Сегодня проблема творческого развития и саморазвития личности приобрела особую актуальность. Стремительность научно – технического прогресса, ускорение темпа жизни, мощный информационный поток и так далее ведут к психологическим, физическим перегрузкам и стрессам. Человек не справляется с решением современных задач. Поэтому нужно с детства готовить ребенка к принятию самостоятельных, творческих решений, умению ориентироваться в современном мире. В основе педагогической деятельности современного учителя лежат как традиционные, так и современные приемы, формы и методы обучения. Входя в науку не через освоение готовых знаний, а через собственные наблюдения, впечатления и размышления, ребенок сохранит свое видение мира, а значит, и способность к самостоятельным открытиям. Исследовательская деятельность – особый вид интеллектуально-творческой деятельности. Исследовательская деятельность не исчерпывается наличием факта поисковой активности, она предполагает анализ получаемых результатов, оценку на их основе развития ситуации, прогнозирование (построение гипотез) в соответствии с этим дальнейшего его развития. В отличие от проектирования исследование – всегда творчество, и в идеале оно, представляет собой вариант бескорыстного поиска истины. Исследование как бескорыстный поиск истины чрезвычайно важно в деле развития творческих способностей в процессе обучения. Исследовательская деятельность допускает бесконечное движение вглубь. Исследование – путь воспитания истинных творцов. Любой творец нуждается в помощи руководителя. Правильно организовать помощь юному исследователю поможет работа руководителя в творческой группе педагогов проектно-исследовательской деятельности. В своей статье мы расскажем о работе педагогов на примере муниципальной творческой группы педагогов проектно-исследовательской деятельности младших школьников «Творческая мастерская», организованной в городе Губкине Белгородской области.
Цели организации творческой группы «Творческая мастерская»:
- Включение педагогов в проектно-исследовательскую, научно-исследовательскую и экспериментальную деятельность, направленную на развитие творческого потенциала педагога.
- Освоение проектной технологии педагогами и внедрение её в свою педагогическую деятельность.
- Повышение эффективности педагогического процесса на основе инновационного опыта по вопросам проектно-исследовательской деятельности младших школьников; интереса к проектной деятельности.
- Совершенствование педагогического мастерства путём развития интереса к творческому поиску.
Положение творческой группы педагогов «Творческая мастерская».
1. Общие положения.
1.1. Творческая группа – профессиональное объединение педагогов,
заинтересованных в форме коллективного сотрудничества по изучению, разработке и
обобщению материалов по проектно-исследовательской деятельности младших
школьников с целью поиска оптимальных путей развития.
1.2. Результатом работы группы является создание педагогического продукта
творческой деятельности нового качества – педагогического инструментария по
вопросам по проектно-исследовательской деятельности младших школьников.
1.3. В состав творческой группы входят педагоги любого образовательного
учреждения. Состав творческой группы может расширяться. В его состав могут
входить творческие педагоги школ города и района.
1.4. Учителя, входящие в состав творческой группы, не освобождаются от участия в
других методических объединений.
1.5. Руководитель творческой группы избирается членами творческой группы из
числа педагогов, обладающих организаторскими способностями, владеющих методами
организации групповой работы педагогов сроком на 1 год.
1.6. Творческая группа действует на базе научно-методического центра города или
района.
2. Взаимосвязи с другими органами самоуправления.
2.1. Устанавливает взаимосвязи с городскими методическими объединениями учителей, с методистами НМЦ, руководителями общеобразовательных учреждений города и района.
3. Основные задачи.
3.1. Создание условий для повышения творческого потенциала учителей, их
самореализации и социализации по вопросу проектно-исследовательской деятельности
младших школьников.
3.2. Разрешение в совместной работе профессиональных проблем, трудностей в
организации и проведении проектно-исследовательской деятельности школьников,
помощь в овладении инновационными процессами по данной проблеме.
3.3. Обобщение опыта работы педагогов творческой группы по проблеме
проектно-исследовательской деятельности школьников.
3.4. Формирование педагогической и управленческой рефлексии участников группы.
4. Функции (обязанности).
4.1. Поиск и систематизация инновационных идей, способствующих модернизации
проектно-исследовательской деятельности школьников.
4.2. Проведение педагогических исследований и формирование аналитических выводов
по инновационным направлениям развития проектно-исследовательской деятельности
школьников.
