Звучит песня «Добрый день» (муз. Э.Колмановского, сл. В.Дыховичного, М.Слободского.)
1-й ученик.
Машинисты и ткачи,
Трактористы и врачи
Лесорубы и шахтёры,
Комбайнеры и актеры,
Повара и кузнецы,
Водолазы и певцы,
Все когда-то в первый раз
Приходили в первый класс.
Все ходили в первый класс,
Наша очередь сейчас.
2-й ученик.
Этот поезд быстро мчится,
От границы до границы.
По степям до синих гор
На зеленый светофор.
В школу он спешит сейчас,
К нам на праздник в первый класс.
Опоздать нельзя на праздник –
Это каждый знает.
Мчится поезд «Первоклассник»,
Скорость набирает.
3-й ученик.
Прибавляет по пути,
К трем четыре, два к пяти,
Чуть пеналами гремит,
Чуть губами шевелит,
Изучая алфавит.
Так садись в счастливый поезд,
И помчим от А до Я.
Нынче в нашем зале – праздник!
«До свиданья, Азбука!»
4-й ученик.
Букв сначала мы не знали,
Мамы сказки нам читали.
А теперь читаем сами,
Подружились сказки с нами.
Пусть зовут нас семилетки,
Пусть не ставят нам отметки.
Не ведем мы дневники,
Все же мы ученики.
5-й ученик.
Любим светлый, чистый класс,
Это раз!
Здесь читаем мы слова,
Это два!
Ну, а в-третьих, я Катюшке
Сам уже пишу записки.
И бабуля говорит:
«Мой внучонок вундеркинд!»
6-й ученик.
Тому, кто хочет много знать,
Кто хочет книги прочитать.
Про горы и долины,
Про водные глубины,
Про звезды, ивы вдоль реки,
Не обойтись без Азбуки!
7-й ученик.
Я с этой книжкой первый раз
Пришел в свой первый светлый класс.
Я эту книжку полюбил,
Я в ней все буквы изучил,
И как мне радостно сказать:
«Умею я теперь читать!»
Звучит песня «Про азбуку» (муз. А. Островского, сл. З. Петровой.)
Учитель. Первая учебная книга «Азбука» – начало всех начал. Но праздник начался, а главного гостя – Азбуки – нет. Давайте, ребята, позовем её.
Все. Азбука! Азбука! Мы ждем тебя!
(Входит Азбука)
Азбука.
Я – «Азбука», учу читать,
Меня никак нельзя не знать.
Меня изучишь хорошо –
И сможешь ты тогда
Любую книжку прочитать
Без всякого труда.
– А вы знаете, сколько мне лет? Почти 400
Учились все по мне всегда,
Я – книга школьная – Азбука:
Рисунки, буквы, точки,
Коротенькие строчки.
1-й ученик
Прощай, дорогая Азбука,
Расставаться с тобою жаль.
Мы знаем буквы, знаем слоги,
За все огромное спасибо тебе,
Дорогая Азбука.
2-й ученик
Потрудились мы немало,
Ведь, по правде говоря,
Русской грамоты начало
В нашей Азбуке родной.
Труд наш ученический,
Порой довольно трудный.
И маме с папой не понять
Как трудно было прочитать
Нам в первый раз “Ау”, “Уа”
Такие сложные слова.
3-й ученик.
Очень трудно, очень трудно
Потому что в первый раз.
Но страницы прошуршали,
Буквы 33 узнали
И теперь любую книжку
Мы прочтем без передышки.
4-й ученик.
Были мы просто ребятами
Стали теперь мы читатели
Нет среди нас лентяев –
Все мы прекрасно знаем,
Важно буквы все знать
Важно учиться читать.
Мини-пьеса “Лиса, тетерев и зайчата”
Действующие лица: лиса, тетерев Терентий, двое зайчат.
(Тетерев сидит на дереве. Рядом висит плакат “Зайцы! Здесь ходит лиса”. Выбегают зайчата.)
Зайчата. Здравствуй, дядюшка Терентий!
Терентий. Здравствуйте, зайчата. Что вы здесь делаете?
Зайчата. Играем.
Терентий. А разве вы не видите плакат, который я написал для вас? Прочтите его.
Зайцы. А мы читать не умеем. Мы не научились! Мы пока только иностранные языки изучаем.
