Учебная игра оказывает воздействие на личность
обучаемого, развивая мышление, расширяя
кругозор, воспитывая волевые качества личности,
учит ориентироваться в конкретной ситуации и
применять знания для решения поставленной
учебной задачи, мотивирует и стимулирует
познавательную деятельность учащихся,
способствует развитию познавательного интереса.
Приведем пример игры, разработанной нами для
обобщения изученного материала учащимися по
теме: «Животные и растения» (6 класс).
Тип урока: обобщающий.
Вид урока: игра.
Задачи.
- Образовательная: обобщить и систематизировать знания учащихся о влиянии животных на растения, животных-опылителях, распространении плодов и семян животными и людьми, отношениях между растениями и копытными растительноядными животными, растениях-хищниках.
- Развивающая: продолжать развивать у учащихся мышление, память, речь; умения работать в команде.
- Воспитательная: продолжать формировать научное мировоззрение и экологическую культуру у учащихся.
Методы обучения: словесные (беседа), наглядные (демонстрация фотографий, рисунков).
Оборудование: мультимедиа проектор, ноутбук, экран, фотографии, рисунки, барабан. (Приложение 1).
ХОД УРОКА
I. Организационный момент (1 мин.).
Проверка готовности класса к уроку. Приветствие. Запись отсутствующих в журнале.
II. Обобщение материала (35 мин.)
Сообщение цели урока учащимся
– Сегодня вы должны вспомнить и обобщить материал темы «Животные и растения», которую изучали в течение нескольких уроков. Для этого вы поиграете в игру «Взаимоотношения растений и животных».
Для того чтобы поиграть в игру учащиеся класса должны разделиться на три команды и в каждой команде выбрать капитана. Команды должны придумать себе название, эмблему и девиз. При своем очередном ходе команда крутит барабан. После остановки барабана стрелка указывает на определенную рубрику, из которой задается вопрос. Рубрики указаны на барабане: животные-опылители, как распространяют плоды и семена животные и люди, растения и растительноядные животные, растения-хищники.
Команда отвечает на вопрос. При правильном ответе команда получает 5 баллов. Если ответ на вопрос неполный, то команда получает 3 балла. При неправильном ответе баллы не начисляются. В этом случае оставшиеся команды имеют право поднять руку и ответить на поставленный вопрос. При отсутствии ответа среди команд учитель отвечает сам.
Вопросы игры разрабатывались нами в соответствии с учебным материалом, представленным в учебнике под редакцией Н.М. Черновой [1].
Вопросы игры:
А. Животные-опылители.
1. Каких животных называют опылителями?
Ответ. Опылителями называют животных, доставляющих пыльцу на рыльце пестика.
2. Какие животные переносят пыльцу с цветка на цветок?
Ответ. Пыльцу переносят насекомые (например, пчелы, осы, мухи, бабочки, жуки), птицы (например, колибри) и звери (летучие мыши и мелкие древесные зверьки).
3. Как пчелы, шмели переносят пыльцу?
Ответ. Когда пчела (или шмель) заползает в цветок, например шалфея, за нектаром по пути они нажимают лапками на педалевидные выросты тычинок. При этом дуговидные выросты с пыльниками опрокидываются на спинку опылителя. Пыльца высыпается на спинку насекомого. При посадке на следующем цветке насекомое касается спинкой рыльца, и пыльца остается на нем. Таким путем происходит перекрестное опыление.
4. Какое из растений на день закрывает цветки, как бы «засыпает», а ночью открывает цветки и ночные опылители летят к нему?
Ответ. Дрема белая.
5. Как называется растение-паразит с острова Ява имеющее самые крупные цветки в мире (диаметром до 1 м)? Опыляют цветки этого растения мясные мухи.
Ответ. Раффлезия Арнольди.
6. Как называют насекомых, которые часто прогрызают околоцветник снизу у некоторых видов растений, выпивают нектар, а до рыльца не дотрагиваются? Приведите примеры таких насекомых.
Ответ. Похитители нектара. Например, шмели, муравьи.
7. Какие приспособления возникли у растений для защиты от похитителей нектара?
Ответ. Для защиты от похитителей нектара у растений возникли разные приспособления, например, выделение клейких веществ на цветоносах у смолки обыкновенной.
8. Приведите примеры растений, у которых пыльца и нектар легко доступны разнообразным опылителям. Их цветки опыляют мухи, пчелы, осы, бабочки и жуки.
Ответ. Лютик, ветреница, лапчатка, сныть обыкновенная, купырь лесной и многие другие растения.
9. Почему клевер опыляют исключительно шмели?
