Построение графика годового хода температуры в своей местности. Определение среднесуточной температуры, определение суточной и годовой амплитуды в Великом Новгороде

Разделы: Математика, География


Тип урока: интегрированный (география + математика).

Цель: формирование умений обработки статистического материала.

Задачи:

  1. Научить вычислять среднее арифметическое, рассчитывать средние температуры и амплитуды температур за разный период времени, устанавливать причинно-следственные связи между изменениями температуры времени года и суток.
  2. Формировать умение построения графиков в системе координат.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Мотивационный этап (географ).
  3. Актуализация знаний (математик, географ).
  4. Рефлексия (географ).
  5. Домашнее задание.

Оборудование:

  • учебник географии Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова "Начальный курс географии, 6 класс". -М.: Дрофа, 2008г.;
  • учебник математики Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Геслоров, С.И. Шварцбурд «Математика 6». -М.: Мнемозина, 2009г.;
  • Атлас. ООО «АСТ-ПРЕСС ШКОЛА». 2011г. ЗАО «Компания «АСТ-ПРЕСС». Авторы И.В. Душина, А.А.Летягин;
  • интерактивная доска PANASONIC, проектор;
  • линейки, карандаши, миллиметровая бумага;
  • раздаточный материал в конвертах (приложения, алгоритмы).

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, садитесь поудобнее. Как вы себя чувствуете? Какое у вас настроение? Покажите. (Дети показывают смайликами.)

- Отметьте свое настроение в карте урока.

- Ну что-же, настроение у всех разное. Думаю, что оно изменится ещё в лучшую сторону в конце урока.

II. Мотивационный этап.

Побуждение к активной деятельности.

Блок географа.

Сегодня у нас необычный урок, урок практикум.

На сегодняшнем уроке вы можете ощутить себя настоящим специалистом, а вот каким вы сейчас узнаем.

Работая в парах, вы должны правильно ответить на десять вопросов. Правильный ответ, правильная буква. Выбранную букву вставьте в горизонтальные окошечки в конце таблицы и тогда вы узнаете специалиста, в роли которого вы сегодня будите работать на уроке.

Вопросы

1. На какой высоте от земли нужно повесить термометр, чтобы он показывал правильную температуру:
Л) 3м.
М) 2м.
Н) 5м.
2. Под каким углом от поверхности земли располагается Солнце, находясь в зените:
Е) 90°.
С) 58°.
Т) 23,5°.
3. Какая из приведенных значений температуры самая низкая:
Т) -47°С.
Б) -2°С.
В) +15°С.
4.
7ч. +30С.
13ч. +40С.
19ч. + 80С.

Суточная амплитуда температуры воздуха равна:
А) 11°С.
Б) 4°С.
Е) 5°С.

5. Определите среднесуточную температуру воздуха:
7ч. +3°С.
13ч. +4°С.
19ч. +8°С.

О) +5°С.
П) +15°С.
Р) +3°С.

6. На сколько градусов изменяется t с высотой?
О) 2°С.
Р) 6°С.
С)10°С.
7. Атмосферу называют:
Н) воздушной подушкой.
О) воздушным океаном.
П) воздушным морем.
8. Температура кипения воды:
К)250°С.
Л)100°С.
Н)150°С.
9. Самая нижняя часть атмосферы:
К) ионосфера.
У) экзосфера.
О) тропосфера.
10. Определите приблизительно высоту полета самолета, если температура воздуха у поверхности Земли равна 20°С, а за бортом самолета -15°С.
Б)10 км.
Г) 6 км.
Д)7 км.

Ответ

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Учитель: Но чтобы быть настоящим метеорологом нужно много учиться и не только географии, но и другим предметам.

Какие предметы необходимы метеорологу?

Ученики: Математика.

III. Актуализация знаний.

Блок математика.

1) Определение среднесуточной температуры и суточной амплитуды.

Задача. В течение дня вы внимательно следили за показаниями термометра. На основе следующих данных постройте график суточного хода температуры воздуха 21 марта 2010 года в городе Великий Новгород:

Время (часы) 0 2 4 6 8 10 12 14 16 18 20 22
Температура (°C) -1° -2° -2° -1° +1° +3° +7° +4° +2° +1°

Алгоритм построения графика:

  1. Начертите прямоугольную систему координат выберите за единичный отрезок 1 см.
  2. На вертикальной оси, отметьте изменение температуры воздуха в течение суток, на горизонтальной – время, выраженное в часах.
  3. Используя данные таблицы, постройте график изменения температуры воздуха в течение суток.

