Логические тесты на уроках биологии

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (8 МБ)

Загрузить презентацию (354 кБ)

Загрузить презентацию (1 МБ)

Загрузить презентацию (5 МБ)

Загрузить презентацию (1 МБ)


В предлагаемой статье описана методика работы с новой формой тестовых заданий по различным разделам и темам курса биологии. Эти тестовые задания действительно несколько отличаются и по форме, и по содержанию от уже ставших привычными заданий для ЕГЭ и ГИА. Они интересны тем, что и проверяют и развивают навыки логического мышления учащихся, что соотносится с задачей формирования универсальных учебных действий. Методика работы с этими заданиями позволяет организовать как контроль, так и обучение школьников, организовать дискуссию, научить учащихся аргументированию собственных идей и критическому отношению к другим высказываниям.

Ключевые слова:

Универсальные учебные действия.

Логическое мышление.

Установление взаимосвязей между суждениями.

Тестовые задания.

Развитие.

В последние годы применение тестовых заданий на уроках и итоговых экзаменах стало не просто распространенным, но и обязательным. Однако достаточное большое количество педагогов и не только педагогов, но значительная часть общества считает эту форму обучения и контроля порочной, снижающей способность школьников к самостоятельному мышлению, побуждающей зазубривать учебный материал. Это отношение к тестовым заданиям во многом оправдано уже потому, что количество опубликованных тестовых заданий растет, а их качество часто оставляет желать лучшего, и не поддается разумной критике. Вместе с тем, хорошо составленные тестовые задания, ориентированные на развитие у школьников таких умений, как умение внимательно читать задание и понимать его смысл, аргументировать правильность выбора ответа, опровергать неверные варианты ответа, являются достаточно надежным средством обучения, позволяющим и экономить время, и организовать проверку, само - и взаимопроверку освоенности учебного материала, и индивидуализировать обучение и его темп.

В настоящее время новые стандарты образования предъявляют серьезные требования к результатам обучения. Одним из важнейших результатов является развитие логического мышления учащихся. Эта проблем особенно актуальна в условиях тотального влияния на личность телевидения, компьютерных игр и интернета. Привычка получать готовую информацию, отсутствие навыков критического отношения к увиденному или прочитанному серьезно влияет на развитие личности и общество в целом. Школьники не умеющие думать становятся гражданами, не способными профессионально работать. Вот почему необходимо искать новые формы и средства обучения в современных условиях.

В действительности реализация новых стандартов образования требует изменения содержания образования. Однако это требование не может быть выполнено быстро. Нужны годы для переосмысления этой задачи и ее реализации в школе. Именно поэтому необходимо делать пусть небольшие, но очень значимые шажки в этом направлении. В качестве такого шажка мы предлагаем новую форму тестовых заданий, направленных на формирование и развитие логического мышления учащихся.

Эта форма ориентирована на проверку знаний и развитие логического мышления школьников. Она позволяет проверить понимание причинно-следственных связей между объектами и явлениями, между строением и функциями органа, организма. Каждое задание представляет собой сложноподчиненное предложение, связанное союзом “потому что”. Каждое предложение является утверждением. Следует определить верно или неверно каждое утверждение, и затем установить наличие или отсутствие причинно-следственной связи между ними. Наличие или отсутствие причинно-следственной связи обозначается последней буквой ответа. Ответ выражается в виде комбинаций букв: В - верно; Н - неверно.

Например: Определите, верны или неверны утверждения и связь между ними:

Во время вдоха в объем грудной полости увеличивается, потому в что при сокращении наружных межреберных мышц ребра поднимаются, в а диафрагма, сокращаясь, становится плоской.

1.ВВН 2.ВНН 3.ННН 4.НВН 5.ВВВ

Правильный ответ: ВВВ

Оба утверждения верны, причинно-следственная связь присутствует.

Легкие пассивно в следуют за грудной клеткой, потому н что к дыхательным в мышцам относятся диафрагма и межреберные мышцы.

1.ВВН 2.ВНН 3.ННН 4.НВН 5.ВВВ

Правильный ответ: ВВН

Оба утверждения верны, но причинно-следственная связь между ними отсутствует.

Крик вредит в голосовым связкам, потому н что они сильно напрягаются и удаляясь друг от друга, повреждаются н при этом.

