Цель: Уточнить представления учащихся о неопределенной форме глагола как начальной, развить умение правильно ставить вопросы: что делать? и что сделать?
Ход урока
I. Оформление тетрадей
– Здравствуйте! Сядете, когда услышите глагол: большой, стена, красивый, рисует
II. Словарная работа
– Молодцы, сегодня мы продолжим работу с глаголом, но начнем урок с повторения слов из словаря.
Вставьте пропущенную букву:
б…седа
м…роз
уж…н
п…бедабеседует
морозит
ужинает
побеждает
Проверка: Почему мы не доказывали правописание этих орфограмм? (Это слова из словаря.)
– Образуйте от данных слов родственные глаголы, которые отвечают на вопрос что делает? Какую орфограмму увидели в образованных глаголах? (Ответы детей.)
– Какое правило помогло правильно написать безударные гласные в родственных словах? (Безударные гласные в родственных словах пишутся одинаково.)
III. Объяснение нового материала.
– Теперь по плану повторим все, что мы знаем о глаголе.
На доске
- Что такое глагол?
- Что обозначает глагол?
- Как изменяются глаголы? Например.
- Роль в предложении? Например.
– У кого есть дополнения?
Сегодня на уроке мы еще кое-что новое узнаем о глаголе. Прочитайте предложение.
На доске:
Не на пользу книги читать, если только вершки в них хватать.
– Что вы прочитали? (Пословицу.)
– Как вы ее понимаете? (Ответы детей.)
– Давайте эту пословицу возьмем за девиз нашего урока. И в конце посмотрим, кто сегодня книги читал, т.е. был внимательным, а кто только вершки похватал.
Запишите пословицу в тетрадь. Подчеркните глаголы. Прочитайте еще одну пословицу.
На доске:
Найти друга тяжело, а потерять легко.
– Как вы ее понимаете? Запишите пословицу. Подчеркните глаголы. (Дети выполняют задание.)
– Прочитайте глаголы, которые вы подчеркнули. (Читать, хватать, найти, потерять.)
– На какие вопросы отвечают они?
Дети:
- книги что делать? – читать;
- вершки что делать? – хватать;
- друга что сделать? – найти, что сделать? – потерять.
– Попытайтесь определить время глаголов. (Нельзя.)
– Попытайтесь определить число глаголов. (Нельзя.)
– Как вы думаете, как называется такая форма глагола, у которой время и число мы не можем определить? (Неопределенная форма.)
– Правильно. Глаголы, у которых нельзя определить время и число и которые отвечают на вопросы что делать? и что сделать? будут стоять в неопределенной форме.
На доске:
– Вот мы и подошли к теме нашего урока НЕОПРЕДЕЛЕНАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА или ИНФИНИТИВ.
Прочитайте эти слова про себя, хором.
Неопределенная форма глагола или инфинитив является начальной формой глагола.
Откройте учебники на стр. 151 и прочитайте правило о неопределенной форме
глагола
На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?
Можно ли у этих глаголов определить время и число?
– Кто внимательный, что еще мы не сказали о глаголах в неопределенной форме? (Оканчиваются на -ть, -ти)
Правильно, глаголы в неопределенной форме на конце имеют -ть, -ти.
Вернемся к пословицам и подчеркнем одной чертой на что оканчиваются глаголы в неопределенной форме.
Кто запомнил, как по-другому называется неопределенная форма глагола? (Инфинитив.)
Физкультминутка.
– Отдохнем, я буду называть глаголы, а вы выполните движения, соответствующие этим глаголам.
Встаньте.
Наклоните голову: вперед, назад, вправо, влево, прямо.
Закройте глаза. Закрытыми глазами: вверх, вниз, вправо, влево.
Откройте глаза.
Вдох, выдох.
Сесть.
– А теперь попробуйте перечислить все глаголы, которые я назвала?
– Кто был самый внимательный, какой глагол в неопределенной форме я назвала? (Сесть.)
– Докажите.
IV. Закрепление
Упражнение № 345 (разобрать 2 предложения, выполнить самостоятельно)
Индивидуальные карточки.
Проверка
– Что вы заметили интересного в последнем словосочетании? (Глаголы оканчиваются на -чь)
– Да, глаголы в неопределенной форме могут оканчиваться не только на -ть, -ти, но и на -чь.
– Приготовитесь работать по вариантам:
Вариант I
Подберите к данным глаголам неопределенной формы глаголы-синонимы неопределенной формы:
Бросать
Глядеть
Наряжать
Блестеть
Бранитькидать
смотреть
украшать
сверкать
ругать
Ввариант II
Подберите к данным глаголам неопределенной формы глаголы – антонимы неопределенной формы:
Встречать
Кричать
Светлеть
Крепнуть
Лежатьпровожать
молчать
темнеть
слабеть
стоять
– Прежде чем проверить ваши работы, давайте вспомним, что такое синонимы, антонимы.
– Чем синонимы отличаются от антонимов? (Выслушиваются ответы.)
Проверка: Докажите, что это глаголы неопределенной формы?
V. Итог
Домашнее задание: Стр. 152, упр. 346, правило.
– Прочитайте задание, кому не понятно?
Оценки.
– Теперь проверим, кто сегодня книги читал, а кто вершки хватал?
– Что такое инфинитив? (Неопределенная форма глагола.)
– Почему она называется неопределенная? Назовите признаки глагола неопределенной формы. (Ответы детей.)
Игра-соревнование
Кто больше назовет глаголов в неопределенной форме? (Дети отвечают.)