4.3. Разработка и апробация программно-методических комплексов, методик,
дидактических средств новаторского типа проектно-исследовательской деятельности
школьников.
4.4. Подготовка научно-методических рекомендаций по инновационным направлениям
педагогической деятельности в области проектно-исследовательской деятельности.
4.5. Проведение творческих мастерских, теоретических и практических семинаров,
диспутов по проблеме проектно-исследовательской деятельности школьников.
4.6. Обобщение прогрессивного педагогического опыта по данной тематике.
4.7. Педагогическая поддержка молодых педагогов и творческих педагогов, недавно
вошедших в группу.
5. Права.
5.1. Совместное составление плана работы на год и внесение коррективов в план
работы с учётом текущих результатов.
5.2. Дополнение и уточнение критериев оценки методической работы творческой
группы «Творческая мастерская».
5.3. Разработка методических рекомендаций участниками творческой группы по
вопросам проектно-исследовательской деятельности школьников.
6. Ответственность.
Участники творческой группы «Творческая мастерская» несут ответственность:
6.1. За выполнение плана-работы, заданий, программы исследования.
6.2. За своевременную информацию о результатах работы в процессе
проектно-исследовательской деятельности творческой группы педагогов «Творческая
мастерская».
6.3. Качество рекомендуемых материалов и публикуемых материалов в печати.
7. Организация управления.
7.1. Все вопросы функционирования группы решаются коллегиально, каждый
участвует в разработке изучаемой темы.
7.2. Занятия группы носят продуктивный характер:
- теоретические семинары (доклады сообщения);
- семинары-практикумы (доклады с практическим показом на уроках, занятиях и внеклассных мероприятиях), практикумы;
- диспуты, дискуссии (круглый стол, диалог-спор);
- деловые игры, занятия и уроки-панорамы, мастер-классы;
- обсуждение современных новейших технологий, методик, передового педагогического опыта по вопросам проектно-исследовательской деятельности школьников;
- педагогические чтения, научно-практические конференции.
7.3. Руководитель группы:
- обобщает и систематизирует материал;
- анализирует предложения и выносит их на обсуждение группы, предлагает стратегию разработки темы.
7.4. Состав группы и направление её деятельности утверждается приказом директора методического центра или учебного учреждения.
8. Делопроизводство.
Общим результатом группы является:
- документально оформленный пакет методических рекомендаций;
- анализ работы за прошедший учебный год;
- план работы творческой группы на год;
- банк данных о членах творческой группы;
- отчет о работе творческой группы;
- методические рекомендации.
Схема работы творческой группы «Творческая мастерская» в режиме изучения проблемы проектно-исследовательской деятельности младших школьников:
- Всестороннее изучение проблемы по выбранной теме (теоретические семинары, семинары-практикумы, научно-практические конференции).
- Мозговой штурм (практикумы, диспуты-дискуссии, обсуждения, деловые игры, мастер-классы).
- Практика (семинары-практикумы, защита творческих проектов и исследовательских работ, практикумы).
- Разработка материалов (методических рекомендаций, обобщение передового педагогического опыта).
Технология руководства работой творческой группой «Творческая мастерская».
№ этапа | Наименование этапа | Содержание работы | Сроки проведения |
I этап | Подготовительный | Определение темы, цели, задачи на учебный год. | Сентябрь-октябрь |
II этап | Формирующий | Расширение научно-методической базы. Связь с другими общеобразовательными учреждениями города и НМЦ. Развитие творческого потенциала группы – групповое взаимодействие. |
Ноябрь-декабрь |
III этап | Практический | Уроки, занятия, внеклассные
мероприятия, сбор информации, определение направлений
исследовательской работы. Уроки, занятия, внеклассные мероприятия, сбор информации, определение направлений исследовательской работы. |
Январь-февраль |
IV этап | Аналитический | Анализ полученной информации. | Март-апрель |
V этап | Заключительный | Создание методической базы, рекомендаций, подготовка и обобщение опыта по проблеме проектно-исследовательской деятельности школьников. | Май |
Банк данных членов творческой группы «Творческая мастерская».
