Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников на основе работы творческой группы педагогов

Разделы: Общепедагогические технологии


Сегодня проблема творческого развития и саморазвития личности приобрела особую актуальность. Стремительность научно – технического прогресса, ускорение темпа жизни, мощный информационный поток и так далее ведут к психологическим, физическим перегрузкам и стрессам. Человек не справляется с решением современных задач. Поэтому нужно с детства готовить ребенка к принятию самостоятельных, творческих решений, умению ориентироваться в современном мире. В основе педагогической деятельности современного учителя лежат как традиционные, так и современные приемы, формы и методы обучения. Входя в науку не через освоение готовых знаний, а через собственные наблюдения, впечатления и размышления, ребенок сохранит свое видение мира, а значит, и способность к самостоятельным открытиям. Исследовательская деятельность – особый вид интеллектуально-творческой деятельности. Исследовательская деятельность не исчерпывается наличием факта поисковой активности, она предполагает анализ получаемых результатов, оценку на их основе развития ситуации, прогнозирование (построение гипотез) в соответствии с этим дальнейшего его развития. В отличие от проектирования исследование – всегда творчество, и в идеале оно, представляет собой вариант бескорыстного поиска истины. Исследование как бескорыстный поиск истины чрезвычайно важно в деле развития творческих способностей в процессе обучения. Исследовательская деятельность допускает бесконечное движение вглубь. Исследование – путь воспитания истинных творцов. Любой творец нуждается в помощи руководителя. Правильно организовать помощь юному исследователю поможет работа руководителя в творческой группе педагогов проектно-исследовательской деятельности. В своей статье мы расскажем о работе педагогов на примере муниципальной творческой группы педагогов проектно-исследовательской деятельности младших школьников «Творческая мастерская», организованной в городе Губкине Белгородской области.

Цели организации творческой группы «Творческая мастерская»:

  1. Включение педагогов в проектно-исследовательскую, научно-исследовательскую и экспериментальную деятельность, направленную на развитие творческого потенциала педагога.
  2. Освоение проектной технологии педагогами и внедрение её в свою педагогическую деятельность.
  3. Повышение эффективности педагогического процесса на основе инновационного опыта по вопросам проектно-исследовательской деятельности младших школьников; интереса к проектной деятельности.
  4. Совершенствование педагогического мастерства путём развития интереса к творческому поиску.

Положение творческой группы педагогов «Творческая мастерская».

1. Общие положения.

1.1. Творческая группа – профессиональное объединение педагогов, заинтересованных в форме коллективного сотрудничества по изучению, разработке и обобщению материалов по проектно-исследовательской деятельности младших школьников с целью поиска оптимальных путей развития.
1.2. Результатом работы группы является создание педагогического продукта творческой деятельности нового качества – педагогического инструментария по вопросам по проектно-исследовательской деятельности младших школьников.
1.3. В состав творческой группы входят педагоги любого образовательного учреждения. Состав творческой группы может расширяться. В его состав могут входить творческие педагоги школ города и района.
1.4. Учителя, входящие в состав творческой группы, не освобождаются от участия в других методических объединений.
1.5. Руководитель творческой группы избирается членами творческой группы из числа педагогов, обладающих организаторскими способностями, владеющих методами организации групповой работы педагогов сроком на 1 год.
1.6. Творческая группа действует на базе научно-методического центра города или района.

2. Взаимосвязи с другими органами самоуправления.

2.1. Устанавливает взаимосвязи с городскими методическими объединениями учителей, с методистами НМЦ, руководителями общеобразовательных учреждений города и района.

3. Основные задачи.

3.1. Создание условий для повышения творческого потенциала учителей, их самореализации и социализации по вопросу проектно-исследовательской деятельности младших школьников.
3.2. Разрешение в совместной работе профессиональных проблем, трудностей в организации и проведении проектно-исследовательской деятельности школьников, помощь в овладении инновационными процессами по данной проблеме.
3.3. Обобщение опыта работы педагогов творческой группы по проблеме проектно-исследовательской деятельности школьников.
3.4. Формирование педагогической и управленческой рефлексии участников группы.

4. Функции (обязанности).

