Обобщающий урок стереометрии в 11-м классе

Разделы: Математика


Цель:

  • Организация повторения основных теоретических фактов.
  • Отработка наиболее распространённых приёмов решения стереометрических задач.
  • Развитие познавательного интереса учащихся, умение работать с дополнительной литературой.
  • Воспитание ответственности и самостоятельности при подготовке к семинару.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Проверка умений учащихся решать стереометрические задачи с применением формул
  • Формирование умений устанавливать отношения между предметами с помощью прикладных программ.
  • Применение полученных знаний на практике.

Развивающие:

  • Развитие логического мышления, умения делать выводы.
  • Развитие умения применять информационные технологии для оформления работ и решения задач с современными требованиями.

Воспитательные:

  • Воспитание информационной культуры.
  • Стимулирование познавательной деятельности постановкой проблемных вопросов и заданий
  • Воспитание умения работать в группе.

Планируемые результаты:

Знать:

  • Стереометрические формулы, используемые при решении задач.
  • Теорему Пифагора.

Уметь:

  • Применять эти формулы на практике.
  • Решать задачи по стереометрии.

ТИП УРОКА: урок-семинар по стереометрии для учащихся 11 классов (2 часа).

Комплексно-методическое обеспечение: компьютер, таблицы с формулами, плакаты с высказываниями, выставка книг.

Методы обучения:

  • Объяснительно-иллюстративный;
  • Репродуктивный;
  • Частично-поисковый;
  • Проблемный.

План проведения урока-семинара.

  • Вступительное слово учителя математики.
  • Выступление учащихся от каждой группы.
  • Самостоятельная работа.
  • Подведение итогов урока-семинара.

Организация урока-семинара.

Класс разбивается на 6 групп. Каждая группа получает задание разобрать и решить определённую группу задач по стереометрии. Учащиеся при подготовке к семинару прорабатывает соответствующие разделы учебников, использует интернет, дополнительную литературу, получает консультацию учителей геометрии и математики. На подготовку к уроку отводится неделя.

Ход урока

I. Организационный момент

Учителем сообщается тема урока, цель его проведения.

Эпиграфом к сегодняшнему уроку послужат следующие слова: «Образование есть то, что остаётся у человека, когда остальное забывается» 

II. Систематизация знаний

Вступительное слово учителя:

Задания с прикладным содержанием, включённые в 2010 году в экзаменационные варианты ЕГЭ по математике под номером В 9 представляют собой достаточно широкий круг. Это задачи на нахождение объёмов и площадей поверхностей пространственных фигур. Задания В 9 проверяют уровень развития пространственных представлений учащихся, умения находить объёмы и площади поверхностей многогранников, круглых тел и их комбинаций. Для успешного выполнения предлагаемых задач требуются знания основных формул для нахождения значений геометрических величин пространственных фигур, умения проводить дополнительные построения на изображениях пространственных фигур, работать с формулами, выполнять арифметические действия и преобразования числовых выражений. Научиться решать задачи – одна из важнейших целей образования. Овладеть математическими знаниями, позволяющими описывать окружающий нас мир, научиться составлять, анализировать и интерпретировать соответствующие математические модели – наиважнейшая цель математического образования. Помочь хотя бы немного в этом нелёгком труде и призван наш сегодняшний урок.

Представитель каждой группы рассказывает остальным учащимся о задачах, над которыми работала его группа. Один ученик объясняет физический смысл задачи и строит математическую модель данной физической ситуации. Другой ученик показывает решение задачи уже алгебраическим методом.

Выступление учителя и учащихся сопровождается демонстрацией соответствующего материала на компьютере. Приложение 1

После выступления представителей от каждой группы, обсуждается решение задачи, задаются вопросы и учитель подводит итог по решению данного вида задач.

III. Самостоятельная работа (15 минут)

Приложение 2

Тетради учащихся собираются для последующей проверки учителем, и результаты анализируются на следующем уроке.

IV. Итог урока

Учитель: «Дорогие ребята! Наш семинар подходит к концу, мы благодарим всех выступавших перед нами. А я еще раз хочу обратить ваше внимание на тему нашего семинара «Решение задач по стереометрии». Таким задачам много внимания уделяется в экзаменационных заданиях и решение этих задач вызывает ряд затруднений, поэтому мы, сегодня уделили внимание именно заданиям такого вида».

а) Проанализировать вместе с учащимися работу групп, указать ошибки, недочёты, отметить положительные моменты.
б) Повторить формулы по стереометрии, используемые в предложенных задачах.
в) Выставить отметки за работу на уроке.

V. Домашнее задание

Учащимся даётся задание найти в интернете в ОТКРЫТОМ БАНКЕ ЗАДАНИЙ другие виды стереометрических задач и на последующих уроках рассмотреть их решение.