№ п/п | ФИО участника | Личные данные | Результаты по данной проблеме |
Мотынга Елена Анатольевна | Руководитель творческой группы «Творческая мастерская», руководитель НОУ «Юный читатель», учитель начальных классов МОУ «СОШ № 13 с УИОП», классный руководитель 3 «Б» класса, педагог дополнительного образования. | Малахова Кристина, Игнатьева Алина, Шпарло Вера – лауреаты регионального конкурса «Я – исследователь» – 2010 г. | |
Полозова Ирина Анатольевна | Руководитель школьного научно-исследовательского общества учеников «Юный исследователь» МОУ «СОШ № 13 с УИОП», руководитель НОУ «Интересное вокруг нас», учитель начальных классов, классный руководитель 1 «Б» класса. | Колобова Юлия, Елисеева Анастасия – лауреаты регионального конкурса «Я – исследователь» – 2009 г., Колобова Юлия – участник регионального конкурса «Я – исследователь» – 2010 г., | |
Кондратьева Татьяна Ивановна | Руководитель школьного МО учителей начальных классов МОУ «СОШ № 13 с УИОП», руководитель НОУ «Первые шаги», учитель начальных классов, классный руководитель 2 «А» класса, руководитель творческой группы по здоровьесберегающим технологиям. | Клопатовская Елизавета - участник регионального конкурса «Я – исследователь» – 2009 г., Скобеев Александр – дипломант регионального конкурса «Я – исследователь» – 2009 г. Гаврилюк Валерия - участник регионального конкурса «Я – исследователь» – 2010 г., Алёхина Олеся – дипломант регионального конкурса «Я – исследователь» – 2010 г. | |
Зиновьева Марина Юрьевна | Руководитель НОУ «Умники», учитель начальных классов МОУ «СОШ № 13 с УИОП», классный руководитель 4 «Б» класса, педагог дополнительного образования. | Иванов Дмитрий, Куринских Елизавета – участники регионального конкурса «Я – исследователь» – 2010 г. | |
Калинина Елена Ивановна | Руководитель НОУ «Капелька», учитель начальных классов, классный руководитель 2 «Б» класса МОУ «СОШ № 13 с УИОП». | Васильченко Ксения, Зенина Алефтина, Войнова Екатерина, Долуденко Дарья – участники регионального конкурса «Я – исследователь» – 2009 г. Комарницкий Иван – участник регионального конкурса «Я – исследователь» – 2010 г. |
Тема творческой группы «Творческая мастерская» на 2010-2011 учебный год.
Формирование коммуникативной компетентности учащихся через организацию проектно-исследовательской деятельности.
Цель: включить педагогов в проектно-исследовательскую деятельность, экспериментальную работу, направленную на развитие коммуникативной компетентности учащихся.
Задачи:
- Создание условий для повышения творческого потенциала учителей по данной проблеме.
- Разрешение в совместной работе профессиональных проблем по вопросу развития коммуникативных способностей обучающихся первой ступени через проектно-исследовательскую деятельность.
- Освоение проектной технологии педагогами и внедрение её в свою педагогическую деятельность.
- Освоение проектно-исследовательской технологии педагогами и внедрение её в деятельность, направленную на повышение культуры общения младших школьников.
План работы творческой группы педагогов «Творческая мастерская».
№ п/п | Содержание работы | Категория учителей, ответственные | Практический выход | Сроки проведения |
1. | Теоретический семинар:
|
Зиновьева Марина Юрьевна. Кондратьева Татьяна Ивановна. Мотынга Елена Анатольевна. |
Отчет о проделанной работе, публикация материалов. | Ноябрь |
2. | Обсуждение современных новейших
методик, передового педагогического опыта по проблеме
проектно-исследовательской деятельности младших школьников:
|
Калинина Елена Ивановна. Мотынга Елена Анатольевна. |
Методические рекомендации для участников творческой группы, участие в школьных, муниципальных и региональных проектно-исследовательских конкурсах. | Декабрь |
3. | Семинар-практикум по проблеме развития
коммуникативной компетентности через проектно-исследовательскую
деятельность:
|
Творческая группа педагогов «Творческая мастерская». | Предложения по проекту деятельности педагогов творческой группы. | Март-апрель |
4. | Выпуск методических рекомендаций по
теме «Формирование коммуникативной компетентности учащихся через
организацию проектно-исследовательской деятельности». Отчёт школьного научно-исследовательского общества учеников «Старт в науку». |
Творческая группа педагогов
«Творческая мастерская», руководитель Е.А. Мотынга. Полозова Ирина Анатольевна. |
Отчет о проделанной работе, публикация материалов. | Май-август |