В предлагаемой статье описана методика работы с новой формой тестовых заданий по различным разделам и темам курса биологии. Эти тестовые задания действительно несколько отличаются и по форме, и по содержанию от уже ставших привычными заданий для ЕГЭ и ГИА. Они интересны тем, что и проверяют и развивают навыки логического мышления учащихся, что соотносится с задачей формирования универсальных учебных действий. Методика работы с этими заданиями позволяет организовать как контроль, так и обучение школьников, организовать дискуссию, научить учащихся аргументированию собственных идей и критическому отношению к другим высказываниям.
Ключевые слова:
Универсальные учебные действия.
Логическое мышление.
Установление взаимосвязей между суждениями.
Тестовые задания.
Развитие.
В последние годы применение тестовых заданий на уроках и итоговых экзаменах стало не просто распространенным, но и обязательным. Однако достаточное большое количество педагогов и не только педагогов, но значительная часть общества считает эту форму обучения и контроля порочной, снижающей способность школьников к самостоятельному мышлению, побуждающей зазубривать учебный материал. Это отношение к тестовым заданиям во многом оправдано уже потому, что количество опубликованных тестовых заданий растет, а их качество часто оставляет желать лучшего, и не поддается разумной критике. Вместе с тем, хорошо составленные тестовые задания, ориентированные на развитие у школьников таких умений, как умение внимательно читать задание и понимать его смысл, аргументировать правильность выбора ответа, опровергать неверные варианты ответа, являются достаточно надежным средством обучения, позволяющим и экономить время, и организовать проверку, само - и взаимопроверку освоенности учебного материала, и индивидуализировать обучение и его темп.
В настоящее время новые стандарты образования предъявляют серьезные требования к результатам обучения. Одним из важнейших результатов является развитие логического мышления учащихся. Эта проблем особенно актуальна в условиях тотального влияния на личность телевидения, компьютерных игр и интернета. Привычка получать готовую информацию, отсутствие навыков критического отношения к увиденному или прочитанному серьезно влияет на развитие личности и общество в целом. Школьники не умеющие думать становятся гражданами, не способными профессионально работать. Вот почему необходимо искать новые формы и средства обучения в современных условиях.
В действительности реализация новых стандартов образования требует изменения содержания образования. Однако это требование не может быть выполнено быстро. Нужны годы для переосмысления этой задачи и ее реализации в школе. Именно поэтому необходимо делать пусть небольшие, но очень значимые шажки в этом направлении. В качестве такого шажка мы предлагаем новую форму тестовых заданий, направленных на формирование и развитие логического мышления учащихся.
Эта форма ориентирована на проверку знаний и развитие логического мышления школьников. Она позволяет проверить понимание причинно-следственных связей между объектами и явлениями, между строением и функциями органа, организма. Каждое задание представляет собой сложноподчиненное предложение, связанное союзом “потому что”. Каждое предложение является утверждением. Следует определить верно или неверно каждое утверждение, и затем установить наличие или отсутствие причинно-следственной связи между ними. Наличие или отсутствие причинно-следственной связи обозначается последней буквой ответа. Ответ выражается в виде комбинаций букв: В - верно; Н - неверно.
Например: Определите, верны или неверны утверждения и связь между ними:
Во время вдоха в объем грудной полости увеличивается, потому в что при сокращении наружных межреберных мышц ребра поднимаются, в а диафрагма, сокращаясь, становится плоской.
1.ВВН 2.ВНН 3.ННН 4.НВН 5.ВВВ
Правильный ответ: ВВВ
Оба утверждения верны, причинно-следственная связь присутствует.
Легкие пассивно в следуют за грудной клеткой, потому н что к дыхательным в мышцам относятся диафрагма и межреберные мышцы.
1.ВВН 2.ВНН 3.ННН 4.НВН 5.ВВВ
Правильный ответ: ВВН
Оба утверждения верны, но причинно-следственная связь между ними отсутствует.
Крик вредит в голосовым связкам, потому н что они сильно напрягаются и удаляясь друг от друга, повреждаются н при этом.
1.ВВН 2.ВНН 3.ННН 4.НВН 5.ВВВ
Правильный ответ: ВНН
Второе утверждение неверно и причинно-следственная связь отсутствует, так как во время крика голосовые связки напрягаясь, сближаются.
Интенсивность вентиляции н легких не зависит от физической нагрузки, потому н что работающая ткань н медленно поглощает кислород.
1.ВВН 2.ВНН 3.ННН 4. НВН 5.ВВВ
Правильный ответ: ННН
Оба утверждения неверны, причинно-следственная связь между ними отсутствует.
Легкие не прижаты к стенке н грудной полости, потому н что их объем всегда изменяется в вслед за изменением объема грудной полости.
