Адаптация младших школьников с опережающим познавательным развитием в условиях развивающего обучения

Разделы: Начальная школа


"В действительности нет ничего более непонятного, чем то, что современные методы обучения еще не полностью истребили святое любопытство исследования; это нежное маленькое растение нуждается в свободе; без нее оно не может развиваться и гибнет."

А.Энштейн

Среди ключевых инноваций ГОУ РМЭ "Лицей Бауманский" выделяется система развивающего образования Д.Б.Эльконина-В.В. Давыдова, которая изначально разрабатывалась и сейчас практикуется как целостная "дидактическая система", способная к вынашиванию и развитию педагогики будущего.

Система развивающего образования в начальной школе ГОУ РМЭ "Лицей Бауманский на деле "укоренила" новую образовательную парадигму, которая связана с именами В.В.Давыдова, В.П.Зинченко, Д.Б.Эльконина, В.В.Репкина, Б.Д.Эльконина, В.А.Рубцова, Г.А.Цукерман и их последователей. Дальнейшее ее практическое воплощение будет способствовать разрешению текущих проблем образования и постановки новых.

Известно, что активизация индивидуальных возможностей ребенка зависит прежде всего от его учебной мотивации и от содержания учебной деятельности. Включая ученика в учебную деятельность, педагог уже решает задачи развития его высших психических функций, таких как речь, память, логическое мышление, креативность, воображение, внимание. При этом идет не только развитие отдельных функций, а системная перестройка их связи за счет дидактических, а не "лобовых" психологических средств. Таким образом, создаются уникальные возрастные новообразования – единство интеллекта и аффекта, воображения и мышления, произвольности и креативности, мышления и речи и пр.

В связи с данными изменениями в образовательном пространстве "Лицея" увеличивается количество желающих начать обучение с первого класса. Уровень подготовленности поступающих будущих первоклассников меняется качественно. В связи с этим актуальной является проблема выявления возможностей ребенка, его одаренности и особенностей ее проявления в младшем школьном возрасте.

Особенности будущих первоклассников, демонстрирующие опережающее познавательное развитие, могут рассматриваться лишь как признаки, сопровождающие одаренность, но не обязательно порождающие ее. Поэтому наличие указанных особенностей может служить лишь в качестве основания для предположения об одаренности, а не в качестве вывода о ее безусловном наличии. Однако видимые, поведенческие признаки одаренности вариативны и часто противоречивы по своим проявлениям, поскольку в сильной мере зависимы от социального контекста. Тем не менее даже наличие одного из этих признаков привлекает внимание специалистов (логопеда, психолога), учителей начальных классов "Лицея" и мотивирует их на тщательный и длительный по времени анализ каждого конкретного индивидуального случая.

Дети с опережающим познавательным развитием особенно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Они способны следить за несколькими процессами одновременно и склонны активно исследовать все окружение. Как правило, они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать соответствующие выводы: создавать альтернативные системы. Особенное внимание логопедом уделяется наблюдению за памятью ребенка в сочетании с его ранним языковым развитием и способностью к классификации, так как это позволит ему в будущем накапливать большой объем информации и интенсивно ее использовать.

При наблюдении логопедом за деятельностью будущих первоклассников в школе раннего развития при "Лицее" особенно внимательно исследуется объем словарного запаса ребенка, позволяющий ему свободно и четко излагать свои мысли, а также его способность к изобретению собственных слов. Встречающиеся повышенные математические способности, как правило, влияют на прогресс в чтении. Детям с опережающим познавательным развитием также свойственен продолжительный период концентрации внимания, напрямую связанный с высокой познавательной мотивацией. Однако характерная для них увлеченность заданием часто сочетается с отсутствием опыта и негативизмом при навязывании готовых ответов. Будущие младшие школьники с опережающим развитием тем не менее испытывают большие сложности в адаптации к требованиям социального окружения, так как имеют такие личностные особенности, как обостренное чувство справедливости, предъявление высоких требований к себе и окружающим, богатую фантазию и изобретательность, эмоциональный дисбаланс, эгоцентризм, повышенную уязвимость, более низкую самооценку, чем их обычные сверстники.

Таким образом, перспективы развития образовательного процесса "Лицея" будут зависеть от успешной адаптации одаренного ребенка к условиям обучения, а также от развития способности педагогов строить совместно с детьми учебную деятельность, меняя тип своего профессионализма с монологического на диалогический. В качестве иллюстрации познакомьтесь с содержанием уроков по разным предметам в развивающем образовании в начальной школе (см. Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3).

