Принцип гуманизации как условие профессионального самоопределения школьников

Разделы: Общепедагогические технологии


“Задача в том, чтобы создать в процессе
обучения такие условия, в которых человек
проявился бы наилучшим образом”.
Ф.У. Смит

Отличительной чертой стандартов нового поколения является ориентация на достижение планируемых результатов, и на первый план выдвигаются результаты личностного развития школьника, в основе которых лежит духовно-нравственное начало, затем предметные и метапредметные знания. Поэтому процессы гуманизации образовательного процесса становятся приоритетными в педагогической деятельности. Реализация принципов гуманизации образовательного процесса создаёт благоприятные условия для развития обучающихся, улучшает взаимопонимание, взаимоотношения, взаимодействия между участниками образовательного процесса, возрастает творческая активность и инициатива педагогов и руководителей.

Одними из важнейших результатов школьного образования в соответствии с его новыми целями и задачами являются: умение выпускника объективно оценивать себя в развивающемся мире, навыки самообразования и саморегуляции, готовность к активному конструктивному взаимодействию с людьми и принятию ответственных жизненно важных решений. Содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации. Гуманная педагогика определяет образовательную среду как совокупность социальных и педагогических процессов.

В школе разработана педагогическая концепция “Школа самоопределения и самореализации”, в которой определены основные направления работы педагогического коллектива по формированию различных видов самоопределения школьников: интеллектуального, личностного, ситуативного, социального, профессионального, нравственного, творческого, самоопределения в культуре. Каждый из видов самоопределения имеет сложную структуру, в соответствии с которой должны быть определены задачи и формы работы по его формированию.

Профессиональное самоопределение представляет собою длительный и сложный процесс поиска личностью своего места в мире профессий, формирования отношения к себе как к субъекту определённой деятельности, сопоставления своих физических и интеллектуальных сил и способностей, интересов и склонностей, ценностных ориентаций и установок с требованиями профессиональной деятельности. Подготовка учащихся к выбору профильного или профессионального обучения должна осуществляться поэтапно.

В нашей школе сложилась система работы по формированию профессионального самоопределения учащихся. Деятельность педагогического коллектива осуществляется по нескольким направлениям, каждое из которых решает определенные задачи.

Информационно-ознакомительное направление (1–11 классы)

Цели и задачи: Формирование добросовестного отношения к труду, понимания его роли в жизни человека и общества. Развитие интереса к профессиям родителей и ближайшего окружения. Ознакомление учащихся с миром профессий, содержанием профессиональной деятельности в различных сферах.

Формы работы: Конкурсы рисунков, сочинений, творческих работ, конкурсы газет, предметные недели, КВН, фестиваль профессий, деловые игры профориентационной направленности, экскурсии, встречи с представителями учебных заведений представителями различных профессий, совместные мероприятия с родителями “Профессия моих родителей”, “Мир моих увлечений”, организация элективных курсов, оформление информационных стендов, презентация профильного образования на III ступени обучения, встречи с представителями центра занятости (о востребованности профессий на рынке труда), включение учащихся в различные виды деятельности, в том числе общественно-полезный труд, работа отрядов ЮИД (Юный инспектор движения), ДЮП (Дружина юных пожарных).

Диагностическое направление (8-11 классы)

Цели и задачи: Содействие самоопределению учащихся, учету индивидуально-личностных особенностей при их профессиональном самоопределении.

Формы работы: Изучение способностей, учебных интересов, увлечений, профессиональных склонностей и интересов учащихся, составление папки портфолио.

Консультационное направление (9, 11 классы)

Цели и задачи: Помощь в профессиональном самоопределении учащихся.

Формы работы: Групповые и индивидуальные консультации по выбору профессии.