Терентий. И какие же вы иностранные языки изучаете?
Зайцы. Я научился лаять по-собачьи: Гав! Гав! А я мяукать по-кошачьи: Мяу! Мяу!
Терентий. Очень хорошо! Эти иностранные языки вам, может быть, очень пригодятся в жизни. Но всё-таки обязательно нужно научиться читать. Если бы вы умели читать, то прочитали бы на этом плакате “Зайцы! Здесь ходит лиса!”
(Зайцы испуганно прижимаются друг к другу)
Терентий. А вот и она сама, Зайчата, прячьтесь в кусты. (Зайцы прячутся за куст. Появляется лиса, замечает плакат)
Лиса. Опять, Терентий, ты здесь этот глупый плакат повесил! Безобразие! А зайцев ты здесь не видел? Такие маленькие, глупенькие, хорошенькие…
Терентий. Нет, не видел.
Лиса. (показывая в сторону кустов) А что-то там вроде кусты шевелятся? Не они ли это? Посмотри, Терентий, тебе сверху всё видно…
Терентий. Да, нет, там кажется собака, а за ней, похоже, охотник.
Зайцы. (из-за кустов): Гав! Гав!
Лиса. Ой, собака, Ой, охотник! Бегу, Терентий, прощай, некогда мне!
(Лиса убегает)
Зайцы. Гав! Гав! (выходят из-за кустов) Спасибо тебе, Терентий. Выручил нас.
Терентий. Да и вы не растерялись, вовремя залаяли. Пригодились вам иностранные языки.
Зайцы. Конечно, но теперь мы ещё и учиться читать начнём. Обязательно начнём. Теперь мы видим, что и уметь читать тоже очень важно. До свидания, дядюшка Терентий.
Терентий. До свидания, зайчата.
В.Н. Орлов «Живой букварь»
1-й ученик.
Нас в любое время года
Учит мудрая природа:
Птицы учат пению, паучок – терпению.
Пчелы в поле и в саду обучают нас труду.
Учит снег нас чистоте.
Учит солнце доброте.
И – при всей огромности – обучает скромности.
У природы круглый год обучаться нужно,
Нас деревья всех пород, весь большой лесной народ
Учат крепкой дружбе!
Б. Заходер «Живая Азбука»
2-й ученик.
В азбуке этой – увидите сами! –
Буквы живые: с хвостами, с усами,
Бегать умеют они и летать,
Ползать и плавать, кусать и хватать…
Буквы – мохнатые, буквы – пернатые,
Стройные буквы и даже горбатые,
Добрые, злые, наземные, водные –
Кто же они? Догадались?
Все. Животные!
Выходят дети и читают стихи. В руках у них рисунки животных и буквы.
А
Азбука пусть начинается с аиста –
Он, как и азбука, с «А» начинается!
Б
Никакого нет резона у себя держать бизона,
Так как это жвачное – грубое и мрачное!
В
– Что невесел, воробей?
– Мало стало лошадей!
Трудно нынче воробью прокормить свою семью!
Г
Давно я не встречал гадюки,
И что-то не скучал в разлуке!
Д
Старый ёж в лесах Кавказа как-то встретил
дикобраза.
– Ну и ну! – воскликнул ёж. – На кого же ты похож!
Е
Эта зверюшка вполне безобидная,
Правда наружность у ней незавидная.
Люди бедняжку назвали – ехидна.
Люди, одумайтесь! Как вам не стыдно?!
Ё
– Что ж ты, ёж, такой колючий?
– Это я на всякий случай:
Знаешь, кто мои соседи?
Волки, лисы и медведи.
Ж
Мне очень нравится жираф – высокий рост и
кроткий нрав.
Жирафа – он ведь выше всех – бояться даже львы.
Но не вскружил такой успех жирафу головы.
Легко сломает спину льву удар его копыта,
А ест он листья и траву – и не всегда досыта.
З
Зебу не знает ни снега, ни вьюги,
Он родился и вырос на юге.
К пальмам и к южному небу привык
Зебу, хотя он всего только бык.
И
Индюку и лучший друг
Честно скажет:
– Ты – индюк!
К
Всю жизнь в воде проводит кит, хотя он и не рыба.
Он в море ест и в море спит, за что ему – спасибо:
Тесно было бы на суше от такой огромной туши!
