Цели урока:
- Закреплять правильное произношение звука (с) в словах, в словосочетаниях
- Формировать слуховой контроль за самостоятельным произнесением звука (с)
- Развивать фонематический слух, умение определять наличие звука (с) в словах, навыки звукового анализа и синтеза.
- Продолжать развивать артикуляционную моторику
- Работать над развитием грамматического строя речи через согласование существительных с прилагательными в роде, числе
- Активизировать словарный запас
- Развивать психические процессы
- Развитие пространственного восприятия.
- Воспитывать трудолюбие, умение занять себя интересным делом.
Иллюстрации соответствуют содержанию сказки / лес, лесная поляна, болото/, герои сказки /заяц, сорока, паук, лисенок, белка/, предметные картинки, названия которых содержат звук “с”.
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Артикуляционная гимнастика.
Сейчас мы подготовим наш язычок к работе.
Выполним упражнение “Лягушка” растяни губы в улыбку и покажи верхние зубы. Нижние зубы не должны быть видны. Я считаю до 5, а ты удерживай губы в таком положении.
Выполнение упражнений (каждое упражнение выполняется 7-8 раз)
Откладываем фишки (для счета)
Тянуть губы прямо к ушкам
Очень нравится лягушкам;
Улыбаются, смеются,
А глаза у них, как блюдца.
“Лопата”.
Широкий язык расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал.
А теперь подуй на кончик языка. Удержать под счет от 1 до 5.
Язык лопатой положи
И под счет его держи.
Раз, два, три, четыре, пять,
Язык надо расслаблять.
Сейчас мы научили язык спокойно лежать и не дрожать.
“Рыбка”.
Рот широко открыть. Все зубы видны. Язык спокойно лежит за нижними зубами. Удержать под счет от 1 до 5.
Открывает рыба рот,
Да не слышно, что поет.
“Чистим зубы”.
Рот приоткрыт, видны все зубы. Языком почистить нижние зубы с внутренней стороны (движениями вправо-влево). Нижняя челюсть неподвижна. Выполнять под счет от 1 до 5.
Чищу зубы, посмотри,
Не болели чтоб они.
“Почешем язычок”
А теперь давай почешем наш язычок. Открой рот, положи язык на нижние зубы, а верхними “почешем его”.
Молодец
3. Сообщение темы занятия.
Вспомни и скажи, над каким звуком мы с тобой работаем на индивидуальных занятиях?
Да, мы продолжаем учиться правильно произносить звук (с).
Наш язычок готов к работе и сегодня мы будем учиться правильно произносить звук “с” в словах.
4. Уточнение правильной артикуляции звука (с).
(Работа со схемами)Выбери схемы, которые помогут нам рассказать о правильной артикуляции звука (с).
(схемы – картинки: улыбка, улыбка с обнаженными зубами, зубы сомкнуты, зубы разомкнуты, язык за верхними зубами, язык за нижними зубами, воздушная струя широкая, воздушная струя узкая)
А теперь давай расскажем правильную артикуляцию звука (с).
5. Изолированное произношение звука (с).
/су – джок – надеваем на палец колечко и произносим звук (с).Мы с тобой вспомнили, как правильно произносить звук (с), а теперь произнеси его, надеваешь на палец колечко и при этом произносишь звук (с)
6. Упражнение на дыхание
Сегодня звук “с” ведет нас в сказку. Чтобы попасть в нее, нужно наполниться волшебной силой.
Сделаем глубокий вдох ртом, выдох – носом, шумный вдох /будто пьем воздух / – выдох. /Выполняется несколько раз./ Чувствуешь, как наполняешься волшебной силой.
Книжка открывается – сказка начинается.
Вот мы с тобой и в сказке.
7. Развитие фонематического слуха
(Слайд 1)
Жил – был заяц. Звали его Степка. Он был такой зануда, вечно всем недоволен. Сидит он на пеньке, сам себе бормочет.
(Слайд 2)
Вдруг откуда не возьмись, летит сорока.
– Ты, что, заяц, такой хмурый?
– Да... Тоска меня берет, ничего интересного вокруг не вижу.
– Да ты, что, заяц! Я по лесу почту разношу, столько интересного встречаю. Одни картинки на конвертах чего стоят. Рассмотри их. Произнеси названия предметов и выбери конверты, на которых предметы, где в названии нет звука (С).
Хорошо, давай эти конверты уберем. А теперь назови оставшиеся картинки. Помни о правильном произношении звука (с).
8. Автоматизация звука (сь) в словах
– Ну, что, заяц, понравилось?– спрашивает сорока.
– Ну, совсем тоска зеленая, – чуть не заплакал от обиды заяц. Лапой махнул и назад в лес подался. Бежит по тропинке – вдруг прямо на Степку шишка сверху упала.
(Слайд 3)
Задрал заяц голову и увидел белку. А у белки в корзинке картинки.
Давай назовем, что находится у белки в корзинке, помни о произношении звука (с)
Логопед: Я буду говорить начало предложения, а ты заканчивать.
У белки в корзинке…
Ребенок – (называет предметные картинки)
– Ну, как зайчик скучно тебе.
– Все – равно скучно.
– А вот мне некогда скучать. Едва успеваю вертеться: грибов насуши, орехов натаскай.
– Ай, – только махнул рукой заяц и побежал прочь.
9. Автоматизация звука (с) в словах, в словосочетаниях
Работа по развитию целостного зрительного и пространственного восприятия.
Бежит, по сторонам не глядит, чуть с разбегу в паутину не угодил, да вовремя остановился.
(Слайд 4)
– Добрый день, сосед! – поприветствовал его паучок.
– Ничего в нем доброго нет – тоска зеленая.
– А давай, я научу тебя в моих узорах разбираться, тогда не соскучишься. Согласился заяц, да и мы давай поучимся.
(Слайды 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12)
/Паутина представлена в виде наложенных изображений предметов./
Какие предметы видишь в паутине? /По мере называния – слова со звуком (с)– выкладываются предметные картинки на квадратное полотно./
Назови предмет в правом верхнем углу и скажи, какой он? (по цвету, форме, вкусу и т.д.)
В левом нижнем и так далее.
Ребенок называет предмет, а затем произносит названное логопедом словосочетание:
Например: вкусная капуста, ….
Вот и рассмотрели паутину.
Много узоров паучок знает, и косому понравилось их распутывать.
(Слайд 13)
Понравилось зайчику Степке, что и он для кого-то полезное дело сделал, перестал скучать и весело побежал дальше по лесу. Он бежал и думал: “А вдруг я еще кому-нибудь пригожусь?”
Вот видишь, если руки, да голова делом заняты, то и скучать некогда.
Сказка подошла к концу, волшебная сила наша иссякла и мы снова в обычном мире.
10. Домашнее задание.
Но прежде чем попрощаемся, я хочу пожелать, чтобы ты всегда была занята интересным, полезным делом и никогда не скучала, а дома, чтобы скучать было некогда: выполни задание: вспомни, какие предметы лежали у белочки в сумочке, назови их, нарусуй и придумай, какие еще могла положить предметы со звуком (с) к себе в сумочку белочка. Подумай, какие это предметы по форме, цвету, размеру.