Индивидуальное логопедическое занятие по теме "Звук [с]"

Разделы: Логопедия

Классы: д/с, 1

Ключевые слова: сказка, автоматизация свистящих, 1 класс, индивидуальное, автоматизация, звук с


Цели урока:

  • Закреплять правильное произношение звука (с) в словах, в словосочетаниях
  • Формировать слуховой контроль за самостоятельным произнесением звука (с)
  • Развивать фонематический слух, умение определять наличие звука (с) в словах, навыки звукового анализа и синтеза.
  • Продолжать развивать артикуляционную моторику
  • Работать над развитием грамматического строя речи через согласование существительных с прилагательными в роде, числе
  • Активизировать словарный запас
  • Развивать психические процессы
  • Развитие пространственного восприятия.
  • Воспитывать трудолюбие, умение занять себя интересным делом.

Иллюстрации соответствуют содержанию сказки / лес, лесная поляна, болото/, герои сказки /заяц, сорока, паук, лисенок, белка/, предметные картинки, названия которых содержат звук “с”.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Артикуляционная гимнастика.

Сейчас мы подготовим наш язычок к работе.

Выполним упражнение “Лягушка” растяни губы в улыбку и покажи верхние зубы. Нижние зубы не должны быть видны. Я считаю до 5, а ты удерживай губы в таком положении.

Выполнение упражнений (каждое упражнение выполняется 7-8 раз)

Откладываем фишки (для счета)

Тянуть губы прямо к ушкам
Очень нравится лягушкам;
Улыбаются, смеются,
А глаза у них, как блюдца.

“Лопата”.

Широкий язык расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал.

А теперь подуй на кончик языка. Удержать под счет от 1 до 5.

Язык лопатой положи
И под счет его держи.
Раз, два, три, четыре, пять,
Язык надо расслаблять.

Сейчас мы научили язык спокойно лежать и не дрожать.

“Рыбка”.

Рот широко открыть. Все зубы видны. Язык спокойно лежит за нижними зубами. Удержать под счет от 1 до 5.

Открывает рыба рот,
Да не слышно, что поет.

“Чистим зубы”.

Рот приоткрыт, видны все зубы. Языком почистить нижние зубы с внутренней стороны (движениями вправо-влево). Нижняя челюсть неподвижна. Выполнять под счет от 1 до 5.

Чищу зубы, посмотри,
Не болели чтоб они.

“Почешем язычок”

А теперь давай почешем наш язычок. Открой рот, положи язык на нижние зубы, а верхними “почешем его”.

Молодец

3. Сообщение темы занятия.

Вспомни и скажи, над каким звуком мы с тобой работаем на индивидуальных занятиях?

Да, мы продолжаем учиться правильно произносить звук (с).

Наш язычок готов к работе и сегодня мы будем учиться правильно произносить звук “с” в словах.

4. Уточнение правильной артикуляции звука (с). (Работа со схемами)

Выбери схемы, которые помогут нам рассказать о правильной артикуляции звука (с).

(схемы – картинки: улыбка, улыбка с обнаженными зубами, зубы сомкнуты, зубы разомкнуты, язык за верхними зубами, язык за нижними зубами, воздушная струя широкая, воздушная струя узкая)

А теперь давай расскажем правильную артикуляцию звука (с).

5. Изолированное произношение звука (с). /су – джок – надеваем на палец колечко и произносим звук (с).

Мы с тобой вспомнили, как правильно произносить звук (с), а теперь произнеси его, надеваешь на палец колечко и при этом произносишь звук (с)

6. Упражнение на дыхание

Сегодня звук “с” ведет нас в сказку. Чтобы попасть в нее, нужно наполниться волшебной силой.

Сделаем глубокий вдох ртом, выдох – носом, шумный вдох /будто пьем воздух / – выдох. /Выполняется несколько раз./ Чувствуешь, как наполняешься волшебной силой.

Книжка открывается – сказка начинается.

Вот мы с тобой и в сказке.

7. Развитие фонематического слуха

(Слайд 1)

Жил – был заяц. Звали его Степка. Он был такой зануда, вечно всем недоволен. Сидит он на пеньке, сам себе бормочет.

(Слайд 2)

Вдруг откуда не возьмись, летит сорока.

– Ты, что, заяц, такой хмурый?

– Да... Тоска меня берет, ничего интересного вокруг не вижу.

– Да ты, что, заяц! Я по лесу почту разношу, столько интересного встречаю. Одни картинки на конвертах чего стоят. Рассмотри их. Произнеси названия предметов и выбери конверты, на которых предметы, где в названии нет звука (С).

Хорошо, давай эти конверты уберем. А теперь назови оставшиеся картинки. Помни о правильном произношении звука (с).

(Приложение 1)

8. Автоматизация звука (сь) в словах

– Ну, что, заяц, понравилось?– спрашивает сорока.

– Ну, совсем тоска зеленая, – чуть не заплакал от обиды заяц. Лапой махнул и назад в лес подался. Бежит по тропинке – вдруг прямо на Степку шишка сверху упала.

(Слайд 3)

Задрал заяц голову и увидел белку. А у белки в корзинке картинки.

Давай назовем, что находится у белки в корзинке, помни о произношении звука (с)

Логопед: Я буду говорить начало предложения, а ты заканчивать.

У белки в корзинке…

Ребенок – (называет предметные картинки)

– Ну, как зайчик скучно тебе.

– Все – равно скучно.

– А вот мне некогда скучать. Едва успеваю вертеться: грибов насуши, орехов натаскай.

– Ай, – только махнул рукой заяц и побежал прочь.

(Приложение 2)

9. Автоматизация звука (с) в словах, в словосочетаниях

Работа по развитию целостного зрительного и пространственного восприятия.

Бежит, по сторонам не глядит, чуть с разбегу в паутину не угодил, да вовремя остановился.

(Слайд 4)

– Добрый день, сосед! – поприветствовал его паучок.

– Ничего в нем доброго нет – тоска зеленая.

– А давай, я научу тебя в моих узорах разбираться, тогда не соскучишься. Согласился заяц, да и мы давай поучимся.

(Слайды 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12)

/Паутина представлена в виде наложенных изображений предметов./

Какие предметы видишь в паутине? /По мере называния – слова со звуком (с)– выкладываются предметные картинки на квадратное полотно./

Назови предмет в правом верхнем углу и скажи, какой он? (по цвету, форме, вкусу и т.д.)

В левом нижнем и так далее.

Ребенок называет предмет, а затем произносит названное логопедом словосочетание:

Например: вкусная капуста, ….

(Приложение 3)

Вот и рассмотрели паутину.

Много узоров паучок знает, и косому понравилось их распутывать.

(Слайд 13)

Понравилось зайчику Степке, что и он для кого-то полезное дело сделал, перестал скучать и весело побежал дальше по лесу. Он бежал и думал: “А вдруг я еще кому-нибудь пригожусь?”

Вот видишь, если руки, да голова делом заняты, то и скучать некогда.

Сказка подошла к концу, волшебная сила наша иссякла и мы снова в обычном мире.

10. Домашнее задание.

Но прежде чем попрощаемся, я хочу пожелать, чтобы ты всегда была занята интересным, полезным делом и никогда не скучала, а дома, чтобы скучать было некогда: выполни задание: вспомни, какие предметы лежали у белочки в сумочке, назови их, нарусуй и придумай, какие еще могла положить предметы со звуком (с) к себе в сумочку белочка. Подумай, какие это предметы по форме, цвету, размеру.

Презентация