Родительское собрание по теме "Уроки Д.С. Лихачева. Цель и самооценка"

Разделы: Работа с родителями


Цель: побудить родителей задуматься о роли самооценки при выборе жизненных целей их детьми.

Задачи:

  • познакомить родителей с результатами анкетирования учащихся класса;
  • обсудить отдельные страницы из книги Д.С.Лихачева;
  • побудить родителей к обсуждению в семье жизненных целей их детей.

Оборудование: портрет Д.С.Лихачева, презентация с фотографиями учащихся класса, диаграммами результатов анкетирования учащихся, цитатами из книги Д.С.Лихачева, музыка из кинофильма. "Усатый нянь".

Ход собрания

Учитель: Здравствуйте, уважаемые родители! Усаживайтесь удобнее. Сегодня мы с вами, как всегда, поговорим о детях.

(Звучит музыка из к/ф "Усатый нянь", диск - тр.№1 Проецирование фотографий учащихся класса на экран (1 мин.))

Посмотрите, пожалуйста, на экран. Это фотографии наших детей, находящихся в том возрасте, который называют беззаботным детством. Узнаёте? Какие счастливые и радостные у них лица, правда?! И как хочется, чтобы они всегда оставались такими. Для этого мы с вами живём и работаем.

Тема сегодняшнего родительского собрания "Цель и самооценка".

На встречу с вами я пригласила нашего школьного психолога.

(На слайде портрет Д.С.Лихачёва)

И, готовясь к беседе с вами, я обратилась за помощью к книге Д.С. Лихачёва, выдающегося общественного деятеля, гуманиста, академика. Он написал много работ, и сегодня мы прочитаем некоторые страницы из замечательной, умной и полезной книги "Письма о добром и прекрасном".

Учитель: Казалось, только вчера за нами самими закрылись двери родной школы, и мы, радостные, полные самых светлых надежд, вступили на путь самостоятельной, взрослой жизни. Однако со временем пришло понимание того, что достичь желаемого совсем непросто, а порой и невозможно, что с годами растёт внутренняя неудовлетворённость: не тот человек рядом, не та квартира, не та машина, зарплата, не та профессия выбрана когда-то... И нам кажется, что только наши дети способны заполнить образовавшуюся душевную пустоту. Поэтому мы так стараемся сделать всё возможное, чтобы они избежали наших ошибок, достигли того, чего не удалось добиться нам самим.

Но для того, чтобы наши старания не были потрачены впустую, наши дети сами должны задаться вопросами: "Кто я? Зачем я? Чего хочу? Что я могу?". Надпись на Дельфийском храме в Греции гласит: "Познай самого себя". Ведь именно с познания самого себя начинается определение цели жизни.

Учитель: Среди учеников нашего класса было проведено анкетирование, касающееся 2-х аспектов их жизни: цели в жизни и самооценки.

К этой анкете мы вернёмся чуть позже, но только могу вас всех заверить, что жизненные цели у ребят есть, и многие радуют.

А сейчас я хочу спросить у вас, как вы думаете, что может помешать осуществлению задуманного вашим ребенком?

Ответы родителей.

Учитель: А не ждут ли наших детей разочарования от невозможности реализовать цель или скорее мечту?

Ответы родителей.

Учитель: Согласитесь, для того, чтобы ребёнок смог реализовать себя, нужно, чтобы он чётко знал свою самооценку. Ведь всё взаимосвязано: самооценка и цель, которую он ставит перед собой. Академик Лихачёв говорит по этому поводу следующее: "Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем, невольно, даёт себе оценку".

Посмотрите, пожалуйста, на экран. Самооценка - это оценка самого себя, своих достоинств и недостатков, своих поступков.

Самооценка может быть адекватная, завышенная и заниженная.

Перед каждым из вас лежат файлы. Я прошу вас достать красные листки и на них написать самооценку, которая на ваш взгляд в полной мере характеризует вашего ребёнка. А теперь посмотрите на синий листок, именно на нём написана настоящая самооценка вашего ребёнка. Зато теперь вы точно знаете самооценку сына или дочери. Если она адекватная, это значит, волноваться по этому поводу вам не следует. А если она завышенная или заниженная? Рекомендации по этому поводу вам даст наш психолог. (Выступление психолога)

Учитель: Теперь, пользуясь советами психолога, вы, уважаемые родители, сможете откорректировать самооценку детей. Исправить корректно, любя, чтобы помочь создать ситуацию успеха при постановке и достижении жизненных целей.

Жизненные цели наших детей! А ведь мы, взрослые, зачастую даже не спрашиваем их мнение на этот счёт. И не потому, что забываем, а потому, что не считаем нужным. А что спрашивать, ведь мы и сами знаем, что им нужно. Ведь это наши дети! Но при этом не учитываем, что хотя они и дети, не давно уже взрослые и самостоятельные. И в состоянии уже сами принимать решения и ответственность за последствия. Поэтому не нужно стесняться спрашивать наших 15 - 16 летних подростков, какова их цель в жизни, чего они хотят достичь?