1.ВВН 2.ВНН 3.ННН 4.НВН 5.ВВВ

Правильный ответ: ВНН

Второе утверждение неверно и причинно-следственная связь отсутствует, так как во время крика голосовые связки напрягаясь, сближаются.

Интенсивность вентиляции н легких не зависит от физической нагрузки, потому н что работающая ткань н медленно поглощает кислород.

1.ВВН 2.ВНН 3.ННН 4. НВН 5.ВВВ

Правильный ответ: ННН

Оба утверждения неверны, причинно-следственная связь между ними отсутствует.

Легкие не прижаты к стенке н грудной полости, потому н что их объем всегда изменяется в вслед за изменением объема грудной полости.

1.ВВН 2.ВНН 3.ННН 4. НВН 5.ВВВ

Правильный ответ: НВН

Первое утверждение неверно, второе верно, причинно-следственная связь отсутствует. Правильный ответ: легкие тесно прижаты к стенке грудной полости.

Эти примеры показывают, что данный тип заданий можно эффективно применять во – первых в разных классах от 5 до 11, а во-вторых в разных темах курса. Особенно эффективны они могут оказаться в темах связанных с изучением физиологии растений, животных и человека, эволюции, экологии, генетики, а также при изучении истории научных открытий, научных теорий, гипотез, фактов и явлений.

Предлагаем логические тесты по разным разделам курса биологии, изучаемым в общеобразовательной школе.

Природоведение

  1. Взгляды Аристотеля о неподвижности Земли в центре Вселенной прочно утвердились в науке, потому что все современники были с ним согласны.
  2. Система Птолемея хорошо объясняла видимое движение небесных тел, потому что позволила определять и предсказывать их расположение в тот или иной момент.
  3. Книга Птолемея “Великое математическое построение в астрономии” была настольной для многих поколений астрономов, потому что его система о строении Вселенной господствовала в науке на протяжении 13 веков.
  4. Клавдий Птолемей был малообразованным человеком, потому что он занимался только астрономией, географией и математикой. НВН
  5. Центром мира, по убеждению Николая Коперника, является Солнце, потому что вокруг него движутся все планеты, одновременно вращаясь вокруг своих осей.
  6. Коперник сделал вывод о том, что Земля вращается вокруг Солнца, потому что наблюдал за звездами и планетами, изучал труды древних мыслителей, проводил сложные математические расчеты.
  7. Мир Вселенной очень многообразен, потому что он содержит бесчисленное количество небесных тел и их систем.
  8. Николай Коперник не был всесторонне образованным человеком, потому что он изучал не только астрономию, но и право, медицину, философию.
  9. К планетам земной группы относятся: Меркурий, Венера, Земля и Марс, потому что они намного больше по размерам, чем планеты – гиганты.
  10. Планета Венера получила свое название в честь римской богини охоты, потому что она своим красноватым цветом напоминает огонь и кровь.

Биология. Животные

  1. Находясь в водоемах, земноводные выделяют большое количество мало концентрированной мочи, потому что потери воды легко компенсируются ее поступлением через кожу.
  2. В состоянии оцепенения земноводные способны длительное время голодать, потому что у них имеются слюнные железы.
  3. Земноводные, как и птицы,- теплокровные животные, потому что при окислительных процессах, происходящих в органах тела, выделяется мало энергии и температура тела земноводных невысокая и непостоянная.
  4. У земноводных внутреннее оплодотворение, потому что земноводные раздельнополые животные.
  5. Лягушка, не вылезая из воды, может дышать атмосферным воздухом и ориентироваться в пространстве, потому что ее глаза и ноздри находятся на возвышениях головы.
  6. Земноводные – это первые позвоночные, вышедшие на сушу, потому что обмен
  7. веществ в их теле происходит медленно.
  8. Земноводные утратили связь с водоемами, потому что у большинства видов размножение и развитие не происходит в воде.
  9. У земноводных наружное оплодотворение, потому что земноводные однополые животные.
  10. Для земноводных возможно кожное дыхание, потому в кожных выделениях растворяется кислород.
  11. При ловле насекомых земноводные могут выбрасывать язык далеко вперед, потому что конец языка обращен вперед в состоянии покоя.