Ответ. У клевера нектар находится в цветке так глубоко, что достать его могут только насекомые с длинным хоботком. Поэтому клевер опыляют шмели.
10. Почему в цветущих садах, на полях гречихи ставят ульи?
Ответ. Пчелы, собирая нектар, опыляют цветки. При этом повышаются урожаи плодов и семян, а пчелы приносят много меда.
Б. Как распространяют плоды и семена животные и люди
1. Ягоды какого растения являются пищей для дрозда? Пройдя через кишечный тракт дрозда, оболочки семян частично разрушаются, что способствует прорастанию семян. Дрозд распространяет семена этого растения на значительные расстояния.
Ответ. Рябина.
2. Как называется птица, которая съедает много семян кедровой сосны. Она запасает на зиму корм в виде кедровых орешков. Кладовые она устраивает на земле в моховой подстилке, на валунах, на пнях и поваленных заросших деревьях, на каменистых россыпях, под корой и в дуплах деревьев. При запасании кормов собирает орехи в особый находящийся под языком мешочек. В нем обнаруживали по 50, 100 и даже 120 кедровых орехов. Спрятанными орехами птицы кормятся зимой, проделывая глубокие подснежные норы, иногда на глубину до 60 см. Часть кладовых птицами не используется, и семена в них прорастают. Тем самым эта птица играет огромную роль в расселении кедровой сосны.
Ответ. Кедровка.
3. Какие насекомые переносят семена копытня европейского, медуницы неясной, чистотела большого, яснотки белой и других растений на расстояние до 70 м. На семенах и плодах ряда растений есть сочные придатки, которые содержат питательные вещества и издают привлекательный запах. Эти насекомые обгрызают семена, перетаскивают их в свое жилище, частично теряют по дороге.
Ответ. Муравьи.
4. Приведите примеры растений, которые имеют выросты-прицепки на плодах и на соплодиях.
Ответ. Выросты-прицепки на плодах имеют гравилат, череда, а на соплодиях – лопух, дурнишник.
5. Назовите растения, плоды которых встречаются на склонах оврагов, в лесах, вдоль дорог, легко прилипают к ногам человека и к лапам животных.
Ответ. Шалфей клейкий, лопух, подорожник, пастушья сумка и другие.
6. Как называется тип расселения, когда растения оказываются за сотни и тысячи километров от своей родины.
Ответ: Сверхдальнее расселение растений.
7. Кто помогает сверхдальнему расселению растений?
Ответ. Сверхдальнему расселению растений помогает бессознательно человек.
8. Как происходит сверхдальнее расселение растений?
Ответ. Семена растений вместе с разнообразными товарами (зерном, фруктами, кормами для животных) перевозятся людьми на пароходах, поездах, самолетах в дальние страны и на другие континенты.
9. Приведите примеры растений завезенных в Европу из Америки.
Ответ. Американские растения: амброзия полыннолистная, ромашка безлепестковая, мелколепестник канадский и другие.
В. Растения и растительноядные животные
1. Как называют животных, которые питаются цветками, плодами, семенами, листьями, стеблями, стволами, почками, корнями, корневищами, клубнями и луковицами растений.
Ответ. Растительноядными животными.
2. Чем питается северный олень?
Ответ. Северный олень питается ягелем, карликовыми ивами, березками и другими тундровыми кустарничками.
3. Какой вред растениям приносит перелетная саранча?
Ответ: Перелетная саранча иногда уничтожает все растения.
4. Как называется способ добычи пищи, при котором животные объедают наземные части растений?
Ответ. Пастьба или выпас.
5. К чему может привести умеренный выпас скота?
Ответ. Умеренный выпас скота усиливает рост трав, воздействуя как обрезка, пробуждающая спящие почки, которые есть не только у деревьев, но и у травянистых растений. Животные копытами уплотняют луговую ветошь и почву. Весной и осенью, когда в почве много влаги, животные разбивают ее поверхность в виде рытвин и кочек. Копытами семена вдавливаются в землю, что способствует их прорастанию.
6. К чему может привести чрезмерный выпас скота?
Ответ. Чрезмерный выпас скота приводит к нежелательным изменениям пастбищ, когда образуются участки голой, вытоптанной земли. На таких выбитых местах начинается сильная почвенная эрозия.
