УМК М.З. Биболетова Unit 2 The Job of your Dreams 11 класс (Enjoy English)
УМК Л.Н.Боголюбов Обществознание 11 класс; глава – Человек и экономика, тема – Занятость и безработица.
Познавательные цели:
- знакомство со спектром критериев выбора профессии;
- обсуждение профессиональных качеств и их необходимость для успешного человека.
Учебные цели:
- создать условия для формирования умения учащихся участвовать в обсуждении на основе полученных знаний по теме.
Развивающие цели:
- способствовать формированию умения выражать личное отношение к поставленной проблеме, анализировать, сравнивать, выбирать, аргументировать свой выбор.
Воспитательные цели:
- развитие личностных качеств, создать условия для формирования умения работать в сотрудничестве, в группе;
- способствовать осознанию приоритетов в выборе будущей профессии.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютер, ролевые карточки (Pole Card), медиа презентация.
Ход урока
I. Организационный момент
Цели:
- Определиться учащимся в важности выбора профессии, с целью успешного самоопределения в будущей взрослой жизни;
- Создать условия для формирования у учащихся интереса к данной теме.
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
Каждый ученик в рабочей тетради записывает свой вариант продолжения темы. Зачитывают получившиеся результаты, делают вывод. Например, «Выбор профессии – залог будущего жизненного успеха» |
Тема урока: «Выбор профессии – …» – Что лично для вас значит «выбор профессии», продолжите тему в рабочей тетради. – Словосочетание «выбор профессии» как бы указывает на принятое однажды решение, событие, что в действительности не совсем точно. Выбор профессии – это, прежде всего, процесс, цепочка обстоятельств, которые можно разделить на четыре группы: – планы; – способности; – актуальный социальный спрос на профессию. Жизнь – штука сложная, и далеко не всегда вышеперечисленные условия совпадают. Более того, зачастую какие-либо из этих обстоятельств просто не берутся в расчет. Выбор профессии оказывается по существу, случайным и непродуманным, и, тогда это становится ощутимым, человек снова встает перед проблемой выбора – продолжать мучения, пополнить ряды безработных или …? |
Слайд 1 |
II. Обобщение знаний по данной теме
Цели:
- Проведение анкетирования учащихся с целью выявления существования проблемного поля у них по данному вопросу, чтобы каждый учащийся имел возможность увидеть проблему и задуматься о значимости принятия ими решения; развитие критического мышления, анализ возможных ошибок, чтобы предотвратить их совершение в будущем; ролевая игра;
- Выявить уровень готовности учащихся к выбору профессии; участие в ролевой игре позволит психологически подготовиться к возможным жизненным ситуациям;
- Формирование у учащихся ответственности за сделанный выбор, умения видеть сильные и слабые стороны выбора, анализировать последствия; сориентировать учащихся на важность успеха для каждого из них; актуализация внимания учащихся на важность изучения иностранных языков для повышения востребованности будущей профессии.
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
Учащиеся, обсуждая, составляют вопросы анкеты «Выбор профессии», с целью выявления уровня социальной и психологической готовности к определению будущей профессии после окончания школы. Проведение анкеты (респондентами могут быть учащиеся выпускных классов разных школ). Анализ результатов, подготовка медиапрезентации с результатами анкетирования. |
Составление вопросов анкеты, проведение анкеты, анализ результатов – данная деятельность проводится предварительно, на данном уроке учащиеся только знакомятся с анализом результатов анкетирования. | |
Выступление учащегося с результатами анкетирования. | – Из анализа результатов анкетирования видно, что проблемное поле деятельности существует. | Слайды 2-7 «Результаты анкетирования учащихся» |
Учащиеся, слушая учителя, выписывают в рабочую тетрадь условия с учетом личных притязаний, которые влияют на выбор профессии, а затем проговаривают их. | Условия, которые влияют на выбор профессии: выбор деятельности зависит от интереса к ней, способностей и склонностей. Некоторые включаются в деятельность по примеру друзей. Другие примерят на себя престижные роли: программиста или банкира, фотомодели. Незнание требований к той или иной деятельности, неумение оценить свои способности могут впоследствии привести к неудаче, разочарованию в выбранной профессии. Причем в правильном и успешном выборе деятельности заинтересован не только сам человек, но и общество в целом. В школе и дома говорят: «Будешь хорошо учиться – перед тобой откроются все дороги. Выбирай любое дело». Это верно, но общество не в состоянии пока обеспечить всех творческим трудом. Есть много профессий, которые не являются творческими и увлекательными, но они очень нужны людям. Да и любая деятельность содержит в себе множество нетворческих моментов. Педагог проверяет тетради, балерина упражняется в технике танца. Любая работа требует усердия, кропотливости, трудолюбия, а нередко и творческого подхода. Вот эти качества и необходимо развивать в себе, они в значительной степени и составят успех любой деятельности. Даже труд ученого складывается далеко не только из решения творческих задач. Здесь и чтение научной литературы, многократное проведение эксперимента, запись фактов, проверка на практике выводов, оформление выводов и т.д. Найти дело по душе – этого еще недостаточно для жизненного успеха. У одних есть интересы, но не хватает воли для достижения цели. У других сильна воля, но выбор жизненных интересов беден, и воля остается не включенной в работу. Необходимо расширять круг своих интересов. Интересы будут рождать цели к их достижению. А стремление призовет на помощь волю и заставит ее работать. Успеху в жизни во многом способствует единство интереса, целеустремленности и воли. Выбор жизненного пути осуществляется по-разному. Одни просто трудоустраиваются, то есть готовы на любую работу, дающую кусок хлеба. Другие выбирают профессию, соответствующую своим потребностям и возможностям, Третьи ищут смысл жизни в работе. Большинству людей, нашедших свое призвание, удовлетворение приносит в первую очередь самореализация в труде, творчестве, радость от пользы и результатов их деятельности, а не только материальное вознаграждение. |
