Тип занятия | Закрепление знаний и умений в 1 классе с группой обучающихся с ФФНР (фонетико – фонематическим недоразвитием речи) | |
Цели занятия | Дифференциация звуков [р-р,] – [л-л,] в устной речи и на письме букв р–л в словах, выражения и предложениях. | |
Задачи занятия | 1. Коррекционно-образовательные:
закрепить правильную артикуляцию звуков [р-р,] –
[л-л,] и различия между этими звуками по
акустическим признакам и соответствующими
буквами; умения выделять данные звуки и
соотносить их с соответствующими буквами;
навыки правильного применения букв л и р на
письме, работы по заданию, работы с
индивидуальными листами. Закрепить понятия
звуки, буквы, слова, выражения, предложения. 2. Коррекционно-развивающие: развивать фонематические процессы через выделение звуков в слове и обозначение соответствующей буквой, через фонетическую разминку, через письмо под диктовку; мыслительные процессы через создание проблемных ситуаций, разгадывания ребусов; навыки языкового анализа через работу со схемой предложения; мелкую моторику рук через пальчиковую гимнастику, закрашивание и соединение предметов, работу с разрезными карточками, письмо; ориентировку в пространстве через работу с разрезными карточками, через соединение предложений с картинкой, через работу с индивидуальными листами; связную речь через составление предложений и рассказов; осознанность и правильность чтения через чтение выражений и предложений по заданию; активизировать и расширить словарь через объяснения значений слов, выражений и составление рассказов; чувство самоанализа и самоконтроля через рефлексию каждого этапа; предупреждение ошибок на письме, через развитие фонематических и оптических процессов. 3. Коррекционно-воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку, к занятию спортом. |
|
Используемые педагогические технологии и методы |
– ИКТ – Здоровьесберегающие технологии – Игровые технологии – Развивающее обучение – Личностно-ориентированные технологии обучения – Словесные методы – Практические методы – Наглядные методы |
|
Время реализации занятия | 40 минут | |
Необходимое оборудование и материалы | – Компьютер, мультимедиапроектор,
экран колонки; – Презентация в программе Microsoft Office Power Point; – Индивидуальные листы, разрезные карточки с именами, магнитные буквы р, л, медали, цветные карандаши, ручки. |
|
Список литературы |
1. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г.
«Организация и методы коррекционной работы
логопеда на школьном логопункте». – М, 1991. 2. Крупенчук О. И. «Научи меня говорить правильно!» пособие по логопедии для детей и родителей. – СПб.: издательский Дом «Литера», 2004г. 3. Лебедева И.Л. «Трудный звук, ты наш друг! Звуки Р, Рь» Практическое пособие для логопедов, воспитателей, родителей. М, 2007. 4. Лебедева И.Л. «Трудный звук, ты наш друг! Звуки Л, Ль» Практическое пособие для логопедов, воспитателей, родителей. М, 2007. 5. Монтессори М. «Монтессори – материал». – М, 1994 6. Павлова Н.Н. Пишем и готовимся к школе: Учебное пособие. – М.: Махаон, 2010. 7. Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно. СПб.: «Дельта», 1996. 8. Соколова Н.В. Рабочая тетрадь по обучению чтению дошкольников. – М.: Школьная пресса, 2006 |
|
Использованные Интернет ресурсы |
– Фотографии биатлонного центра и
эмблемы биатлонных соревнований; – Картинки с Интернет порталов: снеговика, салата, смайлика, солнышка, арфы, лото, термоса, абажура. |
|
Ход и содержание урока, деятельность учителя и учеников. |
||
I. Оргмомент | – Вы знаете, что город
Ханты-Мансийск знаменит разными спортивными
состязаниями. Посмотрите на слайд и скажите, на
какие соревнования я вас приглашаю? (слайд 2) – Мы сегодня проведём логопедический биатлон. – Что важно в настоящем биатлоне делать хорошо, чтобы добиться отличных результатов? (Быстро бегать и метко стрелять) – А в логопедическом биатлоне нужно: чётко и верно проговаривать звуки и правильно обозначать их буквами. |
|
II. Определение темы и целей занятия | – К каждому соревнованию
спортсмены долго готовятся. Мы с вами тоже
готовились. Вспомните, какие звуки мы учились
правильно произносить и различать на прошлом
занятие? ([р-р,] и [л-л,]) Сегодня мы будем продолжать
следить за правильным произношением звуков [р-р,]
и [л-л,]; закрепим умения различать эти звуки и
буквы, которые обозначают их (слайд 3). – Вы знаете, сколько мишеней поражают биатлонисты на одном огневом рубеже? (5) Нам тоже надо поразить 5 мишеней. Только в логопедическом биатлоне их закрывают не все сразу, а по одной на каждом этапе. Мы будем закрашивать мишени зелёным цветом, если выполненные задания нам будут легки и понятны, жёлтым – если надо ещё потренироваться в выполнении задания и красным – если очень трудное и непонятное задание. У каждого индивидуальные мишени на столе. Помогать и следить за логопедическим биатлоном будет Снеговик (слайд 4). |
|
III. Фонетическая разминка | – Перед соревнованиями надо размяться.
Разминку проводит Снеговик. – Послушайте и исправьте ошибку.
