Цель: широкое вовлечение родителей в содержание образовательной деятельности школы.
Задачи:
- Проведение анкетирования родительской общественности и определение приоритетных направлений лекций-презентаций
- Организация и проведение лекций-презентаций по проектным работам учащихся на родительских собраниях, лекториях.
- Создание совместных детско-родительских проектов и представление их на школьных НПК.
- Представление работ учащихся в социуме (предприятия, организаций).
В настоящее время в нашей школе приоритетным является вовлечение родителей в содержание образовательной деятельности через проектную деятельность.
Современное общество стремительно меняется. Стремительно меняются и требования рынка труда к потенциальному работник. Главной характеристикой становится мобильность во всех возможных смыслах этого слова – академическая, профессиональная… Современный молодой человек должен сегодня не столько уметь что-то делать и знать, сколько уметь учиться делать, уметь применять знание. Способность к практическому действию проявляется в ситуациях, когда человек приобретает опыт решения проблем. В наибольшей мере такие ситуации проявляются в проектной деятельности, которая помогает в формировании ключевых компетенций:
- Умение организовывать свою деятельность – определять ее цели, задачи, выбирать средства реализации целей и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты.
- Умение объяснять явления действительности – социальной, природной, культурной, технической среды, т.е. выделять их существенные признаки, систематизировать и обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать их значимость.
- Умение ориентироваться в мире социальных, нравственных ценностей – формулировать и обосновывать собственную позицию.
- Умение решать проблемы, связанные с выполнением человеком определенной социальной роли – сформировать у них способность анализировать конкретные жизненные ситуации и выбирать способы поведения, адекватные этим ситуациям, формировать навыки решения проблем, принятия решений, поиска, анализа, обработки информации, коммуникативные навыки, навыки сотрудничества.
- Подготовка учащихся к профессиональному выбору – научить их ориентироваться в мире профессий, в собственных интересах и возможностях.
Все это настоятельно требует специального, продуманного внедрения проектной деятельности – от первых самостоятельных проб в начальной школе к проектированию своей образовательной траектории в старшей школе. Для школьника проектная деятельность мотивирована стремлением к самостоятельности, для педагога она является средством решения педагогических задач. Проектная работа демократична. В процессе работы меняется парадигма: от субъектно-объектных отношений к субъктно-субъектным.
Учащийся долго и кропотливо работает над темой проекта, сотрудничает с научными консультантами, педагогом, родителями, Следующий шаг – выход на научно-практическую конференцию «Шаг в будущее», НПК «Шаг в будущее. Юниор», конкурсы, конференции районного и республиканского уровня, итоговые проекты по предметным курсам, социально-значимые проекты, проводимые администрацией города и района. Но порой этим и заканчивается работа с проектом до следующей конференции. Но изначально структура проекта предполагает практическую значимость. Это, прежде всего распространение накопленного опыта, знаний, организация лекторско - пропагандистской работы среди учащихся, родительской общественности.
Вовлечение родителей в образовательное пространство нашей школы проходит по разным направлениям: общественные смотры знаний по учебным предметам, общественные наблюдатели при проведении ЕГЭ, спортивные праздники, профориентационная работа, культурно-массовые мероприятия.
В настоящее время в нашей школе приоритетным является вовлечение родителей в содержание образовательной деятельности через проектную деятельность. Центром этой работы стал школьный музей.
Схема №1 «Направления работы школьного музея». На ней можно отследить основные направления работы, среди которых приоритетными является научно-исследовательское и лекторско-пропагандистское направления.
Схема №2 «Общественно-научное партнерство музея» отражает сотрудничество с общественными организациями, в том числе и с родительской общественностью.
Советом музея совместно с педагогами была разработана система использования проектов учащихся в школьных родительских лекториях и на родительских собраниях.
Первоначально была проведена анкета среди учащихся.
Были опрошены учащиеся 7-10 классов, которые пишут проекты, всего 32 человека.
Анкета для учащихся состояла из 5 вопросов с выбором варианта ответа.
1. Хотели бы Вы представить свой проект в аудитории своего класса?
А) Да.
Б) Нет.
2. Хотели бы Вы представить свой проект в аудитории другого класса?
А) Да.
Б) Нет.
3. Хотели бы Вы представить свой проект в аудитории родителей?
А) Да.
Б) Нет.
4. Важная для тебя оценка родителей твоей деятельности?
А) Да.
Б) Нет.
5. Хотели бы Вы написать совместный семейный проект с родителями?
А) Да.
Б) Нет.
В) Не знаю.
Анализ анкет учащихся представлен в данных диаграммах и отражает утвердительные ответы учащихся (в %) (см. Приложение).
Следует обратить внимание, что 83% учащихся имеют желание писать проекты совместно с родителями.
Анкета родительской общественности.
Были опрошены родители 7-10 классов. Всего – 75 человек. Анкета состояла из 4-х вопросов, три из которых со свободными ответами.