1.ВВН 2.ВНН 3.ННН 4. НВН 5.ВВВ
Правильный ответ: НВН
Первое утверждение неверно, второе верно, причинно-следственная связь отсутствует. Правильный ответ: легкие тесно прижаты к стенке грудной полости.
Эти примеры показывают, что данный тип заданий можно эффективно применять во – первых в разных классах от 5 до 11, а во-вторых в разных темах курса. Особенно эффективны они могут оказаться в темах связанных с изучением физиологии растений, животных и человека, эволюции, экологии, генетики, а также при изучении истории научных открытий, научных теорий, гипотез, фактов и явлений.
Предлагаем логические тесты по разным разделам курса биологии, изучаемым в общеобразовательной школе.
Природоведение
- Взгляды Аристотеля о неподвижности Земли в центре Вселенной прочно утвердились в науке, потому что все современники были с ним согласны.
- Система Птолемея хорошо объясняла видимое движение небесных тел, потому что позволила определять и предсказывать их расположение в тот или иной момент.
- Книга Птолемея “Великое математическое построение в астрономии” была настольной для многих поколений астрономов, потому что его система о строении Вселенной господствовала в науке на протяжении 13 веков.
- Клавдий Птолемей был малообразованным человеком, потому что он занимался только астрономией, географией и математикой. НВН
- Центром мира, по убеждению Николая Коперника, является Солнце, потому что вокруг него движутся все планеты, одновременно вращаясь вокруг своих осей.
- Коперник сделал вывод о том, что Земля вращается вокруг Солнца, потому что наблюдал за звездами и планетами, изучал труды древних мыслителей, проводил сложные математические расчеты.
- Мир Вселенной очень многообразен, потому что он содержит бесчисленное количество небесных тел и их систем.
- Николай Коперник не был всесторонне образованным человеком, потому что он изучал не только астрономию, но и право, медицину, философию.
- К планетам земной группы относятся: Меркурий, Венера, Земля и Марс, потому что они намного больше по размерам, чем планеты – гиганты.
- Планета Венера получила свое название в честь римской богини охоты, потому что она своим красноватым цветом напоминает огонь и кровь.
Биология. Животные
- Находясь в водоемах, земноводные выделяют большое количество мало концентрированной мочи, потому что потери воды легко компенсируются ее поступлением через кожу.
- В состоянии оцепенения земноводные способны длительное время голодать, потому что у них имеются слюнные железы.
- Земноводные, как и птицы,- теплокровные животные, потому что при окислительных процессах, происходящих в органах тела, выделяется мало энергии и температура тела земноводных невысокая и непостоянная.
- У земноводных внутреннее оплодотворение, потому что земноводные раздельнополые животные.
- Лягушка, не вылезая из воды, может дышать атмосферным воздухом и ориентироваться в пространстве, потому что ее глаза и ноздри находятся на возвышениях головы.
- Земноводные – это первые позвоночные, вышедшие на сушу, потому что обмен
- веществ в их теле происходит медленно.
- Земноводные утратили связь с водоемами, потому что у большинства видов размножение и развитие не происходит в воде.
- У земноводных наружное оплодотворение, потому что земноводные однополые животные.
- Для земноводных возможно кожное дыхание, потому в кожных выделениях растворяется кислород.
- При ловле насекомых земноводные могут выбрасывать язык далеко вперед, потому что конец языка обращен вперед в состоянии покоя.
Биология. Человек и его здоровье
Общая биология
Список литературы
- Беляев Д.К., Дымшиц Г.М. Общая биология. – М.: “Просвещение”, 2005.
- Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО “МОДЭК”, 2002.
- Бондарук М.М.Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах 5-11 классы. -Изд. Учитель: Волгоград, 2007.
- Высоцская М.В. Нетрадиционные уроки по биологии в 5-11 классах. -Изд. Учитель: Волгоград, 2004.
- Заяц Р.Г. Биология для абитуриентов “Издательство Юнипресс”. Минск, 2007.
- Лернер Г.И. ГИА 2009. Биология Сборник заданий. - Изд. “Эксмо”. Москва, 2009.
- Любимова З.В., Маринова К.В.Биология. Человек и его здоровье. – М.: “Владос”, 2005.
- Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология. Общие закономерности. – М.: “Дрофа”, 2003.
- Маркова А.К., Маттис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., 1990 г.
- Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении М.: Педагогика.
- Никишов А. И., Шарова, И.Х.Биология. Животные. – М.: “Владос”, 2005.
- Пепеляева О.А. Поурочные разработки по биологии 8(9) класс. - Изд. “Вако” Москва. 2005.
- Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение. – М.: “Дрофа”, 2007.
- Пустохина О.А. Урок в современной школе. - Изд. Учитель: Волгоград, 2009.
- Рохлов В.С. Биология 8 класс. - Изд: Мнемозина: Москва, 2011.