Урок литературного чтения в 1-м классе

Образовательная система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова. Букварь. В.В.Репкин.

Тема: В.Голявкин “Кто вы такие?”

Цели:

  1. Работа над формированием навыка чтения: выразительность, понимание содержания.
  2. Знакомство с понятиями: конфликт, разрешение конфликта.
  3. Воспитание умения не вовлекаться в конфликт, обучение выходу из конфликта.

Ход урока

1.Орг. момент.

Сядет тот, кто, используя “ключ” расшифрует запись.

Какое слово было зашифровано?

2. Проверка дом. задания.

Что такое диалог? В каком недавно изучаемом произведении нам встречался диалог? Кто написал это произведение?

Дома вам надо было попытаться прочитать это произведение выразительно. Мы с вами только начинаем учиться читать выразительно, поэтому послушайте еще раз как прочитаю я, а потом тоже попробуете прочитать выразительно. Все слушаем, читаем, следим.

Чтение учителя.

Получилось у меня прочитать выразительно?

Ну а сейчас вы почитаете. Слушаем внимательно, следим по тексту, затем оценим чтение ребят.

Мы уже выяснили, что в произведении есть диалог. Между кем был диалог? Сразу начинается диалог? Часть до диалога читает…

Как будем читать следующую часть? Сколько человек будет читать?

(Чтобы опросить больше учеников, диалог читают 2 пары детей)

Далее детьми дается оценка чтения учеников. (правильность, громкость, четкость, выразительность)

3. Разбор содержания произведения.

Что произошло между детьми? (ссора) А я скажу по-другому – между ними произошел КОНФЛИКТ (карточка с этим словом вывешивается на доску). Как вы понимаете, что такое конфликт? (конфликт-это ссора) Подумайте, что могло бы произойти, если бы не вмешался учитель? (они могли бы дальше обзываться и даже, может быть, подрались)

Как вы думаете, Как бы чувствовали себя ребята после этого? (они были бы злые, огорчены, обижены, настроение было бы испорчено.) А как бы это отразилось на их учебе? Вот какие серьезные, неприятные последствия могли бы быть.

4. Введение новых терминов, знакомство с новыми понятиями.

А с чего начался конфликт? (с обидного слова)

на доске карточки со словами

ОБИДНОЕ СЛОВО

ОТВЕТНОЕ ОБИДНОЕ СЛОВО

КОНФЛИКТ

Расставьте эти слова по порядку, как разворачивался конфликт.

А как вы думаете, как живется, если есть конфликт?

Значит конфликт надо разрешать. (добавляется слово РАЗРЕШЕНИЕ)

Подумайте, как можно было бы разрешить конфликт самим ребятам? (предложения детей) А можно было вообще не доводить до конфликта – пошутить, перевести все в шутку. Что можно было сразу сказать?

Действительно, ребята, ребята, юмор – это самый первый способ, ступенька недопущения конфликта или выхода из него. С другими способами разрешения конфликта мы познакомимся позже.

А сейчас, какой самый главный вывод сделали вы для себя, прочитав это произведение?

5. Подведение итога урока.

Сегодня на уроке мы старались читать выразительно. А еще мы учились понимать, что же хотел нам сказать автор, для чего писал свое произведение.

Вы были активны, старались, думали. Всем спасибо.

Урок по окружающему миру в 1-м классе.

Образовательная система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова

Тема: Процессы.

Цель: подвести к понятию процесса как смены состояний объекта, научить учащихся обращать внимание на изменения, происходящие с объектом наблюдения, развивать наблюдательность и умение делать выводы на основе наблюдений; воспитание культуры взаимоотношений человека с окружающими его предметами.

Ход урока

1. Организационный момент

На доске:

ПРОЗА – ЗА + ЦЕНА – НА + ССОРА – ОРА + РЫБА – РБА = ?

– Сядет тот, кто, выполнив арифметические действия, прочитает слово!

Ответы учеников: процессы. (Карточка со словом вывешивается на доску.)

2. Актуализация знаний.

Словарь:

Зрительное восприятие

Постановка учебной задачи:

У.: Ребята, вы знаете, что такое процесс? (Ответы.)

На доске:

С. И. Ожегов “Процесс – ход, развитие какого-нибудь явления, последовательная смена состояний в развитии чего-нибудь”.

В. И. Даль “Процесс, то же самое процедура, от латинского шествие, ход; всякое длительное, последовательное дело, порядок, обряд”.

– Как мы с вами будем узнавать об этом? (Ответы.)