1. Будете ли Вы посещать лектории, которые будут проводить учащиеся школы?
2. Какая тематика Вас интересует?
- Здоровый образ жизни;
- Краеведение;
- Патриотическое направление;
- Народная педагогика;
- Я – гражданин;
- Экология;
- Правоведение;
- Музейное направление
- Свой вариант ответа.
3. Хотели бы Вы, чтобы Ваш ребенок выступил с проектом перед родительской общественностью?
4. Хотели Вы написать совместный семейный проект со своим ребенком?
Анализ анкет родительской общественности.
Отвечая на вопросы анкеты, 87% родителей показали свое желание посещать лектории, организованные учащимися. 75% согласны, чтобы их ребенок был лектором. И лишь только 36% родителей отметили, что могли бы написать совместный семейный проект (для сравнения 83% учащихся желали бы работать совместно с родителями над проектом). Результаты анкетирования отражены в диаграмме №2 (см. Приложение).
Диаграмма №3 (см. Приложение) отражает темы лекториев, которые родители хотели бы послушать.
После обработки анкет Совет музея начал формировать «Банк проектов» (см. Приложение) по обозначенным родителями темам:
«Здоровый образ жизни – будущее нации»
- «Роль социума в формировании вредных привычек у подростков»
- «Восстановленное молоко – получение, питание, лечение»
- «Экзамен – фактор стресса»
- «Спортивные традиции школы»
«Народная педагогика»
- «Воспитательная роль игр детей народа Саха»
- «Роль отца в воспитании детей народа Саха»
- «Мудрые заповеди народной педагогики»
«Я – гражданин»
- «Честь и слава России» (о гимне России)
- «Символы самостоятельности и ответственности»
- «История герба Республики Саха (Якутия)
- «Этот день мы приближали, как могли»
«Экология»
- «Экологическое воспитание в семье»
- «Экологические проблемы города Мирного»
- «Проблемы свалок и мусора в городе Мирном»
«Правоведение»
- «Декларация прав ребенка»
- «Права и обязанности подростков»
- «Россия – правовое государство»
«Музей – грандиозная книга человечества»
- «Учителя – выпускники нашей школы»
- «Наши знаменитые выпускники»
- «Школа №7 и ее традиции» (для родителей будущих первоклассников.
Фотографии с лекториев для родителей (см. Приложение).
Учитывая то, что для 90% детей важна оценка родителей (по результатам анкетирования учащихся), родители выходят на обратную связь, заполняют оценочные листы по пятибалльной шкале.
Оценочный лист.
- Актуальность.
- Содержание.
- Ораторское мастерство.
- Владение материалом.
- Практическая значимость.
- Пожелания, рекомендации.
Анализ оценочных листов для родителей (см. Приложение).
Родители очень серьезно и ответственно относятся к оценке работы учащихся. Были даны рекомендации, высказаны пожелания.
Для нас очень важной была такая оценка родителей: «Сегодня была горда за своего ребенка. Спасибо!», которая дает нам возможность надеяться, что совместным семейным проектам быть!.
После каждого лектория учащиеся проводят рефлексию своей деятельности (словесную, графическую, цветовую).
Рефлексия – «Особый источник знания, внутренний опыт в отличие от внешнего, основанного на свидетельствах органов чувств» Дж. Локк.
Это осмысливание, критический анализ своей деятельности, эмоционального состояния.
- С каким настроением я работал?
- Что вызвало наибольшую трудность?
- Каков «Я» – ?
Как работали «Мы» – ?
Как справились с «Делом» – ?
При обработке материалов рефлексии проводилась необходимая консультация психолога школы.
Согласно тесту М. Люшера, выбор цвета нередко отражает направленность личности на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности.
На рисунке 1 и 2 представлены основные цвета, по мнению Люшера символизирующие следующие психологические потребности:
- синий – потребность в удовлетворении, спокойствии, устойчивой положительной привязанности;
- зеленый – потребность в самоутверждении;
- красный – потребность активно действовать и добиваться успеха;
- желтый – потребность в перспективах, надеждах на лучшие мечты;
- черный – тревожность, огорчение, страх, стресс.
Рисунки юных лекторов наглядно показывают их эмоции.
Рисунок 1
Рисунок 2
Затем был представлен фрагмент лектория по теме «Я – гражданин»: проект-панорама, посвященный 65-летию Великой Победы «Этот день мы приближали, как могли», который представляли учащиеся Досмамбетов Адилет, Краснов Кирилл, Самоловов Дмитрий – 7 класс и Крылова Елена, Яночкина Анастасия – 9 класс. На I районной научно-практической конференции, посвященной истории Вооруженных Сил РФ в секции «Мои земляки-ветераны Великой Отечественной войны» проект занял I место.
Слева направо: Савинова Г.А., Краснов К., Самоловов Д., Досмамбетов А., Крылова Е., Яночкина А., Степанова П.В.