Л
Считался лев царем зверей,
Но это было встарь.
Не любят в наши дни царей,
И лев уже не царь…
Теперь сидит он присмирев,
И перед ним – ограда,
Он недоволен, этот лев,
Но так ему и надо!
М
Морж спросил у кенгуру:
– Как выносишь ты жару?
– Я от холода дрожу! –
Кенгуру сказал моржу.
Н
Кто носорогу дорогу уступит,
Тот, несомненно, разумно поступит.
Любо толкаться ему, толстокожему,
А каково бедняге прохожему?
Как хорошо, что такие невежи
Будут встречаться все реже и реже!
О
Наши предки, ваши предки на одной качались
ветке,
А теперь нас держат в клетке… Хорошо ли это,
детки?
П
– Если сможешь, угадай, что нам скажет попугай?
– То и скажет, полагаю, что вдолбили попугаю!
Р
Этот зайчик – наш земляк –
Называется русак!
С
Больше всех на суше он, очень, очень добрый слон.
Видно, даже у зверей
Тот и больше, кто добрей!
Т
Тапир навек повесил нос, грустит он об одном:
Он собирался стать слоном, да так и не дорос…
У
– Я по совести скажу: плохо, плохо мне, ужу,
Очень гадок я на вид… А ведь я – не ядовит!
Ф
Только ночью страшен филин.
А при свете – он бессилен!
Х
Львы и тигры приручаются. Это редко, но
случается.
Но никто еще пока приручить не смог хорька.
Ц
Зачем такой носище цапле?
Затем, чтоб цапли рыбок цапали.
Ч
Черепаха всех смешит, потому что не спешит,
Но куда спешить тому, кто всегда в своем дому?
Ш
Шавка очень громко лает, шавка очень твердо
знает:
Тот, кто громче скажет «гав», тот всегда и будет
прав!
Щ
Хватать, глотать умеют щуки –
Другой не нужно им науки.
Э
Я про страуса, про эму, написал бы вам поэму,
Но никак я не пойму: эму он или эму?!
Ю
Откровенно признаю: зверя нет на букву Ю.
Это – южный ктототам. Я его придумал сам.
Я
С виду очень грозен як,
А ведь он – большой добряк:
Говорят, на нем в Тибете
Смело ездят даже дети!
Мини-пьеса «Лисичка и Журка»
Действующие лица: ведущий, лиса, журавль Журка
Ведущий. Жили в лесу журавль Журка и Лисичка. Не хотели они целый год в лесную школу ходить. Думали, сами научатся грамоте.
Лисичка. Давай друг друга угостим
кашей из букв алфавита. Сразу и читать научимся.
Приходи ко мне завтра в гости. Я кашку сварю,
погуще, послаще!
(Готовит кашу)
Так, возьму горшочек, положу туда букв русского
алфавита, добавлю немного букв английского
алфавита. Размешаю, положу сахар, соль для вкуса. (
Пробует кашу).
Хорошая получилась кашка. Положу ее на тарелки. (Кладет
на тарелки).
А где же Журка?
(Стук. Входит Журка.)
Журка. Здравствуй, Лисичка.
Лисичка. Здравствуй, Журка. Угощайся, поешь кашки, сразу грамоту одолеешь.
Журка. А как есть? (Берет тарелку)
Лисичка. А ты лижи язычком.
(Журавль стучит клювом по тарелке, а ухватить не может.)
Журка. Что-то мне твоя каша не очень понравилась, лучше ты ко мне приходи завтра на обед.
Ведущий. На другой день Журка пригласил Лисичку. А чтобы лучше научиться грамоте решил приготовить целый обед.
Журка. Приготовлю, пожалуй, суп. А где же у меня буквы? Не помню, куда положил. Ну, да ладно, положу, сколько есть, добавлю цифр вместо букв.
(Разливает в кувшины с узким горлышком. Входит Лисичка.)
Лисичка. Ах, как же вкусно у тебя пахнет. Уж приглашай скорей к столу. А все ли ты буквы алфавита положил?
Журка. Да не нашел всех букв, добавил четыре цифры.
Лисичка. Ну да ничего, сразу и считать научимся.
(Пытается достать из кувшина, да голова в кувшин не лезет. Журавль достает своим длинным клювом, так все и съел).
