Решение системы двух линейных уравнений с двумя неизвестными графическим методом

Разделы: Математика


Тип урока: урок изложения нового материала

Тема: Решение системы двух линейных уравнений с двумя неизвестными графическим методом

Оборудование: мультимедиаоборудование

Методическое обеспечение: карточки с заданиями, презентация  к уроку.

Результат: В результате учащиеся должны знать, что называется решением системы линейных уравнений с двумя неизвестными; уметь проверять, является ли данная пара чисел решением системы; графически решать систему двух линейных уравнений с двумя неизвестными.

План урока:

  1. Организационный момент (2 мин.)
  2. Математический диктант (контроль знаний) (10 минут)
  3. Объяснение нового материала (15 минут)
  4. Тренировочное закрепление (15 минут)
  5. Подведение итогов. Домашнее задание (3 мин.)

Ход урока

1. Организационный момент.

К началу урока на ученических столах лежат листы писчей и копировальной  бумаги, памятки по решению систем графическим способом. Проверка домашнего задания выборочно.

2. Математичекий диктант.

Математический диктант проводится с использованием  звуковых колонок ПК.  Задания для 1 варианта диктуются женским голосом,  для 2 варианта – мужским. Ученики выполняют задания на контрольных листах, наложенных через копирку на рабочие тетради.

Начинаем математический диктант. Напишите на контрольном листе вашу фамилию, сегодняшнее число и номер варианта

Задание

1 вариант

2 вариант

  1.  

В уравнении выразите у через х

5х + 2у = 1

–3х + 2у –4 = 0

2.

Напишите какие-нибудь 5 решений уравнения

х + у = 6

х – у = 4

3.

Является ли пара чисел (1; 0) решением уравнения

х + 2у = 1

2х – у = 2

4.

Проходят ли графики уравнений через точку А (3;-1)?

х – у = 4 и 2х – у = 5

х + у = 2 и х – 3у = 0

5.

Установите, какие из следующих  уравнений имеют пересекающиеся графики, у каких графики параллельны или совпадают?

у = х + 2 и у = – х – 2

у =2х + 1 и у = 2х – 2

у = 5 + 12х и у = 12х + 1

у = 3 + 7х и 2у = 14х + 6

Диктант окончен

Контрольные листы с ответами сдаются учителю. Учитель напоминает задания, демонстрирует на доске правильные ответы к заданиям диктанта. По копиям в рабочих тетрадях проводится самопроверка,  ученики объясняют свои ответы.

3. Объяснение нового материала.

Учитель сообщает тему и формулирует  задачи урока. Учащиеся записывают тему в тетрадях. Мотивировать учащихся к  изучению новой темы можно с помощью практической задачи: Для  приготовления ягодного джема  бабушке понадобится  6  кг фруктов, причем ягод  надо взять на 4 кг больше, чем  яблок. Какое количество яблок и ягод надо взять?

Учитель предлагает учащимся работу в парах: записать кратко данные, составить два уравнения по условию задачи, приняв за х количество ягод, за у – количество яблок.  Проходя по рядам, наблюдает за работой. Показывает на доске, какие   записи увидел в тетрадях у учащихся, организует обсуждение результатов (методика ответов «да – нет»):

х + у = 6,

х – у = 4,

у – х = 4.

Ученики делают вывод: Третье уравнение ошибочно, противоречит смыслу задачи. Учитель стирает  его с доски и просит подобрать числа, удовлетворяющие каждому уравнению. Ученики отвечают: 5 и 1. Учитель говорит: Верно. Значит, ответ  на вопрос  задачи: 5 кг ягод и 1 кг яблок.

От смысла задачи вновь вернемся к двум уравнениям. Подобрав  числа, мы  нашли решение системы двух линейных уравнений с двумя неизвестными. Далеко не всегда оно очевидно. Существуют различные способы решения систем. Один из них – графический.

Изложение нового материала и воспроизводящее закрепление проводится с использованием  ПК.

Слова  учителя

Изображение на экране

Если по смыслу задачи необходимо найти все общие решения двух или нескольких уравнений, их записывают столбиком,  объединяют фигурной скобкой и называют системой уравнений. Запишите в тетрадях эту систему.

Система уравнений

Системы уравнений с двумя неизвестными удобно решать графически. Если построить графики всех уравнений такой системы, то координаты  их общих точек и будут решением системы.

На экране графическое решение  системы уравнений

Решим графически систему. Повторяйте в тетрадях действия на экране.

Пошаговое решение на экране

Прочтем теперь, из каких шагов состоит решение системы графическим способом.

 

4. Тренировочное закрепление

На тренировочное закрепление отводится 10 минут. Рекомендуется решать задания из учебника. Учитель организует работу в парах. Досрочно и верно выполнивших задание учеников учитель оценивает и направляет в качестве консультантов к самым слабым. В  конце урока в течение 5 минут проводится пошаговая проверка. Ответы одного из учеников выносятся на доску, остальные осуществляют самопроверку. За каждый правильный шаг учащиеся выставляют на полях в тетради  «плюс», за неправильный – «минус», проводят самооценку работы.

5. Подведение итогов урока. Домашнее задание

Подводятся итоги урока. Оценки за математический диктант выставляются всем учащимся, по итогам тренировочного закрепления – тем учащимся, которые досрочно и правильно выполнили задание.

Домашнее задание: памятку вклеить в тетрадь, сделать на миллиметровой бумаге упр.