– Над какими вопросами будем работать, чтобы лучше понять, что такое процессы? (Ответы.)

Все предложения учащихся записываются на белой доске.

– На какой ступени знаний о процессах мы с вами находимся? (На ИД лестница “знаний”. К доске выходит ученик и рисует себя на выбранной им ступени. Остальные оценивают его выбор.

На доске рисуется огромный вопрос.

К доске вызываются три ученика. Они назначаются наблюдателями и им предлагается задание описать объект: показ целой спички. Ученики должны назвать как можно больше свойств спички и определить её состояние – целая. На доске –С/Ц.

Затем этим ученикам предлагается выйти за дверь на некоторое время. Учитель на глазах остальных детей сжигает спичку. После этого приглашаются в класс наблюдатели, которые описывают новое состояние спички – горелая. На доске – С/Г.

У.: Это та же самая спичка, которую я вам показывала раньше, или две разные спички? (На столе лежит несколько целых и несколько горелых спичек.) Дети-наблюдатели не могут ответить утвердительно.

У.:(обращаясь к классу): Почему ребята не могут установить точно, та ли это спичка? (Ответы.)

– А вы можете это сделать? Почему? (Ответы: видели своими глазами.)

– Что вы видели? Как изменилось состояние спички? Как назвать этот процесс? (Горение.) Что такое процесс?

ПРОЦЕСС – это изменение состояния одного и того же объекта.

3. Введение символической записи

У.: Ребята, мы с вами научились записывать разные действия с помощью символов. Что обозначают следующие записи? (Показ символов: вопрос, ответ, глаз, книга, взрослый, построение ряда, классификация, стрелка)

– Как записать, что были не две разные спички, а одна и та же?

(Ответ: нужно связать два символа Ц/С и Г/С линией, знаком равенства или еще как-то воедино.)

– Как показать направление изменения, что было сначала, что потом? Целая или горелая? (Ответ: можно показать стрелкой на линии или числами 1 и 2)

Вносятся изменения в запись: С/Ц> С/Г, С/Ц>Г, Ц>Г.

– Что нового мы внесли в запись? Что показывает стрелочка?

Работа в тетради (с.22): поставить стрелочки и составить схему процесса; в прямоугольнике вставить буквы и знак равенства или неравенства.

4. Динамическая пауза

Выбор карточки и определение места в группе. Выбор командира группы.

5. Работа над темой.

У.: Мы видели процесс… (показ на схему Ц>Г) горения. Какие еще процессы вам знакомы? (Ответы учащихся.)

– Ребята, с какой скоростью горит спичка? (Ответ: процесс быстро протекает на глазах.)

Учитель:

  • протирает мокрой тряпкой с доски, а ученики называют процесс– мокрая/сухая – испарение;
  • делит кусок теста на две части и помещает каждую в отдельный прозрачный стаканчик (Вопросы к процессу в тесте: В нем могут произойти изменения? Их можно увидеть сразу? Чтобы определить, какой процесс произойдет с тестом, каждый стаканчик помещают в разные условия: в теплое и холодное место.);
  • показ старой истрепанной книги – износ, старение;
  • показ чистой и исписанной тетрадей – износ;
  • размельчает сахар – целое/часть – деление;
  • предлагает каждому встать и дунуть на ватку, находящуюся на ладони – движение.

При этом каждый раз выбирается СИМВОЛ записи названного процесса на ИД.

6. Работа в группах

Задания: Понаблюдать изменения состояний объектов, определить вид процесса и выбрать символ записи.
  1. На стол подается чашка с горячей водой и предлагает накрыть его крышкой.
  2. В одноразовый стаканчик с холодной водой опускается кусочек быстрорастворимого сахара.
  3. На стол ставится блюдце с водой. На блюдце кладется губка.
  4. На сухое блюдце кладется кусочек льда.

Группы наблюдают, называют процесс и выбирают один из предложенных символов для записи.

Отчет групп о выполненной работе.

Оценивают работу в группе по карточке.

Итог урока

У.: Давайте вернемся к нашим вопросам! На какие из них мы уже можем ответить?

Что такое процесс?

Могут ли процессы длиться больше урока?

Всегда ли процессы видимы глазу?

Какие условия нужны для процессов?

Для всех ли процессов нужны особые условия? Демонстрация стаканчиков с тестом.

Можно ли убрать вопрос?

Какую же ступень на нашей лестнице мы с вами можем занять?

Оценивание своих знаний на ИД.

Урок окончен.

