Цель.
- Формирование умения находить производные элементарных функций.
- Расширение круга задач, решаемых с помощью производной.
- Развитие познавательного интереса учащихся, умение работать с дополнительной литературой.
- Воспитание ответственности и самостоятельности при подготовке к семинару.
Задачи урока.
Образовательные
- Проверка умений учащихся решать задачи на нахождение производной
- Формирование умений устанавливать отношения между предметами с помощью прикладных программ.
- Применение полученных знаний на практике.
Развивающие
- Развитие логического мышления, умения делать выводы.
- Развитие умения применять информационные технологии для оформления работ и решения задач с современными требованиями.
Воспитательные
Планируемые результаты
Знать:
- формулы и правила дифференцирования элементарных функций;
- решение неравенств второй степени, линейных неравенств, основных тригонометрических уравнений.
Уметь:
ТИП УРОКА: урок обобщения и систематизации знаний для учащихся 11 классов (2 часа).
Комплексно- методическое обеспечение: компьютер, таблицы с формулами, плакаты с высказываниями, выставка книг.
Методы обучения.
- Объяснительно- иллюстративный
- Репродуктивный
- Частично-поисковый
- Проблемный
План проведения урока.
- Вступительное слово учителя математики.
- Выступление учащихся от каждой группы.
- Самостоятельная работа.
- Подведение итогов урока- семинара.
Организация урока.
Класс разбивается на 6 групп. Каждая группа получает задание разобрать и решить определённую группу физических задач. Учащиеся при подготовке к семинару прорабатывает соответствующие разделы учебников, использует интернет, дополнительную литературу, получает консультацию учителей физики и математики. На подготовку к уроку отводится неделя.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Учителем сообщается тема урока, цель его проведения.
Эпиграфом к сегодняшнему уроку послужат следующие слова:
“Образование есть то, что остаётся у человека, когда остальное забывается”
2. Систематизация знаний
Вступительное слово учителя:
Данный урок нацелен на подготовку к решению задач по теме “Исследование функций” и, в частности, задачи В14 Единого государственного экзамена по математике. Можно выделить следующие основные группы задач по этой теме:
- исследование функции на экстремум;
- исследование функции на возрастание, убывание;
- исследование функции на наименьшее и наибольшее значение.
В более традиционных для школьных учебников задачах функция задана аналитически, для решения задачи нужно найти производную, её нули и промежутки знакопостоянства. Именно эти задачи и будут рассматриваться на уроке. Для успешного решения задач необходимо уверенное владение навыками вычисления производных и решения неравенств. Далее учащиеся должны повторить теоретический материал.
Выступление учителя и учащихся сопровождается демонстрацией соответствующего материала на компьютере.
1 группа
Задание 1
Найдите точку максимума функции .
Задание 2
Найдите точку минимума функции .
Задание 3
Найдите наименьшее значение функции на отрезке [–10; –1].
Задание 4
Найдите точку минимума функции .
Задание 5
Найдите наименьшее значение функции на отрезке [1; 9].
Задание 6
Найдите наибольшее значение функции на отрезке [1; 9].
Задание 7
Найдите точку минимума функции .
2 группа
Задание 1
Найдите наименьшее значение функции на отрезке [3; 10].
Задание 2
Найдите наименьшее значение функции на отрезке [–3; –1].
Задание 3
Найдите наименьшее значение функции на отрезке [8; 11].
Задание 4
Найдите точку минимума функции .
Задание 5
Найдите точку максимума функции .
Задание 6
Найдите точку максимума функции .
3 группа
Задание 1
Найдите наибольшее значение функции на отрезке [–2; 2].
Задание 2
Найдите точку максимума функции
Задание 3
Найдите наибольшее значение функции на отрезке [2; 10].
Задание 4
Найдите точку максимума функции .
Задание 5
Найдите наименьшее значение функции на отрезке [–3; 3].
4 группа
Найдите наибольшее значение функции на отрезке .
Задание 2
Найдите наименьшее значение функции на отрезке .
Задание 3
Найдите наибольшее значение функции на отрезке .
Задание 4
Найдите наибольшее значение функции на отрезке .
Задание 5
Найдите наибольшее значение функции на отрезке .
Задание 6
Найдите наибольшее значение функции на отрезке.
3.Самостоятельная работа ( 15 минут)
I вариант
- Найдите точку минимума функции .
- Найдите точку максимума функции .
- Найдите наименьшее значение функции на отрезке [–3; 3].
- Найдите наибольшее значение функции на отрезке .
. II вариант
- Найдите наибольшее значение функции на отрезке [1; 9].
- Найдите точку максимума функции .
- Найдите точку минимума функции .
- Найдите наибольшее значение функции на отрезке .
. Тетради учащихся собираются для последующей проверки учителем, и результаты анализируются на следующем уроке.
4. Итог урока
Учитель: “Дорогие ребята! Наш семинар подходит к концу, мы благодарим всех выступавших перед нами. А я еще раз хочу обратить ваше внимание на тему нашего урока “Решение задач с применением производной ” Таким задачам много внимания уделяется в экзаменационных заданиях и решение этих задач вызывает ряд затруднений, поэтому мы, сегодня уделили внимание именно заданиям такого вида”.
а) Проанализировать вместе с учащимися работу групп, указать ошибки, недочёты, отметить положительные моменты.
б) Повторить формулы дифференцирования, используемые в предложенных задачах.
в) Выставить отметки за работу на уроке.
5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Учащимся даётся задание найти в интернете в ОТКРЫТОМ БАНКЕ ЗАДАНИЙ другие виды задач с применением производной и на последующих уроках рассмотреть их решение.