Урок литературного чтения: Н.Носов "Федина задача". Сопоставление понятий "юмор" и "сатира"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

- на основе организованной аналитической работы подвести к различению понятий “юмор” и “сатира”;

- создать условия для формирования коммуникативных (читательских) компетенций;

- способствовать развитию умения организовать свою работу.

Ход урока

1. Звучит песенка кота Леопольда. Дети проходят в класс, встают на свои места.

- Добрый день, ребята. Садитесь. Вы узнали, из какого мультфильма песенка?

- В каком стихотворении герои кот и мыши? (“Кот сметанный рот” Алексея Толстого)

- Какое оно по характеру? (Веселое, смешное) – Напишите эти слова на листках.

- Как называются смешные, веселые произведения? (Юмористические)

(На доске прикрепить слово “ЮМОР”. Под ним прикрепить слова веселое, смешное)

-Что такое юмор? (Предположения детей). Сегодня это понятие нам понадобится.

2. - Вспомните домашнее задание. Что нужно было сделать? (В тетради по литературному чтению нужно было ответить на вопросы после прочтения статьи Б.Галанова “Как найти город трех толстяков”)

- Прочитайте главную мысль текста. (Нет ничего приятнее, чем делиться с кем-то красотой).

- Как Ю.Олеша делился красотой?

- Кем называл Галанов Олешу? (Поэтом, художником, сказочником, сатириком).

- Как вы думаете, кто такой сатирик?

- Что такое сатира?

- Какие по характеру будут произведения, где автор применил сатиру?

На доске:

юмор   сатира
веселое   смешное

3. - Какую учебную задачу мы должны решить на уроке?

Задачи на уроке:

- Cравнить понятия “юмор” и “сатира”. (Слайд 1). Презентация

- Выполнить эту задачу поможет произведение, которое мы сегодня будем читать.

- На какой главный вопрос мы должны ответить после прочтения произведения?

- Какое по характеру произведение нам предстоит прочитать? (Веселое, смешное)

- Знакомы ли мы с авторами, которые пишут веселые, смешные произведения?

- С чего начнем работу над новым произведением? (Прочитаем автора, название, рассмотрим иллюстрации). Откройте учебник на стр.153

- Прочитайте, кто автор произведения.

- Этот автор нам знаком? Какие произведения Носова уже читали?

- Поставьте следующую учебную задачу. (Продолжить знакомство с творчеством писателя Н.Носова.) (Слайд 1)

- Прочитайте название. (Слайд 2). Что можно выяснить из названия?

- Рассмотрите иллюстрации. Что вызвало недоумение?

- Прочитайте ключевые слова и выражения. (Слайд 2)

- Какие еще задачи будут стоять перед нами? (Узнать о героях произведения, вести диалог с автором). (Слайд 4)

- Какой Главный вопрос будет стоять перед нами? (Это произведение юмористическое или сатиричесоке?)

- Выскажите предположения, о чем пойдет речь.

- Проверим, верны ли наши предположения. Будем читать текст по абзацам. Какая задача стоит перед нами при чтении? (Читать грамотно, выразительно). Не забываем, что мы ведем диалог с автором.

4. Чтение текста с вопросами и объяснениями.

5. - Оправдались ли наши предположения? - Что вызвало смех?

- Почему Феде не удалось решить задачу? Расскажите, каким вы представляете Федю, какой у него характер? Ответы доказывайте словами из текста. (Неусидчивый, неорганизованный, не приучен работать).

- Нравится вам Федя? Как автор относится к Феде? Найдите строки, где автор смеется над Федей. (“20 раз прочитал задачу и ничего не понял”)

- Федя глупый?

- Как смеется автор над Федей – осуждающе или нет?

- Как вы думаете, автор все выдумал или это могло произойти на самом деле? А с вами такое случалось?

- Как вы думаете, зачем написал Носов этот рассказ? (Чтобы дети избавлялись от своих недостатков)

- Подберите синоним к слову “недостаток” (порок).

- Какое из этих слов носит более отрицательный характер?

- Каков характер произведения? Оно юмористическое или сатирическое? Что нужно знать, чтобы выяснить: сатирическое или юмористическое? (Сами понятия юмора и сатиры).

- Где их можно узнать? (Найти в толковом словаре лексическое значение слов юмор и сатира).

6. - Мы прочитаем, как сам Носов понимал, что такое юмор и сатира. Стр. 152, 2-й абзац. Кто такой Сергей Сивоконь? (Детский писатель) Читает 1 ученик.

- Кого Носов называет сатириками?

- Какую правду не очень приятно слушать? Как такую правду говорят сатирики?)

3-й абзац. Читает 1 ученик.

- Что общего между юмором и сатирой? (Осмеивание). (Слайд 6)

- В чем разница?

- Дети искали эти понятия в словаре. Давайте дополним таблицу. (Слайд 6)

- Что обиднее – юмор или сатира?

- Ответим на вопрос, который стоял перед нами (юмористическое или сатирическое произведение - Слайд 7). Как смеется Носов – с оттенком сочувствия или негодования, осуждения?

- Какой человеческий порок высмеивает автор? (Заниматься несколькими делами одновременно).

7. - Носов – писатель юморист или сатирик? Какое еще сатирическое произведение вы знаете?

- Какое у вас сложилось впечатление о личности писателя? Каким вы его представляете по характеру, глядя на его портрет, вспоминая его произведения?

- Какой бы вопрос вы задали писателю, если бы он был здесь?

- А вам интересно, почему Носов стал детским писателем? (Сообщение, подготовленное заранее).

8. - Носов дал своему рассказу название “Федина задача”. Что отражает: тему или идею? Какие рисунки вы бы нарисовали?

- Какое задание к тексту можете предложить?

- 1 пара учеников восстановят задачу, которую нужно было решить Феде.

- Мы прочитаем текст по ролям. Какие роли должны быть? Роль певцов сегодня будут играть сами певцы. Готовятся автор и Федя. (выбираются 2 ученика на роль автора и Феди).

9. Чтение по ролям (с использованием музыкальных фрагментов).

10. - Проверка индивидуального задания. (Задача. Слайд 8)

- Попробуйте решить задачу. (Учитель включает любой веселый мультфильм).

- Удалось решить задачу? Почему?

- Как вы думаете – смогли ребята решить задачу?

Д/з: Придумать продолжение рассказа.

11. - Выберите, какая из пословиц больше всего подходит к этому рассказу? (Слайд 9).

Сообщение о Н.Носове, подготовленное заранее

“Когда я был маленьким, я очень любил читать о дальних странах, удивительных приключениях и необыкновенных людях, т.е. о людях взрослых, а не о малышах, с которыми ничего интересного не происходит. Потом, когда я сам сделался взрослым, я часто вспоминал о минувшем детстве и увидел, что и моя жизнь в те годы была удивительно интересной. И мне захотелось рассказать детям о них самих: о том, какие они замечательные, интересные люди, как они живут, о чем думают, какие в их жизни бывают трудности, вообще обо всем, что с ними случается.

И поэтому я стал детским писателем”.

Составьте задачу, которую решал Федя.

Задача № __________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________