Тип урока: Изучение нового материала.
Цели:
- Добиться усвоения учащимися правила сложение дробей с одинаковыми знаменателями.
- Способствовать развитию аналитического мышления, познавательного интереса к математике.
- Создать условия для воспитания самостоятельности, любознательности.
Задачи:
- Подвести учащихся к самостоятельному формулированию правила сложения дробей с одинаковыми знаменателями.
- Учить применять правило при решении примеров и задач.
- Организовать парную работу на уроке.
- Отрабатывать общеучебные умения: анализировать информацию, делать вывод, учить формулировать тему, цели урока.
Оборудование:
- Компьютер, проектор, экран, презентация.
- Листы и маркеры для парной работы.
- Учебники (Аргинская. Математика 3 класс.)
Ход урока
1. Формирование мотива. Создание ситуации успеха.
– Какой праздник для каждого из вас самый любимый и долгожданный? (Слайд 1)
– Узнаёте сказочных героев? Из какой сказки эти герои? («Три повести о Малыше и Карлсоне» Астрид Линдгрен)
– Сегодня у Малыша день рождение и мама испекла праздничный торт.
– Прочитайте задачу (с доски). (Слайд 2)
Мама подала к чаю торт, разрезанный на 12 равных кусков. Малыш съел 2 куска, а Карлсон – 5. Сколько кусков торта они съели вместе?
– Решите задачу.
2 + 5 = 7 (к.)
– Кто решил так же? Молодцы!
– Легко ли справились с этой задачей?
– Все ли числа использовали при решении задачи?
– Как называется такая задача? (С лишними данными)
2. Создание проблемной ситуации.
– Прочитайте вторую задачу (открывается).
Мама подала к чаю торт, разрезанный на 12 равных кусков. Малыш съел 2 куска, а Карлсон – 5. Какую часть торта они съели вместе?
– Сравните задачи: чем они похожи? (Условием, данными, действием)
– Чем отличаются? (Вопросом)
– На сколько частей разделили торт? (На 12)
– Какую часть торта составляет каждый кусок? (1/12)
– Какую часть торта съел Малыш? (2/12) А Карлсон? (5/12)
– Что спрашивается в задаче?
– Каким действием это узнаем? (Сложением)
– Решите задачу. (записываю только решение 2/12 + 5/12)
– Какие получились ответы? (записываю ответы детей: 7/24, 7/12, ?)
3. Постановка учебной задачи.
– Почему ответы получились разные? С какой проблемой столкнулись? (Не умеем складывать дробные числа)
(Слайд 3)
– Сформулируйте тему урока. (Сложение дробей с одинаковыми знаменателями)
– Какую учебную задачу поставим перед собой?
4. Учебные действия. Анализ учебного материала.
(Слайд 4)
– Чтобы разобраться, как сложить дроби с одинаковыми знаменателями, выполним действия практически.
– Покажите, какую часть торта съел Малыш?
– Каким числом мы обозначили эту часть торта?
– Покажите, какую часть торта съел Карлсон?
– Каким числом обозначили эту часть торта?
– Как узнать, сколько они съели вместе? (Сложением)
2/12 + 5/12 = 7/12
– Так какую часть торта они съели вместе? (7/12)
(Слайд 5)
– Как получили такой ответ? (К 2 + 5; сложили числители)
– А знаменатель?
– Почему числители сложили, а знаменатель остался прежним?
5. Учебные действия. Построение модели способа действия.
– Сформулируйте правило сложения дробей с одинаковыми знаменателями.
– Давайте убедимся, правильно ли мы рассуждали.
– Откройте учебник на стр. 148, № 335 (7). Прочитайте правило.
– Сравните правило, которое вы вывели, с правилом в учебнике.
– Молодцы! Сегодня вы для себя сделали открытие.
– Для удобства запоминания попробуем записать правило сложения дробей с одинаковыми знаменателями в виде формулы. Работаем в парах. (У детей листы, на которых они записывают формулу)
– Покажите листы. (3–4 листа с формулами выносятся на доску)
– С каким вариантом не согласны? Почему? Какой вариант оставим?
(Слайд 6)
Физминутка.
6. Действие контроля. Контроль правильности построения модели.
– Мы сформулировали правило сложения дробей с одинаковыми знаменателями и записали формулу, а теперь надо проверить, как работают эти правило и формула на практике.
1) Найдите значения сумм:
5/14 + 3/14 7/29 + 19/29
11/35 + 17/35 4/9 + 1/9
(Дроби – на доске, дети подробно объясняют и подробно записывают)
Образец записи: 5/14 + 3/14 = 5 + 3/14 = 8/14
– Так как же сложить дроби с одинаковыми знаменателями?
2) – А теперь проверим, насколько вы самостоятельно сможете найти значение дробей:
(Слайд 7)
14/20 + 3/20 = 19/53 + 19/53 =
47/72 + 15/72 = 7/37 + 28/37 =
2/99 + 18/99 = 4/103 + 5/103 =
– Свою работу проверьте самостоятельно. (Ответы открываются – дети сверяют результаты).
– Кто выполнил работу без ошибок? Молодцы!
– У кого ошибка? В чём трудность?
3) – Я хочу предложить вам самостоятельно придумать и записать на листе одну сумму дробей с одинаковыми знаменателями. Значение суммы запишите на обратной стороне листа. (Лист положите на середину парты)
4) – На день рождения Малышу подарили интересную книгу.
– Прочитайте задачу.
(Слайд 8)
В первый день Малыш прочитал 4/15 книги, а во второй день – на 2/15 книги больше, чем в первый день. Какую часть книги прочитал Малыш за два дня?
– Что известно в задаче? Что неизвестно?
– Можно ли сразу ответить на главный вопрос? Почему?
– Что сказано о том, какую часть книги прочитал Малыш во второй день?
– Сможем ли мы это сразу узнать? Каким действием?
– Зная, какую часть книги прочитал Малыш во 2 день, сможем ли ответить на главный вопрос задачи?
– Что для этого надо сделать? (I + II)
– Решали ли мы задачи такого типа?
– Чем эта задача отличается от тех, которые решали раньше? (Дробными числами)
– Какое правило будем использовать при решении задачи?
– Решите задачу самостоятельно по действиям и запишите выражение к ней (один ученик решает задачу по действиям на другой стороне доски).
– Сравните своё решение с записью на доске.
7. Действие оценки. Подведение итогов выполненной работы. Рефлексия.
– Наш урок подходит к концу. Проверим, насколько ребята правильно придумали суммы дробей и нашли значения (показываю листочки, дети проверяют).
– Что нового вы узнали на уроке?
– Кто из вас сможет сегодня дома объяснить родителям, как складывать дроби с одинаковыми знаменателями?
(Слайд 9)
Спасибо всем!