В плане методологии метопредметные связи дают учителю и ученику инструментарий, позволяющий организовать свою деятельность наиболее эффективным образом.
Метопредметные связи обогащают методологический аппарат учителя и делают обучение более фундаментальным. Установление и обоснование связей между естественными дисциплинами формирует системный стиль мышления, на основе которого учащиеся будут в последствии оценивать все происходящие явления действительности. Следовательно, метопредметные связи можно считать проявлением в обучении общенаучного принципа системности.
На основе интеграции курса физики со смежными дисциплинами происходит формирование систем обобщенных предметных естественно-научных знаний и умений разного уровня. Законы физики используются не только в работе самых удивительных приборов и машин, но и распространяются на явления живой природы. Однако в живой природе многие из этих законов не проявляются в открытом виде, поэтому подметить их может только опытный глаз наблюдателя. Необходимо ознакомить учащихся с проявлением самых разнообразных физических законов в растительном и животном мире. Данный материал по механике, тепловым явлениям, электричеству, оптике будет способствовать активному восприятию окружающей действительности, развитию физического мышления. Содержание материала не выходит за рамки физики средней школы, тем не менее для понимания многих из них требуется глубокое усвоение школьной программы, умение применять полученные знания на практике.
Использование метопредметных связей помогает в формировании творческого мышления учащихся, преодолении инертности и узости мыслительных процессов, ограниченных одной учебной дисциплиной.
Любой учебный курс построен на комплексе идей, определяющих вклад этой дисциплины в научное видение мира школьника. Одним из важных для обучения физики является познаваемость мира, единство законов его развития, взаимосвязь форм движения материи, охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, жизнеобеспечения человека на Земле, освоение космоса, наука и образование в контексте человеческой культуры, научно-технический прогресс и т.д.
Механика.
- Почему перед прыжком человек немного приседает?
(Перед прыжком человек немного приседает для того, чтобы увеличить путь, на котором действует сила толчка ног, а следовательно, увеличить и конечную скорость тела.) - Почему, разбежавшись, мы можем прыгнуть значительно дальше, чем с места?
(В данном случае к движению, возникающему в результате отталкивания человека от земли, прибавляется движение по инерции.) - Почему в конце прыжка спортсмен опускается на согнутые ноги?
(Сгибая ноги в конце прыжка, спортсмен искусственно увеличивает путь торможения и, следовательно, уменьшает силу удара о землю.) - Почему рулевой на гребной лодке, наклоняя свое тело в такт гребцам,
увеличивает скорость лодки?
(Когда рулевой наклоняет свое тело вперед в такт гребцам, лодка откатывается назад. Но гребцы, упираясь веслами в воду, препятствуют этому. При отклонении рулевого назад лодка продвигается вперед – ей ничто не препятствует, так как в это время весла гребцов находятся в воздухе.) - Почему бегущий человек, стремясь быстро и круто обогнуть дерево или
столб, обхватывает его рукой?
(Для изменения направления движения надо приложить некоторую силу. Взаимодействие человека со столбом или деревом и создает эту силу.) - Маленькие морские рыбки “ходят” стайкой, форма которой напоминает калю.
Почему образуется такая форма?
(Встречная вода действует на отдельных рыбок так, что движение каждой из них может облегчено или затруднено в зависимости от положения по отношению к стайке. Этот фактор и обуславливает каплевидную форму движущееся стайки рыбок, при которой сопротивление воды движению стайки наименьшее.) - Прыгательные конечности кузнечика очень длинные. Почему?
(Тело приобретает большой запас энергии , если приложенная к нему сила действует длительное время или на достаточно большом пути, н-р, разбег перед прыжком или размах перед ударом. Мышцы кузнечика не могут развить больших усилий, поэтому для увеличения дальности прыжка, которое требует значительного накопления энергии, служат длинные ноги кузнечика.) - Почему человек идя по льду, старается не сгибать ноги?
(Если человек идет не сгибая ног, то его вес передается нормально поверхности стопы. При согнутых ногах появляется тангенсальная составляющая силы тяжести, приложенная к ногам. Так как трение на льду невелико, то эта составляющая веса вызывает скольжение. Поэтому на согнутых ногах человек будет больше скользить и может быстрее упасть.) - Почему утки и гуси ходят переваливаясь с ноги на ногу?