Слайд 8 «Бездарный ученый, тупица, прослужил 24 года, не сделав ничего хорошего, дав миру десятки таких же бездарных узких ученых, как он сам. Тайно по ночам он переплетает книги – это его истинное призвание; здесь он артист и испытывает наслаждение. К нему ходит переплетчик, любитель учености. Тайно по ночам он занимается наукой» А.П.Чехов |
Выбирают условия, которые могут повлиять на выбор будущей профессии, отмечая их в тетради. Учащиеся в тетради самостоятельно записывают определение понятия «успех». Затем они могут сравнить определение понятия в словарях или возможно заранее подготовить учащегося, который предложит на слайдах определение понятия из словаря. |
– Какие условия влияют на выбор вашей будущей профессии? – Правильный выбор профессии является одним из критериев успеха. – Что такое успех? |
Слайд 9 «Успех – это…» |
Учащиеся анализируют возможные принципы выбора профессии, аргументируют какие ошибки нужно избегать при этом. Учащиеся составляют советы, которые помогут избежать ошибок при выборе профессии. Например, Советы сверстникам: – консультации психолога, – информация о профессиях, – посещение профориентационных мероприятий (Дни открытых дверей и т.д.) |
– По какому принципу вы бы выбрали профессию, чтобы стать успешным, какие ошибки следует избегать? – Выбор профессии – это, прежде всего, собственный выбор, выбирая профессию, мы выбираем не только способ, каким будем зарабатывать на жизнь, но и образ жизни. |
Слайд 10 «Принципы выбора профессии» – «модная» профессия – «профессия, обещающая большие деньги» – «трудовые династии» – «романтичная» профессия – собственный выбор |
Учащиеся отбирают те качества, которые, по их мнению, необходимы успешному человеку, предлагая свои варианты. | – Хотите быть успешными? Какие качества нужны для этого? Вашему вниманию предлагаются качества, вам нужно выбрать те, которые характеризуют успешного человека. Добавь три дополнительных качества. |
Слайд 11 (возможно использовать интерактивную доску) Качества успешного человека: Толерантность, коммуникабельность, стремление к личному обогащению, приоритет личных интересов, желание помочь другим людям, сострадание, милосердие, приоритет общественных интересов, эгоизм, карьеризм, профессионализм, ответственность, высокий уровень образования, порядочность, конфликтность, зависть, знание иностранных языков |
Учащиеся акцентируют внимание на глобализации современной жизни и важности знания иностранных языков. | – Какую роль играет знание английского языка в современной ситуации? |
|
Учащиеся на английском зыке обсуждают вопросы Pupils discuss the questions. |
– Learning to speak English may be the best thing you can do to improve your life and open new doors. English is important in today’s world and ability to speak English increases your job opportunities. In what spheres is English used? (business…) How can English push your career forward? Today’s world is seen as a global village in which all countries depend on each other and seem to be closer together/ so there are a lot of joint companies. And knowing English will let you become a solid employee and get world recognition and experience and opportunities for professional development and create your future. |
|
Pupils role act the situation “A Job Interview”, they divide into 3 groups and choose the card Role Card №1 Interview and Board You manage the local office of the international law firm. You are looking for a lawyer 1. Decide what you should ask the applicant about, what kind of person you are interested in, what questions the applicant should have. 2. Think of your questions. 3. Take turns to ask questions. 4. be polite and friendly Card 2 Applicant This will be your first job and you feel enthusiastic. You have prepared well for the interview and have sent a letter of application and a CV. You feel this position is interesting for you. 1. Decide what qualities a successful applicant should have. 2. Think how you can show that you have these qualities. 3. Be polite and confident. |
How are you ready for a job interview? Act the situation “A Job Interview” Let’s divide into 3 groups. Decide who will be the applicant and who will be the interviewing board. |
III. Закрепление учебного материала
Цели:
- Анализ учащимися уровня осознания ими темы в начале урока и в конце урока;
- Выявить степень готовности определиться в выборе профессии после полученной на уроке информации.
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
Учащиеся, отвечая на вопрос, демонстрируют свое осознанное отношение к учебному материалу на уроке, возможно, показывая значимость полученной информации. | – Что бы вы учли при выборе профессии сейчас? – Что изменилось в вашем сознании по данному вопросу? |
IV. Домашнее задание
Цели:
- Закрепить полученные знания;
- Продолжить работу по закреплению навыков написания эссе, как одной из форм заданий ЕГЭ.
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
Учащиеся знакомятся с темой эссе (язык, на котором будет написано эссе, выбирают учащиеся по желанию) |
Предлагается учащимся написать эссе на тему: «Профессия моей мечты» |
Слайд 12 |
V. Рефлексия
Цели:
- Умение снимать напряжение, усталость, выражать свое отношение к полученной информации;
- Выяснить отношение учащихся к формам и методам, средствам и доступности подачи информации на уроке
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
Учащиеся знакомятся с правилами написания Синквейна (язык, на котором будет написан синквейн, выбирают учащиеся по желанию) |
Учащимся предлагается написать Синквейн (пятистишие, где первая строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна, вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие, третья строка – три глагол, показывающих действие глагола, четвертая строка – короткое предложение, в котором автор высказывает отношение к проблеме, пятая строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, высказанные с данным понятием). |
Слайды 13 «Синквейн» Например, Урок Интересный, запоминающийся Вдохновил, заинтересовал Я получила удовольствие Здорово. Sinkwein poem (синквейн) A lesson unusual, perfect Choose, think, act It gave me the food to think over. fine |