Система образования призвана способствовать реализации основных задач социально-экономического и культурного развития общества, ибо именно школа готовит человека к активной деятельности в разных сферах экономической, культурной и политической жизни общества. Поэтому, роль школы как базового звена образования чрезвычайно важна. Современное общество в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, поэтому выпускник современной школы должен обладать определенными качествами личности:
- Гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения различных проблем.
- Самостоятельно критически мыслить, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей действительности, быть способным творчески мыслить.
- Грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимую информацию, анализировать ее, делать обобщения, формулировать аргументированные выводы, решать новые проблемы и т.д.)
- Быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группа, уметь работать сообща в разных областях, предотвращая конфликтные ситуации или умело выходя их них.
- Самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
Чтобы решить эти задачи, школа должна создать условия для формирования этих качеств личности. Это условия, которые смогут обеспечить следующие возможности:
- Вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс, применение приобретаемых знаний на практике, и четкого осознания где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены.
- Совместной работы в сотрудничестве при решении разнообразных проблем, когда требуется проявлять соответствующие коммуникативные умения.
Это возможно, если учитель будет применять в своей практике современные технологии обучения, одной из которых является групповая технология.
Методическая тема, над которой мы работаем – “Использование групповой технологии на уроках биологии и географии как условие для успешной самореализации личности школьника”.
Цель работы – теоретически обосновать и практически применить данный метод работы на уроках биологии и географии, чтобы выявить, насколько эффективна работа в группе, какие преимущества дает данная технология перед другими технологиями.
Данная технология легко вписывается в учебный процесс, позволяет достичь поставленных любой программой, стандартом образования целей по каждому учебному предмету. Она обеспечивает не только успешное усвоение учебного материала всеми учениками, но и интеллектуальное, и нравственное развитие детей, их самостоятельность, доброжелательность, желание помочь другим.
Эта технология – личностно-ориентированная, предполагает необходимость дифференциации обучения, ориентацию на личность ученика, его интеллектуальное и нравственное развитие, развитие целостной личности, а не отдельных ее качеств.
Групповая технология отражает гуманистическую направленность, сущность педагогики, она значительно лучше готовит детей к жизни. Это не только обучающая, но и воспитывающая технология, она способствует формированию самостоятельности мышления, принятия решений.
Применение групповой технологии на уроках биологии и географии целесообразно, так как данная технология отражает задачи личностно – ориентированного подхода к учащимся. Групповая форма учебной работы способствует развитию мышления, интересов и склонностей учащихся, реализует их потребности в общении со сверстниками, способствует формированию умений работать в коллективе.
Существует ряд преимуществ использования данной технологии перед другими:
- Не все ученики готовы задавать вопросы учителю, если они не поныли новый или ранее пройденный материал. При работе в группе ученики выясняют друг у друга все, что им не ясно. В случае необходимости не боятся все вместе обратиться за помощью к учителю.
- Учащиеся учатся сами видеть проблемы окружающего мира и находить способы их решения.
- Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых сведений, но и от способности самостоятельно приобретать новые знания и умения, применять их в конкретных заданиях.
- У учащихся формируется собственная точка зрения, они учатся ее аргументировать, отстаивать свое мнение.
- Ученики начинают понимать, где и как они смогут применить полученные на уроках знания.
- Ребята учатся общаться между собой, с учителями, овладевают коммуникативными умениями.
- Развивается чувство товарищества и взаимопомощи.
Но для успешной работы группы учащихся необходимо, чтобы каждый школьник владел элементарными умениями самостоятельной познавательной деятельности. Особое значение в данном случае имеют умения работать с учебником, проводить лабораторные и практические работы по инструкциям, умения наблюдать, фиксировать полученные результаты и на их основе делать выводы. Поэтому важно, чтобы учитель перед началом групповой работы достаточно четко представлял уровень самостоятельной познавательности как отдельных учащихся, так и класса в целом, а на начальных этапах работы с группами уделял особое внимание формированию приемов самостоятельной деятельности. С этой целью учителю следует проводить более подробный инструктаж, раскрывающий последовательность действий учащихся при выполнении работы, давать дополнительные консультации отдельным группам, чаще осуществлять систематизацию и коррекцию знаний и умений учащихся при изучении темы.