Урок русского языка во 2-м классе

Образовательная система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова

Тема: Слабые и сильные позиции согласных звуков.

Цель: Познакомить учащихся с новой сильной позицией согласных звуков: перед [в][в]

Тип урока: Постановка частной задачи.

Ход урока

1. Орг.момент:

– Сядет тот, кто вспомнил, над чем мы работали предыдущем уроке русского языка? (сильные и слабые позиции согласных звуков)

2. Актуализация знаний.

а)– Распределите карточки со схемами позиций согласных звуков на две группы. (1 ученик работает у доски, остальные на парте)

– Проверим работу… (ученик называет все позиции, дети оценивают работу знаками согласия или несогласия)

– Поднимите руки, у кого так же?

– А как будем записывать слова с орфограммами слабых позиций согласных звуков? ( пропускать)

б) На доске:

,иск] [афто]
[св,эр,] ,ист]
[ос,ин,] [св,эт]
[бокс] [зв,эр,]
[аист] [ахат,]

Выписать только слова, которые подходят к схеме: ^^--

Что она обозначает?

– 1 человек работает у доски, остальные на парте. Можете посовещаться в парах.

– Как запишите слова? (с пропусками).

– Проверим работу. Какие слова подходят к схеме? Читай.

– Поставьте плюс красной пастой, если записали правильно. Оцените свою работу по шкале “правильность”. Встаньте, те, кто справился без ошибок.

Ри_ _ , бо_ _, ли_ _, ах_ _ .

Согласны с оценкой работы...?

в) – Молодцы! А нет ли среди данных слов тех, которые подходят к схеме: --^^

– Назовите эти слова. ([афто]).Почему подходят?

– Умеем мы определять сильные и слабые позиции парных согласных? Молодцы!

3. Физминутка. Проводит ученик.

4. Работа по новой теме .

а) Постановка задачи

– А кто найдет слова, которые подходят к схеме: ^^^^

– Сам Самыч утверждает, что есть два таких слова.

– Попробуйте их найти! (варианты ответов)

[св,эр,]                 [зв,эр,]

?

– Если есть разногласия, то возникает вопрос. Какой? (Какая это позиция у согласных: сильная или слабая?)

– Надо найти ответ? Понаблюдаем за этими словами.

б) Анализ условий решения задачи. Работа в группах.

– Чтобы ответить на вопрос, поработаем в группах со словами по плану. ( Каждой группе дается план и своя пара слов:

План:

  1. Прочитай пару слов.
  2. Запиши слова звуками.
  3. Определи, в какой позиции стоят парные согласные звуки. Обозначь позицию.
  4. Перед какими звуками стоит эта позиция?
ЖВАЧКА ЗВАТЬ ДВОЙКА
ШВЫ СВОЙ ТВОЙ

Группы работают, после чего выносят ответы на доску. Проверка работы групп.

– Назовите первые согласные звуки. Какие они? (парные согласные по звонкости-глухости).

– Оба звука из пары работают? (да).

– А что это значит? (сильная позиция)

– А перед каким звуком работают оба звука из пары? ( [в][в, ])

– Что получилось? (Парные согласные стоят перед[в][в, ]).

Знакомы с такой позицией?(нет)

-Что сейчас узнали? (новую сильную позицию).

в) Моделирование.

– А есть на доске схема к новой сильной позиции? (нет)

– Придумайте свои варианты в паре, запишите на листках. Покажите. Сравните их.

– Что на 1 месте? (парные согласные по звонкости-глухости)

Что дальше? (Парные согласные стоят перед[в][в, ]).

Так какая будет схема?

– Напишите новую схему на карточку и вложите в альбом с памятками.

– Вернемся к вопросу на доске. Как он звучал? Можем на него ответить?

– Куда поставить новую схему? (подставляем в 1 столбик к сильным позициям.)

5. Закрепление.

– Попробуйте найти слова, подходящие к новой схеме.

На доске:

[РВЫ],[ СВ’ИТ’ИЛА], [СВ’ЭЧ’КА], [ПЛАВНО], [ЗВУК’И]

– Запишите буквами любое слово с новой орфограммой, пропуская орфограммы слабых позиций.

– Дома сможете выполнить подобное задание?

– Домашнее задание – упр.82!

6. Итоговая рефлексия.

– Что нового узнали на уроке? (Познакомились с новой позицией согласного звука)

– Какая эта позиция? (Сильная)

– Сколько сильных позиций? Почему они сильные? Назовите их.

– А сколько слабых? Почему они слабые? Назовите эти позиции.

– Урок окончен. Всем спасибо!