Учитель вместе с учениками строит график на интерактивной доске (на доске).

Прием: «Перекрестный бой».

Вопрос географа Вопрос математика
3. Что такое амплитуда? 1. Какая  температура  была  в  11  часов?
4. Определите по максимальной и минимальной температуре воздуха суточную амплитуду? 2. В какое время наблюдалась максимальная и минимальная температура воздуха?
5. Почему днём температура воздуха оказалась выше, чем ночью? 6. Можем ли мы по построенному графику определить среднее арифметическое значение температур?
  7. Посчитаем.
Вывод. От чего зависит суточный ход температуры воздуха?
Вывод. Суточный ход температур зависит от высоты Солнца над горизонтом.

2) Определение среднесуточной температуры.

Время Температура воздуха
6 часов -6°С
10 часов -4°С
14 часов +1°С
18 часов 0°С
22 часа -3°С

Алгоритм определения среднесуточной температуры воздуха:

  1. Сложите все отрицательные показатели суточной температуры воздуха.
  2. Сложите все положительные показатели температуры воздуха.
  3. Сложите сумму положительных и отрицательных показателей температуры воздуха.
  4. Значение полученной суммы разделите на число измерений температуры воздуха за сутки.

Запись решения учащимися в тетрадь:
-6°С + (-4°С) + (-3°С) = -13°С.
0 + 1°С = +1°С.
-13°С + 1°С = -12°С.
-12°С : 5 = -2,4°С.

3) Построение графика годового хода температуры в своей местности и определение суточной и годовой амплитуды в своей местности.

Высота солнца     32°     55.5°     32°     8.5°
Месяцы Я Ф М А М И И А С О Н Д
Температура (°C) -9° -8° -3° 16° 20° 23° 21° 10° -1° -6°

Учитель: Повторение алгоритма построения графика.

Самостоятельно построить график.

Учитель: Вспомните, как определить амплитуду?

Амплитуда температур (лат. Amplituda – величина) – разность между минимальными абсолютными или средними температурами воздуха за сутки, месяц или год.

 

Алгоритм определения суточной амплитуды температуры воздуха:

  1. Найдите среди температурных показателей самую высокую температуру воздуха.
  2. Найдите среди температурных показателей самую низкую температуру воздуха.
  3. От самой высокой температуры воздуха вычтите самую низкую температуру воздуха.
  4. Запись решения учащимися в тетрадь.

Запись решения учащимися в тетрадь:
+23°С – (-9°С) = 32°С

Прием «Перекрестный бой».

Вопрос географа Вопрос математика
1.Назовите самый холодный и самый теплый месяцы? 2.Объясните, почему январь самый холодный, а июль самый теплый месяцы?
3.Определите годовую амплитуду? 4. Можем ли мы по построенному графику определить среднее арифметическое значение годовых температур?
  5. Посчитаем.
Вывод. От чего зависит годовой ход температур?
Вывод. От высоты Солнца над горизонтом и времени года.
Объясните, почему в сентябре и в марте при одинаковом угле падения солнечных лучей температура воздуха разная?
Почему самый холодный месяц не декабрь, когда солнце ниже всего над горизонтом, а январь?
Почему самый теплый месяц не июнь, когда солнце выше всего над горизонтом, а июль?

IV. Рефлексия.

Учитель: Давайте подведем итог урока. Ответьте на вопросы:

  1. Что новое вы узнали на уроке?
  2. Чему научились?
  3. Где и зачем может пригодиться умение строить графики?
  4. А где и зачем пригодиться умение определять среднее арифметическое?

Учитель: Отметьте в оценочном окне.

(На доске, заранее приготовлены надписи, ученики отмечают цветными магнитами.)

Я понял, как стоить графики ...
Я применил бы в жизни ...
Мне еще нужно самостоятельно разобраться в новом материале ...
Мне нужна помищь учителя в ... Мне это не пригодиться ...

Изменилось ли у вас настроение? Почему?

V. Домашнее задание.

  1. Рассчитать среднемесячную температуру любого месяца из дневника наблюдения.
  2. Построить график месячного хода температур по алгоритму.
  3. Определить месячную амплитуду.
  4. Узнать в каких профессиях используется построение графиков по среднеарифметическим показателям.