4.1. Поиск и систематизация инновационных идей, способствующих модернизации проектно-исследовательской деятельности школьников.
4.2. Проведение педагогических исследований и формирование аналитических выводов по инновационным направлениям развития проектно-исследовательской деятельности школьников.
4.3. Разработка и апробация программно-методических комплексов, методик, дидактических средств новаторского типа проектно-исследовательской деятельности школьников.
4.4. Подготовка научно-методических рекомендаций по инновационным направлениям педагогической деятельности в области проектно-исследовательской деятельности.
4.5. Проведение творческих мастерских, теоретических и практических семинаров, диспутов по проблеме проектно-исследовательской деятельности школьников.
4.6. Обобщение прогрессивного педагогического опыта по данной тематике.
4.7. Педагогическая поддержка молодых педагогов и творческих педагогов, недавно вошедших в группу.

5. Права.

5.1. Совместное составление плана работы на год и внесение коррективов в план работы с учётом текущих результатов.
5.2. Дополнение и уточнение критериев оценки методической работы творческой группы «Творческая мастерская».
5.3. Разработка методических рекомендаций участниками творческой группы по вопросам проектно-исследовательской деятельности школьников.

6. Ответственность.

Участники творческой группы «Творческая мастерская» несут ответственность:

6.1. За выполнение плана-работы, заданий, программы исследования.
6.2. За своевременную информацию о результатах работы в процессе проектно-исследовательской деятельности творческой группы педагогов «Творческая мастерская».
6.3. Качество рекомендуемых материалов и публикуемых материалов в печати.

7. Организация управления.

7.1. Все вопросы функционирования группы решаются коллегиально, каждый участвует в разработке изучаемой темы.
7.2. Занятия группы носят продуктивный характер:

  • теоретические семинары (доклады сообщения);
  • семинары-практикумы (доклады с практическим показом на уроках, занятиях и внеклассных мероприятиях), практикумы;
  • диспуты, дискуссии (круглый стол, диалог-спор);
  • деловые игры, занятия и уроки-панорамы, мастер-классы;
  • обсуждение современных новейших технологий, методик, передового педагогического опыта по вопросам проектно-исследовательской деятельности школьников;
  • педагогические чтения, научно-практические конференции.

7.3. Руководитель группы:

  • обобщает и систематизирует материал;
  • анализирует предложения и выносит их на обсуждение группы, предлагает стратегию разработки темы.

7.4. Состав группы и направление её деятельности утверждается приказом директора методического центра или учебного учреждения.

8. Делопроизводство.

Общим результатом группы является:

  • документально оформленный пакет методических рекомендаций;
  • анализ работы за прошедший учебный год;
  • план работы творческой группы на год;
  • банк данных о членах творческой группы;
  • отчет о работе творческой группы;
  • методические рекомендации.

Схема работы творческой группы «Творческая мастерская» в режиме изучения проблемы проектно-исследовательской деятельности младших школьников:

  1. Всестороннее изучение проблемы по выбранной теме (теоретические семинары, семинары-практикумы, научно-практические конференции).
  2. Мозговой штурм (практикумы, диспуты-дискуссии, обсуждения, деловые игры, мастер-классы).
  3. Практика (семинары-практикумы, защита творческих проектов и исследовательских работ, практикумы).
  4. Разработка материалов (методических рекомендаций, обобщение передового педагогического опыта).

Технология руководства работой творческой группой «Творческая мастерская».

№ этапа Наименование этапа Содержание работы Сроки проведения
I этап Подготовительный Определение темы, цели, задачи на учебный год. Сентябрь-октябрь
II этап Формирующий Расширение научно-методической базы.

Связь с другими общеобразовательными учреждениями города и НМЦ.

Развитие творческого потенциала группы – групповое взаимодействие.

Ноябрь-декабрь
III этап Практический Уроки, занятия, внеклассные мероприятия, сбор информации, определение направлений исследовательской работы.

Уроки, занятия, внеклассные мероприятия, сбор информации, определение направлений исследовательской работы.

Январь-февраль
IV этап Аналитический Анализ полученной информации. Март-апрель
V этап Заключительный Создание методической базы, рекомендаций, подготовка и обобщение опыта по проблеме проектно-исследовательской деятельности школьников. Май

Банк данных членов творческой группы «Творческая мастерская».