Лисичка. Не удается мне поесть твоего супа. Как же тогда я книжку прочитаю, если я супчика не поела.
Журка. А я тоже не могу читать, что же нам теперь делать?
(Открывают Азбуку, пытаются прочесть книгу)
Ведущий. Ребята, почему не смогли Журка и Лисичка научиться грамоте? (Ответы детей)
Звучит песня «Буратино» (1 куплет) (муз. А. Рыбникова, сл. Ю. Энтина). Входит Буратино.
Буратино. Ой-ой, кто тут меня вспоминает? Как здесь много мальчиков и девочек! Что у вас тут за праздник? Сегодня я продал свою Азбуку. Я не хочу учиться в школе. Ведь можно и так прожить.
Азбука. Ребята, давайте попробуем объяснить Буратино, зачем нужно учиться и для чего нужна Азбука? (Ответы детей)
Буратино. Ух, какие умные тут дети! Читать научились, а сказки-то вы знаете? Вот сейчас посмотрим.
(Буратино называет сказки)
- «Снежная принцесса» (Снежная королева)
- «Желтая кепочка» (Красная шапочка)
- «Илья-царевич и серый волк» (Иван-царевич и серый волк)
- «Мальчик и Карлсон» (Малыш и Карлсон)
- «Спящая бабушка» (Спящая царевна)
- «Сказка о рыбаке и рыбачке» (Сказка о рыбаке и рыбке)
– Молодцы! Вас не запутаешь.
Азбука. Буратино, вот возьми учебник, открой на любой странице и прочитай нам.
Буратино. Тетенька, да вы чего? Я его ни разу еще не открывал, я до школы еще не дошел, у меня дела поважнее были, чем ваша школа.
Учитель. Давайте расскажем Буратино чему учат в школе.
Звучит песня «Чему учат в школе» (муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского)
Буратино. Спасибо, ребята. Мне тоже захотелось учиться.
(Выходят дети с буквами Д Р У Ж Б А, встают вперемежку)
1-й ученик.
Вот все буквы перед вами
Каждый может их назвать.
А теперь нам надо с вами,
В слово буквы все собрать.
(Дети встают в таком порядке, чтобы получилось слово ДРУЖБА)
Азбука.
Молодцы, первоклассники!
Вы прочли Азбуку до корки,
Вам по чтению пятерки!
И теперь без передышки
Все прочтут любые книжки.
2-й ученик.
Мы прочтем любые книжки,
Разберемся в словаре.
Потому что всюду буквы,
Те же, что и в Азбуке.
3-й ученик.
Под Российским небосводом
Книгу любят и хранят.
Пусть же крепнет с каждым годом,
Дружба книги и ребят!
4-й ученик.
Мы хотим сказать тебе спасибо!
Мы тебя за все благодарим!
Говорим тебе мы: До свидания!
Здравствуй! – новой книге говорим!
5-й ученик.
Ну вот и перевернута
Последняя страница,
Теперь уже не с Азбукой
Будем мы учиться.
Учитель. Дорогие первоклассники! В
народе говорят: “Азбука – ступенька к
мудрости”. Вы одолели свою первую, очень трудную
ступеньку. Мы от всей души поздравляем вас.
Азбука. За вас я, ребята, абсолютно спокойна. Вы
многому научились, немало узнали. Я вам уже не
нужна. Прощайте, ребята! Успехов вам в дальнейшей
учебе!
1-й ученик.
Вот настал момент прощанья,
Праздник Азбуки прошел.
Говорим мы: «До свиданья!»,
И до новых встреч, друзья!
2-й ученик.
Закончена Азбука, буквы мы знаем,
Стихи и рассказы свободно читаем.
Добру в ней учила нас русская речь,
И мы её будем любить и беречь!
Заключительная песня.
Литература:
- Б. Заходер «Мохнатая Азбука» – Москва. Издательство «Детская литература», 1981.
- М.Ю. Женило «Театрализованные праздники» – Ростов-на-Дону. Издательство «Феникс», 2004.
- М.А. Михайлова «Детские праздники» – Ярославль. Издательство «Академия развития», 1997.
- А.Н. Кугач, С.В. Турыгина «Сценарии школьных праздников» – Москва. Издательство «АйрисПресс», 2006.
- С.В.Савинова «Праздники в начальной школе» – Волгоград. Издательство «Учитель», 2000.