Цели:
- На основе выполняемых заданий и мультимедийной презентации ввести детей в эпоху богатырей и познакомить с произведениями литературы и искусства об этой эпохе.
- Создать условия для формирования чувства патриотизма, гордости за Землю Русскую, своё государство;
- Способствовать развитию познавательного интереса к русской литературе и истории страны, общеучебных компетенций.
Задачи:
- Познакомить учащихся с отрывками из произведений А.С.Пушкина "Руслан и Людмила", А.П.Бородина "Богатырская симфония", картиной В.М.Васнецова "Три богатыря";
- Организовать групповую деятельность на уроке для работы по карточкам;
- Учить делить текст на смысловые части, составлять цитатный план, делать выводы. понимать текст на уровне смысла, предполагать, предвосхищать содержание текста;
- Обогащать речь учащихся, используя различные формы работы на уроке: подбор синонимов, знакомство с новыми терминами, подбор пословиц;
- Учить выразительному чтению, основам сценической речи, театральной деятельности.
Оборудование:
- Компьютер, проектор, экран, презентация.
- Картинка с изображением Афанасия, карточка: "Богатырская симфония"" Александр Прокопьевич Бородин, карточки с заданиями для групповой работы,
- сундучок с карточками с богатырским снаряжением, "боевое снаряжение" и "кони" для богатырей.
1. Антиципация
*Рассмотрите иллюстрацию
- Кто это? (Афанасий)
- Что у него на голове? (Шлем)
- Что в руках? (Щит и меч)
- Что можно о нем сказать? (Нарядился в богатыря)
- Какая тема урока? ("Богатыри")
Слайд 1
Правильно, но не просто "Богатыри", а "Сказочные богатыри" .
Слайд 1
- Какие цели урока?
Слайд 1
2. Введение в эпоху. Живая картина.
Давным-давно на месте городов и деревень, где мы с вами сей час живем, стояли непроходимые леса, лежали топ кие болота. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Среди них были и наши предки - славяне: светловолосые и голубоглазые, высокого роста, мускулистые. А в те далекие годы война - обычное дело, ведь приходилось отстаивать свои земли от врагов, много времени славяне проводили в сражениях.
Они были храбрые воины. Настоящие богатыри.
Слайд 2
(Звучит музыка)
И вот стоит в поле богатырская застава. Широкая равнина, пожухлая трава, ковыль, серые валуны, молоденькие елочки впереди и до самого горизонта темные холмы. А над всем этим - осеннее тревожное небо.
Картина "Богатыри" - это главная картина Виктора Михайловича Васнецова. На ней 3 богатыря.
*Узнайте, как их зовут.
(Музыка стихает :)
1 богатырь (ученик на "коне" в костюме богатыря)
Из того ли то из города из Мурома,
Из того ли села из Карачарова
Выезжал удаленький дородный добрый молодец;
Он стоял заутренню во Муроме,
А к обеденке поспеть хотел во Киев-град.
- Кто я?
Есть я старыя козак да Илья Муромец,
Илья Муромец да сын Иванович.
2 богатырь
Ай же вы полоны. Да все русские!
Выходите-ка из нор вы змеиных,
И ступайте-ка да по своим землям,
По своим землям, да по своим домам.
3 богатырь
У моего у света у батюшки,
У попа у Леонтия Ростоцкого,
Была старая собачища дворовая
По подстолью собака волочилася,
Лебяжей костью подавилася -
Собаке Тугарину не миновать того:
Лежать ему далече в чистом поле.
Меня зовут Алешей да Поповичем,
Сын попа Леонтия Ростоцкого.
- Кто такие богатыри? (Воин, который отличался особой силой, удалью, мужеством и умом, любил свою Родину, народ и защищал их)
- Какое слово спряталось в слове "БОГАТЫРЬ"?
- Почему? (Их бог благославляет на подвиги)
- Каких еще богатырей вы знаете?
- А есть ли богатыри сейчас? (на этот вопрос ответим в конце урока)
- Как можно догадаться, что перед нами богатыри? (боевое снаряжение)
*Давайте соберем богатыря на сражение. Достанем из сундука боевое снаряжение.
Слайд 3
- Латы - доспехи из металлической чешуи нашиты на кожу, которые защищают руки ноги.
- Кольчуга - доспех вроде рубашки из мелких плотносплетенных железных колец. Ее делали с разрезом впереди у шеи и подола. На груди кольчуги круглые бляхи.
- Шлем - для чего он нужен? Для защиты человека от стрел, меча, копья, по форме очень напоминает купола церквей.
- Меч - носили в ножнах, который притягивался к поясу. Ножны могли быть деревянными или железными. Украшались серебром, золотом.
- Щит - воинское оружие, которым прикрывались во время нападения неприятеля (врага). Изготавливался из булата, железа. Меди. Дерева. Иногда обтягивался кожей.