В начале собрания я вам говорила об анкетировании, которое проводилось в нашем классе. Так вот, ребятам в анкете предлагались вопросы:

1. Какие цели вы себе ставите на время учёбы в 10 - 11 классах?

2. Каковы ваши цели на ближайшие 7 лет после окончания школы?

3. Какова ваша цель в жизни?

Прежде, чем я ознакомлю вас с результатами анкетирования, хочу напомнить, что такое цель. Цель - это предмет стремления, то, что надо или желательно осуществить.

Давайте вместе рассмотрим полученные результаты и попробуем их проанализировать. Итак:

(Анализ анкет)

Что, уважаемые родители, вы думаете, ознакомившись с результатами анкетирования?

Ответы родителей.

Учитель: Безусловно, у части ребят будущее уже приобретает чёткие очертания, жизненные цели сформулированы, и ребёнок осознанно идёт к ним. Но у большинства детей оно ещё туманно или эфемерно. Ведь нельзя серьёзно расценивать следующее заявление: "Я буду учиться в Москве, у меня будет шикарная собака (доберман или далматинец), и я буду с ним ходить по ночным клубам". Но в некоторых ответах ребят была не только чётко поставлена цель, но и обоснования. И при обсуждении результатов анкетирования в классе возникла следующая ситуация. Два ученика класса, два друга решили поступать в Ростовский Государственный университет на юридический факультет. Но, объясняя свой выбор, они выразили разные точки зрения.

Первый ученик пояснил, что в настоящее время много людей подвергается обману, насилию, мошенничеству, как в мелочах, так и по-крупному. Поэтому он планирует стать хорошим юристом, чтобы быть полезным людям.

Второй ученик ответил, что планирует стать самым лучшим специалистом и открыть собственную фирму. А работать будет со всеми клиентами, кто будет хорошо оплачивать его услуги.

Есть над чем задуматься. Обратите внимание, что часть опрошенных связывают своё будущее с материальными благами.

Ответы родителей.

Учитель: Уважаемые родители. Представьте, что вам нужно пойти к врачу и у вас есть выбор. К кому вы пойдёте? К тому, кто выбрал профессию из-за белого халата, чистого кабинета, из-за своей роли, которую он будет играть в жизни пациента? Или к тому, кто выбрал профессию, чтобы, если не вылечить, то хотя бы облегчить страдания больного, кто видит свое предназначение в служении людям?!

Ваш ответ очевиден. Позвольте мне зачитать небольшой отрывок из книги Лихачёва: "Подумайте: если человек ставит себе задачей увеличивать в жизни добро, приносить людям счастье, какие неудачи могут его постигнуть? Не тому помочь, кому следовало бы? Но много ли людей не нуждаются в помощи? Если ты врач, то, может быть, поставил больному неправильный диагноз? Такое бывает у самых лучших врачей. Но в сумме ты всё-таки помог больше. Чем не помог. А от ошибок не застрахован никто. Но самая главная ошибка, ошибка роковая - неправильно выбранная главная задача в жизни. Не повысили в должности - огорчение. У кого-то лучшая, чем у тебя машина - опять огорчение, и ещё какое".

Я полностью согласна с мыслью Дмитрия Сергеевича Лихачёва. Ведь для того, чтобы сегодняшние дети были счастливы во взрослой жизни, нужно помочь им скорректировать цели сейчас. А вы согласны с такой точкой зрения?

Ответы родителей.

Учитель: Академик Лихачёв говорит о главной жизненной задаче "делать добро", а это не значит не думать о себе, о своей семье. Вот послушайте: "И одеваться нужно хорошо (это уважение к окружающим), но не обязательно "лучше других": И машину хорошо приобрести для себя и семьи - это удобно. Только не надо превращать второстепенное в первостепенное:"

"Главной жизненной задачей должна быть обязательно задача шире, чем просто личностная, она не должна быть замкнута только на собственных неудачах и удачах. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране:"

Посмотрите, пожалуйста, на счастливые лица детей на экране. Это их детство, но они могут быть счастливы и в будущем, во взрослой жизни, если сегодня мы с вами откорректируем их самооценку, поможем определиться с жизненными целями, подскажем, что в жизни есть очень важные нравственные ценности.

А закончить сегодняшнее родительское собрание я хочу народной мудростью, которая гласит: "Трава наклоняется в ту сторону, куда дует ветер". Хочется, чтобы добрым ветром, который наполнит и поднимет крылья ваших детей, были не дворовые компании, не средства массовой информации и нечистоплотные политики, а вы, их любящие и заботливые родители!

Приложение

Литература.

  1. Волков Б.С.Психология подростка. - М.: Педагогическое общество России, 2001
  2. Гребенников И.В. Школа и семья: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1985
  3. Лихачев Д.С. "Письма о добром и прекрасном".