д. – Хохлома, хохломская.

Л. – А вот тоже деревянная посуда. Но роспись уже другая, на некрашеном дереве. Это что за роспись?

Д. – Городецкая.

Л. – А эта посуда очень нарядная, как будто украшена морозными бело-голубыми узорами. Это…

Д. – Гжель.

Л. – Ребята, мне очень нравится вся эта посуда. А вам? Давайте назовем посуду, которая нам нравится ласково (проводится игра с мячом).

Д. – Черный поднос – черненький подносик.

- Пузатый чайник – пузатенький чайничек.

- Круглая миска – кругленькая мисочка.

- Маленькая ложка – Малюсенькая ложечка.

- Белое блюдце – беленькое блюдечко.

- Красивая доска – красивенькая дощечка.

- Веселая солонка – веселенькая солоночка.

Л. – Молодцы, ребята! Конечно, какая-нибудь посуда с русской народной росписью подошла бы нашему Акиро в подарок, но посуду чаще дарят взрослым, может быть для маленького мальчика нам поискать на ярмарке что-то другое? Давайте посмотрим, может где-нибудь есть лоток с игрушками?

4. Физминутка.

Логопед вместе с детьми идет передвигается по группе. Навстречу им выходит Петрушка. (Слайд 12. Эффекты анимации по щелчку – Петрушка покачивается).

Петрушка. – Привет, ребята, вы меня узнали? Я веселая игрушка, а зовут меня…

Д. – Петрушка.

Л. – Петрушка, может ты нам поможешь? Покажи нам, где на ярмарке продают игрушки.

П. – Хорошо. Но сначала поиграйте со мной в мою любимую игру. Я сам веселый, озорной и люблю, когда меня окружают веселые люди. Сейчас я буду и вас превращать в Петрушек. А вы не скучайте, меня удивляйте и сами удивляйтесь.

Петрушка по очереди надевает на детей колпачок с бубенчиками и говорит слова, выделяя интонационно одно из слов. Дети должны удивиться и интонационно выделить это же слово в тексте.

П. - ТЫ теперь Петрушка, веселая игрушка!

Р. – Я теперь Петрушка, веселая игрушка? Я теперь Петрушка, веселая игрушка!

П. – Ты ТЕПЕРЬ Петрушка, веселая игрушка!

Р. – Я ТЕПЕРЬ Петрушка, веселая игрушка? Я ТЕПЕРЬ Петрушка, веселая игрушка!

П. – Ты теперь ПЕТРУШКА, веселая игрушка.

Р. – Я теперь ПЕТРУШКА, веселая игрушка? Я теперь ПЕТРУШКА, веселая игрушка! И т.д.

5. Л. – Спасибо, Петрушка, ребятам очень понравилась твоя игра. А сейчас проводишь нас туда, где продаются игрушки.

П. – А что вы ищите на нашей ярмарке?

Дети объясняют, что им нужен подарок на день рождения для японского мальчика. Только это должен быть необычный подарок.

П. – А я знаю, что вам нужно. Я вам помогу, но сначала решите мои задачи.

Л. – Ребята, согласны решить задачи Петрушки?. Ну тогда слушаем. Садитесь за столы.

1 задача – из игрушек, представленных на прилавке, выберите только те, в названии которых 1-й звук твердый. (Слайд 13. Эффекты анимации по щелчку – нужные картинки увеличиваются , ненужные исчезают).

Дети выбирают игрушки – шар, машинка, матрешка, кукла, паровозик, пазлы, лошадка, кубики

2 задача – выберите слова, в названии которых столько же слогов, сколько в слове «игрушки» (Слайд 14. Эффекты анимации по щелчку – нужные картинки увеличиваются, ненужные исчезают).

3 задача – выберите слова, в которых ударный слог – второй, (которые подходят к предложенной схеме). (Слайд 15. Эффекты анимации по щелчку – нужные картинки увеличиваются, ненужные исчезают).

4 задача – выберите слово, к которому составлена схема: (Слайд 16. Эффекты анимации по щелчку – нужные картинки увеличиваются, ненужные исчезают).

Подведение итогов.

П. – А вот и подарок, который мы с вами выбрали для Акиро. (Слайд 17).Но это не случайный выбор. У этой русской игрушки японские корни – когда-то давно русские купцы привезли из Японии фигурку добродушного и веселого старичка – мудреца Фукуруму. Эта игрушка так понравилась русским мастерам, что они сделали похожую игрушку и дали ей русское имя – Матрена. К тому же Матрешка интересна тем, что в ней прячется еще несколько куколок поменьше. А значит Акиро сможет поделиться ими со своими друзьями и ему не придется играть в одиночестве.

Л. – Спасибо, Петрушка, тебе за помощь. Ребята, помогите мне положить матрешку в посылочный ящик и когда мы с вами пойдем на прогулку, то дойдем до почты и отправим нашу посылку. А нам с вами пора возвращаться с ярмарки обратно в детский сад.

Список литературы

  1. Коррекция речевого и психического развития детей 4-7 лет / Под ред.П.Н.Лосева – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  2. Нгуен М.А. Развитие эмоционального интеллекта у ребенка в семье: http://zr-vrn.ru/?p=109
  3. Новикова Л.М. Эмоциональный интеллект и его развитие в детском возрасте: http://bizblog.rusrek.com/blogs/post/emocionalnyi-intellekt-i-ego-razvitie-u-detei.html