Г. Растения-хищники
1. Как называется насекомоядное многолетнее травянистое растение, имеющее розеточные побеги и мелкие белые цветки, собранные в соцветие на длинном цветоносе, произрастающее на сфагновых болотах России? Поверхность листовых пластинок покрыта железистыми волосками. Волоски выделяют капельки жидкости, похожие на росу. Жидкость, выделяемая волосками клейкая и по свойствам близка к желудочному соку. Листья росянок со множеством сверкающих капелек привлекают насекомых (например, комаров, мошек и мелких мух). Они садятся на лист и увязают в клейкой жидкости. Край листа заворачивается, и насекомое оказывается внутри свернувшейся пластинки. Мягкие части пойманных животных растворяются под действием жидкости, выделяемой волосками. Таким способом растение восполняет недостаток минеральных солей.
Ответ. Росянка.
2. Как называется небольшое розеточное травянистое растение, обитающее на болотах Северной Америки? Зубчатая по краю листовая пластинка разделена главной жилкой на две половинки, каждая из которых имеет на верхней поверхности по три чувствительных волоска. Если насекомое задевает, хотя бы один волосок, пластинка быстро складывается пополам, а краевые зубцы заходят друг за друга. Добыча оказывается внутри надежной ловушки.
Ответ. Венерина мухоловка.
3. Как называется водное растение-хищник? Оно целиком погружено в воду. Во время цветения над поверхностью воды поднимаются соцветия с крупными желтыми цветками. Опыляют цветки, летающие над водоемом насекомые. Не имеет корней. Листья рассечены на узкие линейные сегменты. Часть их видоизменяется в небольшие округлые ловчие пузырьки диаметром 2-3 мм. Пузырек имеет входное отверстие с клапаном, который открывается внутрь. Вблизи входного отверстия расположены два ветвистых волоска, похожие на усики мелких водных рачков. Волоски колеблются, и охотящиеся за рачками мелкие водные животные подплывают к входному отверстию пузырька в надежде поймать добычу. Током воды они втягиваются внутрь пузырька. Выплыть из такого пузырька они не могут, поскольку клапан наружу не открывается. Внутри пузырька животные погибают. Продукты разложения всасываются железками, расположенными на внутренней поверхности пузырька. За счет хищничества растение получает необходимые ему питательные вещества и микроэлементы, которых не хватает в водной среде.
Ответ. Пузырчатка обыкновенная.
4. Как называются растения-хищники, живущие во влажных тропических лесах Азии и Африки? Корни висят в воздухе и не связаны с почвой. В трубчатых листьях этих растений, по форме напоминающих сосуды, скапливается дождевая вода. Обычно сосуд заполнен водой до половины. Вверху есть отверстие, полуприкрытое крышечкой. Она соответствует листовой пластинке, защищает сосуд от переполнения водой. Сосуды ярко окрашены в желтоватый, зеленый и красный цвета. Особенно ярко окрашен край отверстия сосуда. Поверхность края блестящая и скользкая. По внутреннему краю сосуда расположены клетки, которые выделяют сладкий нектар. Привлеченные нектаром насекомые садятся на край сосуда и соскальзывают вниз. Воск, выделяемый клетками гладкой поверхности листьев, делает эту поверхность столь скользкой, что жертве не могут помочь никакие коготки, крючочки или присоски. Попав в такой сосуд-ловушку, животное обречено, оно опускается все глубже в воду – и тонет. На дне этого растения насекомое разлагается, и мягкие его части всасываются растением.
Ответ. Кувшиночники.
III этап. Итог урока (2 мин.)
Награждение учащихся и вручение призов.
IV этап. Оценка знаний и выставление отметок с комментарием (2 мин.)
Обобщение и систематизацию ранее изученного материала по экологии в форме игры возможно проводить с использованием элементов разнообразных игровых технологий.
Литература:
1. Былова А.М., Шорина Н.И. Экология растений:
6 класс: учебное пособие для учащихся
общеобразовательных учреждений / под ред. д-ра
биол. наук проф. Н.М. Черновой. – М.: Вентана-Граф,
2007. – 192 с.
2. Биология: Большой справочник для школьников и
поступающих в вузы / А.С.Батуев, М.А. Гуленкова,
А.Г. Еленевский. – 2-е изд., стереотип. – М.:
Дрофа, 2008. – 847 с.
3. Биология: Ботаника. Зоология. Анатомия,
физиология и гигиена человека. Общая биология.
Справ. материалы: учеб. пособ. для учащихся / Д.И
Трайтак, В.А. Карьенов, Е.Т. Бровкина и др.; Под ред.
Д.И. Трайтака.- 2-е изд.; перераб. – М.;
Просвещение, 2001. – 207 с.
4. http://www.ispu.ru/library/lessons/Tihonov_3/index.htm
5. http://www.biodat.ru/db/vid/index.htm
6. http://www.aneco.ru/
7. http://ulitina.3dn.ru/index/prezentacii/0-83