– Хорошо размялись, можно сделать пробный выстрел. Закрасьте 1 мишень зелёным цветом, если вам было понятно и легко заменять звуки и получать правильные слова. Жёлтым – если было не всё легко и понятно, нужна небольшая помощь. Красным – если очень трудно и не понятно без помощи (на 4 слайде закрашивается 1 мишень). |
|
IV. Пальчиковая гимнастика | – Приготовились к старту. На 1
огневом рубеже нам надо будет писать. Чтобы
получилось правильно и красиво, пока мы бежим по
лыжной трассе, разминаем пальчики. – Работают обе руки одновременно.
|
|
V. Соотношение звук – буква Дифференциация букв в словах. |
– Вспомните, какой буквой
обозначают звуки [р-р,] (Р – эр), звуки [л-л,] (Л –
эль). – На 1 рубеже нам надо вставить пропущенные буквы (Л или Р) Найдите слова у себя на карточках, самостоятельно вставьте пропущенные буквы, чтобы получились слова (слайд 5). Ме__, а__фа, __ото, те__мос, абажу__, са__ат. – Проверяем (на 5 слайде появляются пропущенные буквы и рисунки предметов.) – Закрываем следующую мишень зелёным цветом, если было легко и понятно вставлять пропущены буквы. Жёлтым – если нужно ещё потренироваться вставлять правильно пропущенные буквы. Красным – если очень трудно и не понятно без помощи (слайд 6). |
|
VI. Дифференциация букв в словосочетаниях | – Отправляемся на 2 рубеж. По пути
читаем по цепочке выражения и зачеркиваем те,
которые не относятся к биатлону (слайд 7). Зелёный
кедр, хорошая лыжня, стрелковый тир, весёлые
салки, широкая трасса, жёлтый стул, быстрая
стрельба, золотая медаль. – Проверяем, сколько букв л вы нашли и
подчеркнули одной чертой (5), сколько букв р подчеркнули
двумя чертами (7). – Закрываем следующую мишень зелёным цветом, если было легко и понятно находить нужные выражения и подчёркивать буквы по заданию. Жёлтым – если нужно ещё потренироваться находить нужные выражения и буквы. Красным – если очень трудно и не понятно без помощи (на 8 слайде появляются мишени). |
|
VII. Физминутка | – Едем к 3 рубежу и
разминаемся. Повторим части тела человека,
правильно проговаривая все звуки.
|
|
VIII. Дифференциация букв в предложениях | – На 3 огневом рубеже нас
встречает Снеговик со схемой предложения (
___ ___ ___ ___ ) (слайд 9). – Почему мы не можем назвать это схемой предложения? (Первое слово в предложении пишут с большой буквы, в конце предложения – точка.) ( ___ ___ ___ __ .) (на 9 слайде появляются исправления на схеме предложения). – Придумайте предложения к схеме. – Записываем предложение под диктовку на своих листочках. – Найдите ниже на своих листах предложения и
рисунки к ним, которое придумал снеговик. По
цепочке читаем предложения и соединяем их с
картинкой (слайд 10). – Закрываем следующую мишень зелёным цветом, если было легко и понятно писать предложение под диктовку и соединять предложения с картинками. Жёлтым – если нужно ещё потренироваться правильно писать предложения; читать и находить то, о чём прочитал. Красным – если очень трудно и не понятно без помощи (на 10 слайде появляются мишени). |
|
IX. Дифференциация букв в текстах | – Пока бежим последний круг,
скажите, какие ещё виды спорта вы знаете? – Все дети, которые хотят быть успешными, красивыми, здоровыми, обязательно занимается спортом. Кто-то ходит в секции. А кто-то с друзьями или родителями активно проводит своё свободное время на спортивных площадках, стадионах, кортах. Не сидит возле компьютера или телевизора. – Пройдите на последний огневой рубеж и посмотрите на картинку (слайд 11). – Послушайте рассказ о девочках, которые занимаются в разных секциях, и запомните, кого как зовут. Лена занимается плаванием. Рита – фигуристка. Ира – лыжница. Одна из их подружек любит малину, а другая интересуется лисами. (Марина, Алиса) –
Найдите имена девочек на нашем огневом рубеже.
(Каждому показывают свою картинку девочки. Детям
надо сложить имя своей девочки из разрезанных
карточек). – Придумайте рассказ о своей девочке. |
|
X. Подведение итогов занятия (В течение всего занятия проводилась рефлексия каждого этапа) |
– Покажите свои мишени. Очень рад, что
все мишени у вас закрыты (12 слайд). – Понравился вам логопедический биатлон? Что понравилось? Что запомнилось? Чему научились? – Поднимите руку, кто занимается спортом? А кто захотел заниматься спортом? – Молодцы! Надо обязательно заниматься спортом или просто активно проводить своё свободное время с друзьями и родными. Не забывать тренировать язычок, правильно и внятно произносить звуки, а так же правильно обозначать их на письме буквами. И в конце нашего логопедического биатлона награждение (слайд13). – За старание говорить и писать правильно награждаются следующие ученики 1 класса… (вручаются медали всем участникам занятия). |
Логопедическое занятие с группой учащихся с ФФНР. 1-й класс
- Калюжная Светлана Валерьевна, учитель-логопед
Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»
Класс: 1
Ключевые слова: логопедическое занятие, ИКТ, 1 класс, урок-игра, дифференциация звуков
Презентация к уроку
Загрузить презентацию (3 МБ)