(У гусей и уток лапы расставлены широко, поэтому, чтобы сохранить равновесие при ходьбе, им приходиться переваливать тело так, чтобы вертикальная линия, проходящая через центр тяжести, проходила через точку опоры, то есть через лапу.) - Почему черепахи, опрокинутые на спину, обычно не могут самостоятельно
перевернуться?
(Перевернутая черепаха представляет собой как бы тяжелый шаровой сегмент, лежащий на выпуклой поверхности. Такой сегмент очень устойчив, и, чтобы перевернуть его, нужно достаточно высоко поднять его центр тяжести. Многие черепахи не могут понять свой центр тяжести так высоко как необходимо, и поэтому погибают.) - Почему высоко в горах действие суставов нарушается: конечности плохо
слушаются, чаще происходят вывихи?
(Атмосферное давление способствует более плотному прилеганию суставов друг к другу. С уменьшением атмосферного давления при поднятии на высокие горы связь между костями в суставах уменьшается, в результате конечности плохо слушаются, чаще происходят вывихи.) - Почему при быстром подъеме на высоту, например, на самолете , у человека
закладывает уши?
(При быстром подъеме на высоту давление воздуха в среднем ухе не успевает сравнятся с атмосферным давлением. Барабанные перепонки в это время выпячиваются наружу и у человека “закладывает” уши.) - Почему цирковой наездник, скачущий на лошади по кругу, сравнительно
легко свисает с седла в сторону, обращенную к центру круга, а в
противоположную сторону это сделать труднее?
(Когда цирковой наездник свисает с седла в сторону, обращенную к центру круга, то он прижимается за счет инерции к седлу и поэтому не падает.) - Почему кошка при падении всегда приземляется на лапы?
(Это связано с моментом количества движения. Падающая кошка прижимает лапы и хвост к туловищу, ускоряя этим вращение. Как только она займет положение лапами вниз, она отводит конечности, вращение прекращается и кошка падает на лапы.) - Случайно залетая в окно , летучая мышь часто садится людям на голову.
Почему?
(Волосы поглощают излучаемый летучей мышью ультразвук, поэтому мышь, не воспринимая отраженных волн, не чувствует преграды и летит прямо на волосы.) - Почему человеческое ухо воспринимает только продольные волны?
(Звуковые колебания от барабанной перепонки к органу корти передается через лимфу, которая находится в жидком состоянии. Как известно, через жидкости хорошо распространяются продольные волны.)
Тепловые явления.
- В сильный мороз птицы часто замерзают на лету, чем сидя на месте.
Почему?
(При полете оперение птиц сжато и содержит мало воздуха, а вследствие быстрого движения в холодном воздухе происходит усиленная отдача тепла в окружающее пространство. Эта потеря тепла бывает настолько большой, что птица замерзает.) - Почему когда человеку холодно он непроизвольно начинает дрожать?
(Дрожь – одна из форм защиты организма от холода. При дрожи происходит мышечные сокращения. Работа мышц преобразуется в организме в тепло.) - Почему свежесрубленное дерево меньше трещит в огне, чем сухое?
(Потому, что его поры наполнены соком и содержат меньше воздуха.) - Почему удар молнии часто расщепляет дерево?
(При ударе молнии влага, находящаяся в клетках дерева, мгновенно закипает и пар разрывает ствол дерева.) - Почему в сильные морозы деревья трещат?
(Соки содержащиеся в дереве, при замерзании увеличиваются в объеме и с треском разрывают волокна растений.) - Весной некоторые растения могут погибнуть даже от небольших заморозков,
а между тем эти же растения зимой переносят сильные морозы. Почему?
(К зиме растения удаляют лишнюю влагу из ветвей и ствола, концентрация соков увеличивается. Это и предохраняет растения от замерзания. Весной влага быстро впитывается растениями из земли, разжижает соки настолько, что даже от небольшого мороза растения могут погибнуть.) - Почему трудно снять с ноги мокрый носок?
(Под действием силы поверхностного натяжения воды мокрый носок прилипает к ноге, поэтому его трудно снять.) - Некоторые мелкие насекомые, попав под воду, не могут выбраться наружу.
Почему?
