Неопределенная форма глагола

Разделы: Начальная школа


Цель: Уточнить представления учащихся о неопределенной форме глагола как начальной, развить умение правильно ставить вопросы: что делать? и что сделать?

Ход урока

I. Оформление тетрадей

– Здравствуйте! Сядете, когда услышите глагол: большой, стена, красивый, рисует

II. Словарная работа

– Молодцы, сегодня мы продолжим работу с глаголом, но начнем урок с повторения слов из словаря.

Вставьте пропущенную букву:

б…седа
м…роз
уж…н
п…беда
беседует
морозит
ужинает
побеждает

Проверка: Почему мы не доказывали правописание этих орфограмм? (Это слова из словаря.)

– Образуйте от данных слов родственные глаголы, которые отвечают на вопрос что делает? Какую орфограмму увидели в образованных глаголах? (Ответы детей.)

– Какое правило помогло правильно написать безударные гласные в родственных словах? (Безударные гласные в родственных словах пишутся одинаково.)

III. Объяснение нового материала.

– Теперь по плану повторим все, что мы знаем о глаголе.

На доске

  1. Что такое глагол?
  2. Что обозначает глагол?
  3. Как изменяются глаголы? Например.
  4. Роль в предложении? Например.

– У кого есть дополнения?
Сегодня на уроке мы еще кое-что новое узнаем о глаголе. Прочитайте предложение.

На доске:

Не на пользу книги читать, если только вершки в них хватать.

– Что вы прочитали? (Пословицу.)

– Как вы ее понимаете? (Ответы детей.)

– Давайте эту пословицу возьмем за девиз нашего урока. И в конце посмотрим, кто сегодня книги читал, т.е. был внимательным, а кто только вершки похватал.

Запишите пословицу в тетрадь. Подчеркните глаголы. Прочитайте еще одну пословицу.

На доске:

Найти друга тяжело, а потерять легко.

– Как вы ее понимаете? Запишите пословицу. Подчеркните глаголы. (Дети выполняют задание.)

– Прочитайте глаголы, которые вы подчеркнули. (Читать, хватать, найти, потерять.)

– На какие вопросы отвечают они?

Дети:

  • книги что делать? – читать;
  • вершки что делать? – хватать;
  • друга что сделать? – найти, что сделать? – потерять.

– Попытайтесь определить время глаголов. (Нельзя.)

– Попытайтесь определить число глаголов. (Нельзя.)

– Как вы думаете, как называется такая форма глагола, у которой время и число мы не можем определить? (Неопределенная форма.)

– Правильно. Глаголы, у которых нельзя определить время и число и которые отвечают на вопросы что делать? и что сделать? будут стоять в неопределенной форме.

На доске:

– Вот мы и подошли к теме нашего урока НЕОПРЕДЕЛЕНАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА или ИНФИНИТИВ.

Прочитайте эти слова про себя, хором.
Неопределенная форма глагола или инфинитив является начальной формой глагола.
Откройте учебники на стр. 151 и прочитайте правило о неопределенной форме глагола
На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?
Можно ли у этих глаголов определить время и число?

– Кто внимательный, что еще мы не сказали о глаголах в неопределенной форме? (Оканчиваются на -ть, -ти)

Правильно, глаголы в неопределенной форме на конце имеют -ть, -ти.

Вернемся к пословицам и подчеркнем одной чертой на что оканчиваются глаголы в неопределенной форме.

Кто запомнил, как по-другому называется неопределенная форма глагола? (Инфинитив.)

Физкультминутка.

– Отдохнем, я буду называть глаголы, а вы выполните движения, соответствующие этим глаголам.

Встаньте.
Наклоните голову: вперед, назад, вправо, влево, прямо.
Закройте глаза. Закрытыми глазами: вверх, вниз, вправо, влево.
Откройте глаза.
Вдох, выдох.
Сесть.

– А теперь попробуйте перечислить все глаголы, которые я назвала?

– Кто был самый внимательный, какой глагол в неопределенной форме я назвала? (Сесть.)

– Докажите.

IV. Закрепление

Упражнение № 345 (разобрать 2 предложения, выполнить самостоятельно)

Индивидуальные карточки.

Проверка

– Что вы заметили интересного в последнем словосочетании? (Глаголы оканчиваются на -чь)

– Да, глаголы в неопределенной форме могут оканчиваться не только на -ть, -ти, но и на -чь.

– Приготовитесь работать по вариантам:

Вариант I

Подберите к данным глаголам неопределенной формы глаголы-синонимы неопределенной формы:

Бросать
Глядеть
Наряжать
Блестеть
Бранить
кидать
смотреть
украшать
сверкать
ругать

Ввариант II

Подберите к данным глаголам неопределенной формы глаголы – антонимы неопределенной формы:

Встречать
Кричать
Светлеть
Крепнуть
Лежать
провожать
молчать
темнеть
слабеть
стоять

– Прежде чем проверить ваши работы, давайте вспомним, что такое синонимы, антонимы.

– Чем синонимы отличаются от антонимов? (Выслушиваются ответы.)

Проверка: Докажите, что это глаголы неопределенной формы?

V. Итог

Домашнее задание: Стр. 152, упр. 346, правило.

– Прочитайте задание, кому не понятно?

Оценки.

– Теперь проверим, кто сегодня книги читал, а кто вершки хватал?

– Что такое инфинитив? (Неопределенная форма глагола.)

– Почему она называется неопределенная? Назовите признаки глагола неопределенной формы. (Ответы детей.)

Игра-соревнование

Кто больше назовет глаголов в неопределенной форме? (Дети отвечают.)