По форме щиты были разные: круглые, треугольной формы.
Булава - оружие, деревянная или металлическая палка с шаром на конце.
(Карточки со словами крепятся на доску)
Физкультминутка:
Дружно встали раз, два, три -
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепки расставим,
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек,
И направо, и еще
Через левое плечо.
Буквой Л расставим ноги,
Точно в танце - руки в боки,
Наклонились влево, вправо
Зашагали вместе браво.
Подрастаем мы, смотри,
Станем как богатыри.
Антиципация
Сегодня звучала "Богатырская симфония"" Александра Прокопьевича Бородина. (Карточка крепится на доску)
Но не только художники и композиторы обращались к образу богатыря. Сегодня мы будем читать отрывок из поэмы, в которой тоже есть богатырь.
Учебник с.171
- Как называется поэма?
- Кто автор?
- События, какого времени будут описаны?
Слайд 4
*Прочитайте ключевые слова.
- поле боевое
- вражий стан (временная стоянка) (гиперссылка)
Слайд 5
- сражение (битва)
- чудесный воин (необыкновенный)
- пал на басурмана (Кто такой басурман?)
Слайд 6.
Что значит ""пал"?
- Предположите, о чем идет речь?
Работа с текстом во время чтения
*Проверим предложение.
*Первичное чтение. (Читает ученик)
- Правильно предположили?
- Кто такой Руслан? (Витязь - богатырь княжеского происхождения)
- Почему прогноз оказался неправильным?
- Какой информации оказалось не достаточно?
*Перечитывание отрывка с комментированием.
После первых двух строчек
"яснели" (становились светлыми)
- Когда будут происходить события?
После 3-4 строчек
- Как понимаете: В бездейственном покое? (Ничего не происходит, все спокойно)
После 5-6 строчек
- Какими словами автор рисует пробуждение боевого поля?
- воспрянул (приготовился к сражению)
- Замените слово "внезапный" синонимом? (Неожиданный)
- Для кого этот крик был внезапным?
Прочитаем дальше.
После 8-9 строчек
- Теперь ясно, что для киевлян (жителей Киевской Руси) это сражение началось внезапно. Они взволнованы, растеряны, могут проиграть сражение.
- Что же случилось дальше?
Чтение до конца:
- Какую картину вы представили себе?
- Прочитайте сравнения. (Грозой несется, как гром небесный)
*Зачем их использует автор? (показать силу и мощь)
- Как понимаете строчку: Наш витязь пал на басурмана?
- Перечитайте последние две строчки отрывка. Преданье - исторический рассказ
- Как вы их понимаете?
*Перечитайте еще раз отрывок. Разделите на 3 части и составьте цитатный план.
Слайд 7
1-"Дремало поле боевое:"
2-"Внезапный крик сраженья грянул"
3-"Наш витязь пал на басурмана"
3. Работа с текстом после чтения
Работа над выразительностью
Целью урока было научиться читать отрывок поэмы. Для этого у нас есть слова-помощники
*Прочитайте их
Слайд 7
- Какое настроение надо передать в 1 части?
*Прочитайте
(Аналогично работа проводится по каждому пункту)
Знакомство с писателем
Мы учились читать отрывок из поэмы А.С. Пушкина
- Как Пушкин относится в Руслану? (Наш)
- В каких еще сказках А.С. Пушкина есть богатыри?
- Что можно сказать про А.С.Пушкина? (Изучал и знал историю страны, уважает богатырей)
Творческое задание. (Групповая работа)
1 группа
Подберите к прочитанному отрывку походящие по смыслу пословицы:
- Если по-русски скроен, то и один в поле воин.
- Всякому мила своя сторона.
- Близок локоток, да не укусишь.
- Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
- Как придет напасть, так хоть вовсе пропасть.
К отрывку из поэмы подходят пословицы: :..
2 группа
Подбери к устаревшим словам современную пару:
Мы уверены, что небеса - это :
небеса рассветало яснело небо басурман исторический рассказ минувший враг преданье прошедший
3 группа
Выберите подходящие богатырям человеческие качества (ненужное зачеркни):
Мы считаем, что богатырь :..
Храбрый, трусливый, скромный, вежливый, добрый, ласковый, отважный, мужественный, сильный, смелый, впечатлительный, простой, веселый, черствый, жадный, щедрый, обидчивый, грубый, справедливый.
- А есть сейчас в наше время люди с такими человеческими качествами?
- Так есть ли в наше время богатыри?
Слайд 8
- Какой профессии они могут быть?
- А может ли каждый из нас стать современным богатырем?
Слайд 9
- Что для этого надо?
4. Рефлексия
*Кто хочет быть похожим на богатыря, нарисуйте меч.
5. Домашнее задание
- Еще раз прочитайте отрывок и составьте рассказ о том, как закончилась битва Руслана с врагами.