(Эти насекомые не в состоянии преодолеть сил поверхностного натяжения.) - Почему в бане нам кажется жарче, чем в комнате, где воздух нагрет до
такой же температуры?
(В бане влажность значительно больше, чем в комнате, поэтому интенсивность испарения пота уменьшается и человек сильнее ощущает повышенную температуру.) - Почему салат солят непосредственно перед употреблением?
(Если листья салата посолить заранее, то концентрация соли внутри и вне листьев будет различной. Из-за разницы осмотических давлений раствор соли как бы отсасывает соки из салата. Вследствие этого листья увядают, салат становится невкусным.) - Если срезать с березы ветку и обмакнуть ее срезанной частью в воду, то
на срезанном конце уведете каплю воды. Но не пройдет и минуты как капля
исчезнет. Куда девается вода?
(Всасываясь капиллярами дерева, вода поднимается по ним к листьям и испаряется через их устьица.)
Электрические явления.
- Почему во время грозы опасно стоять в толпе?
(Во время грозы опасно стоять в толпе потому, что пары, выделяющиеся при дыхании людей, увеличивают электропроводность воздуха.) - Молния часто ударяет в деревья с глубоко проникающими почву корнями.
Почему?
(Деревья с корнями, проникающими в глубокие водоносные слои почвы, лучше соединены с землей и поэтому на них под влиянием наэлектризованных облаков накапливаются притекающие из земли значительные заряды электричества, имеющие знак противоположный знаку заряда облаков.) - Почему из всех деревьев молния чаще всего поражает дуб?
(Благодаря глубоко уходящим в почву корням дуб хорошо заземлен, поэтому он чаще поражается молнией.) - Внутри ствола или снаружи его проходит электрический ток при ударе
молнии в сосну?
(Электрический ток проходит в основном между корой и древесиной сосны, то есть, по тем местам, где концентрируется больше всего соков дерева, хорошо проводящих электричество.) - Почему молния, проходящая через дерево, может отклониться и пройти через
человека, стоящего возле дерева?
(Электрический ток проходит по участку цепи с меньшим сопротивлением. Если тело человека окажется лучшим проводником, то электрический ток пройдет через него, а не через дерево.) - Почему птицы слетают с провода высокого напряжения, когда включают ток?
(При включении высокого напряжения на перьях птицы возникает статический электрический заряд, из-за которого перья птицы расходятся, как расходятся кисти бумажного султана, соединенного с электростатической машиной. Это действие статического заряда и побуждает птицу взлететь.) - Бывают случаи, когда птицу, сидящую на проводе линии электропередачи
убивает током. При каких случаях это может произойти?
(Птицы гибнут чаще всего в тех случаях, когда они, сидя на линии электропередачи, касаются столба крылом или хвостом, то есть соединяются с землей.)
Оптика.
- Почему ночью при вспышке молнии движущиеся предметы кажутся как бы
остановившимися?
(Вспышка молнии длится всего около 0, 001с, в течение которых глаз не реагирует на изменение положения движущихся предметов, а продолжает сохранять первоначально возникшее зрительное ощущение.) - Почему деревья в сырую погоду кажутся более удаленными от нас, чем на
самом деле?
(Туман рассеивает часть света, отраженного от деревьев. Поскольку деревья становятся как бы слабее освещенными, то создается впечатление, что они находятся дальше, чем на саамам деле.) - Почему большинство животных Крайнего Севера белого цвета, а те, окраска
которых иная, меняют ее зимой на белую?
(Животное белого цвета меньше излучает теплоты в окружающее пространство, что особенно важно в условиях Крайнего Севера.) - Почему насекомые, живущие в полярных областях и в высокогорных районах,
имеют преимущественно темную окраску?
(Темный цвет хорошо поглощает тепловые лучи, поэтому в солнечную погоду температура тела насекомых значительно выше температуры окружающего воздуха.) - Гнезда термитов имеют форму крыла, плоскости которого обращены точно к
востоку и к западу. Почему термиты так строят свои жилища?
(Такой формы как сориентируемые сооружения термитов поглощают меньше солнечного тепла в полдень, но, собирая излучаемое тепло от восхода солнца и до самого заката, увеличивают продолжительность теплового дня для находящихся в них личинок.)