Биология. Человек и его здоровье

  1. Люди во все времена стремились поддерживать и сохранять свое здоровье, потому что только здоровый человек может хорошо учиться, трудиться, защищать родину, заниматься спортом.
  2. Питание - необходимое условие жизни, потому что пища обеспечивает организм необходимыми питательными веществами, которые используются как источник энергии, строительный материал для новых структур организма, участвуют в обменных процессах.
  3. Вода - необходимое условие для поддержания жизни человека, потому что она является основным источником энергии в организме.
  4. Белки выполняют пластическую функцию, потому что при поступлении в организм чужеродных белков в лейкоцитах образуются антитела.
  5. Белки выполняют транспортную функцию, потому что присоединяют биологически активные вещества (гормоны) и переносят их к различным тканям и органам.
  6. Углеводы являются основным источником энергии в клетке, потому что в процессе окисления одного грамма глюкозы освобождается 38,9 кДж.
  7. В организме клетки, ткани, органы и системы органов работают как единое целое, потому что их согласованная работа регулируется гуморальной системой.
  8. Слезные, потовые, сальные, молочные, слюнные являются железами внутренней секреции, потому что имеют выводные протоки, через которые секреты поступают в полость или наружу.
  9. Половые железы являются железами смешанной секреции, потому что наряду с гормонами они вырабатывают половые клетки.
  10. При сужении сосудов головного мозга активизируется его работа, потому что увеличивается поступление кислорода и питательных веществ.

Общая биология

  1. Частота встречаемости черных (меланистических) бабочек в промышленных районах уменьшилась, потому что белые бабочки на потемневших стволах деревьев стали легкой добычей для птиц. НВН
  2. Численность мелких крабов, обитающих в бухте г. Плимута (Англия) увеличилась, потому что меловая взвесь (содержащаяся в мутной воде) забивала широкие дыхательные щели крупных крабов, вызывая тем самым их гибель.
  3. Естественный отбор носит творческий характер, потому что накапливает все без исключения наследственные изменения, и постепенно создает новые, более совершенные и хорошо приспособленные к среде обитания виды.
  4. Мутационная изменчивость играет роль главного поставщика наследственных изменений, потому что она является первичным материалом всех эволюционных преобразований.
  5. Естественный отбор является стабилизирующим фактором эволюции, потому что благодаря ему осуществляется процесс сохранения и преимущественного размножения организмов, которые обладают признаками наиболее полезными в данных условиях окружающей среды.
  6. Естественный отбор является элементарным фактором эволюции, потому что благодаря ему, виды остаются постоянными и неизменными.
  7. Яркая окраска и округлое тело морских игл являются приспособительными особенностями к условиям внешней среды, потому что позволяет им скрыться в зарослях водорослей.
  8. Бабочка данаида несъедобна для птиц и насекомых, потому что ее гусеницы питаются листьями ядовитого растения, вызывающего у птиц сильное отравление.
  9. Форма тела морского конька является приспособленностью организма к условиям внешней среды, потому что делает его незаметным на фоне водорослей.
  10. Амфибии выживают в условиях недостатка влаги, потому что у них меняется характер активности, которая повышается в период засухи.

Список литературы

  1. Беляев Д.К., Дымшиц Г.М. Общая биология. – М.: “Просвещение”, 2005.
  2. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО “МОДЭК”, 2002.
  3. Бондарук М.М.Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах 5-11 классы. -Изд. Учитель: Волгоград, 2007.
  4. Высоцская М.В. Нетрадиционные уроки по биологии в 5-11 классах.  -Изд. Учитель: Волгоград, 2004.
  5. Заяц Р.Г. Биология для абитуриентов “Издательство Юнипресс”. Минск, 2007.
  6. Лернер Г.И. ГИА 2009. Биология Сборник заданий. - Изд. “Эксмо”. Москва, 2009.
  7. Любимова З.В., Маринова К.В.Биология. Человек и его здоровье. – М.: “Владос”, 2005.
  8. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология. Общие закономерности.  – М.: “Дрофа”, 2003.
  9. Маркова А.К., Маттис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., 1990 г.
  10. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении М.: Педагогика.
  11. Никишов А. И., Шарова, И.Х.Биология. Животные. – М.: “Владос”, 2005.
  12. Пепеляева О.А. Поурочные разработки по биологии 8(9) класс. - Изд. “Вако” Москва. 2005.
  13. Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение. – М.: “Дрофа”, 2007.
  14. Пустохина О.А. Урок в современной школе. - Изд. Учитель: Волгоград, 2009.
  15. Рохлов В.С. Биология 8 класс. - Изд: Мнемозина: Москва, 2011.