Цель урока: самостоятельный вывод учащимися правила умножения десятичных дробей, закрепление материала в групповой работе, развитие познавательных, коммуникативных и регулятивных УУД.
Ход урока
1. Организационный момент. Проверка домашнего задания.
Два домашних задания появляются на интерактивной доске. Работы не подписаны. Никто не знает, где чья. Допущенные ошибки исправляются электронной ручкой.
Как вы думаете, почему в одной из работ допущены ошибки? Какие правила следует повторить этому ученику?
2. Устная работа.
Слово зашифровано примером. Порядок действий – порядок следования букв в слове. Решаем примеры «эстафетой» (одно действие выполняет один человек). Класс разделен на две группы. В каждой группе – один ученик консультант. Он получает задание на карточке и выполняет его полностью, затем проверяет решение своей группы.
Задания выполняются на интерактивной доске.
1 группа
2,10 К |
3 М |
5 О |
4,1 А |
2,7 С |
0,5 Т |
12,2 М |
41 Е |
53,2 А |
12,7 – (2,2 + 0,8):6 + (5,5 – 1,4) · 10
1) 2,2+0,8 = 3 М
2) 5,5 – 1,4 =4,1 А
3) 3: 6= 0,5 Т
4) 4,1·10 =41 Е
5) 12,7 -0,5=12,2 М
6) 12,2+41=53,2 А
М |
А |
Т |
Е |
М |
А |
Учение, знания, получаемые через размышление
2 группа
7,2 А |
6,15 С |
0,8 У |
1 З |
0,1 К |
7,4 О |
4,7 И |
6,5 А |
7,5 М |
6,7 + (8,1 – 0,9): 9 – (6,2 – 6,1)·10
1) 8,1 – 0,9 = 7,2 А
2) 6,2-6,1 =0,1 К
3) 7,2: 9 = 0,8 У
4) 0,1·10 =1 З
5) 6,7 + 0,8 =7,5 М
6) 7,5 – 1= 6,5 А
А |
К |
У |
З |
М |
А |
Священное изречение
Вопрос, может ли любой человек изучать науки, возникал и в глубокой древности, а не только на сегодняшнем уроке.
3. Объяснение нового материала.
Историческая справка (дает учитель)
В Древней Греции в V веке существовало 2 направления в науке.
Одно из них возглавлял Пифагор. Он считал, что знание – это священное писание, а наука – дело тайное, только для посвященных. Никто не имеет права делиться своими открытиями с посторонними. Пифагора и его учеников называли акузматиками.
Второе направление возглавлял Гиппас Метапонтский. Он считал, знания, учение, получаемые через размышление, т.е. матема, доступны всем, кто способен к размышлениям, и называл себя и своих учеников математиками.
Как показала история, победило второе направление. Так в V веке возникло слово математика.
Сегодня я предлагаю вам «урок-размышление», урок открытия новых знаний.
Откроем тетради, подпишем число, классная работа и выполним следующее задание:
Начертите в тетради прямоугольник, длина которого – 0,5 дм а ширина – 0,3 дм. Найдите периметр и площадь прямоугольника.
Решение:
1. Р = (a + b)·2
Р = (0,5 +0,3)·2
Р= 1,6 дм
2. S = a·b 0,5 дм = 5 см; 0,3 дм = 3 см S = 3·5 S = 15 см2
S = 0,5·0,3 1 см2 = 0,01 дм2, значит 15 см2 = 0,15 дм2
S = ????
Вывод: 0,5·0,3 = 0,15
Вот и пришло время для размышлений! Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? Запишем ее в тетради: «Умножение десятичных дробей».
В процессе решения второй части задачи у многих из вас возникли идеи о том, каким должно быть правило умножения дробей. Послушаем желающих.
Работа на интерактивной доске(формулировка пунктов алгоритма)
Чтобы перемножить две десятичные дроби, надо:
1) Выполнить умножение, не обращая внимания на запятые;
2) Отделить запятой столько цифр справа, сколько их стоит после запятой в обоих множителях вместе.
А теперь посмотрим карточки с примерами. (Каждый ученик получает карточку с примерами, в которых должен проставить запятые. Затем следует проверка решения на доске).
1,27·3,5 = 4445
12,7·0,35 = 4445
12,7·3,5 = 4445
0,127·3,5 = 4445
0,127·0,35 = 4445
Все догадались, как быть, если в произведении недостаточно цифр, чтобы отделить запятой нужное количество знаков? Допишем еще один пункт в наш алгоритм.
3) Если в произведении получается меньше цифр, чем надо отделить запятой, то впереди пишут нуль или несколько нулей.
4. Работа на дополнительных листах. Эстафета по рядам.
Побеждает ряд, быстрее решивший свои задания.
Примеры заданий:
7,5·4,21 =
0,8·9,6 =
0,49·0,005 =
0,2·(0,13·5) =
5. Подведение итогов урока. Домашнее задание.
Домашнее задание: п.36, правило в конце страницы 296. №1405 (а-е), 1406 для желающих:
Числа 0,7; 0,7; 0,7; 5; 5; 5; 0,4; 0,4; 0,4 запишите в клетки квадрата так, чтобы произведение чисел по любой горизонтали и вертикали.
|
|
|
|
|
|
|
|
|