№ п/п ФИО участника Личные данные Результаты по данной проблеме
  Мотынга Елена Анатольевна Руководитель творческой группы «Творческая мастерская», руководитель НОУ «Юный читатель», учитель начальных классов МОУ «СОШ № 13 с УИОП», классный руководитель 3 «Б» класса, педагог дополнительного образования. Малахова Кристина, Игнатьева Алина, Шпарло Вера – лауреаты регионального конкурса «Я – исследователь» – 2010 г.
  Полозова Ирина Анатольевна Руководитель школьного научно-исследовательского общества учеников «Юный исследователь» МОУ «СОШ № 13 с УИОП», руководитель НОУ «Интересное вокруг нас», учитель начальных классов, классный руководитель 1 «Б» класса. Колобова Юлия, Елисеева Анастасия – лауреаты регионального конкурса «Я – исследователь» – 2009 г., Колобова Юлия – участник регионального конкурса «Я – исследователь» – 2010 г.,
  Кондратьева Татьяна Ивановна Руководитель школьного МО учителей начальных классов МОУ «СОШ № 13 с УИОП», руководитель НОУ «Первые шаги», учитель начальных классов, классный руководитель 2 «А» класса, руководитель творческой группы по здоровьесберегающим технологиям. Клопатовская Елизавета - участник регионального конкурса «Я – исследователь» – 2009 г., Скобеев Александр – дипломант регионального конкурса «Я – исследователь» – 2009 г. Гаврилюк Валерия - участник регионального конкурса «Я – исследователь» – 2010 г., Алёхина Олеся – дипломант регионального конкурса «Я – исследователь» – 2010 г.
  Зиновьева Марина Юрьевна Руководитель НОУ «Умники», учитель начальных классов МОУ «СОШ № 13 с УИОП», классный руководитель 4 «Б» класса, педагог дополнительного образования. Иванов Дмитрий, Куринских Елизавета – участники регионального конкурса «Я – исследователь» – 2010 г.
  Калинина Елена Ивановна Руководитель НОУ «Капелька», учитель начальных классов, классный руководитель 2 «Б» класса МОУ «СОШ № 13 с УИОП». Васильченко Ксения, Зенина Алефтина, Войнова Екатерина, Долуденко Дарья – участники регионального конкурса «Я – исследователь» – 2009 г. Комарницкий Иван – участник регионального конкурса «Я – исследователь» – 2010 г.

Тема творческой группы «Творческая мастерская» на 2010-2011 учебный год.

Формирование коммуникативной компетентности учащихся через организацию проектно-исследовательской деятельности.

Цель: включить педагогов в проектно-исследовательскую деятельность, экспериментальную работу, направленную на развитие коммуникативной компетентности учащихся.

Задачи:

  1. Создание условий для повышения творческого потенциала учителей по данной проблеме.
  2. Разрешение в совместной работе профессиональных проблем по вопросу развития коммуникативных способностей обучающихся первой ступени через проектно-исследовательскую деятельность.
  3. Освоение проектной технологии педагогами и внедрение её в свою педагогическую деятельность.
  4. Освоение проектно-исследовательской технологии педагогами и внедрение её в деятельность, направленную на повышение культуры общения младших школьников.

План работы творческой группы педагогов «Творческая мастерская».

№ п/п Содержание работы Категория учителей, ответственные Практический выход Сроки проведения
1. Теоретический семинар:
  1. Лекция «Культура педагогического общения. Имидж современного учителя».
  2. Выявление тенденций в использовании стилей педагогического общения, направленных на развитие коммуникативных способностей обучающихся первой ступени (диспут).
  3. Доклад с показом практических результатов по теме «Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников в форме творческих мастерских – залог успешного развития культуры общения».
Зиновьева Марина Юрьевна.

Кондратьева Татьяна Ивановна.

Мотынга Елена Анатольевна.

Отчет о проделанной работе, публикация материалов. Ноябрь
2. Обсуждение современных новейших методик, передового педагогического опыта по проблеме проектно-исследовательской деятельности младших школьников:
  1. Как подготовить ребёнка к проектно исследовательской деятельности или сформированность коммуникативных умений.
  2. Обсуждение программы «Младший школьник – юный исследователь».
Калинина Елена Ивановна.

Мотынга Елена Анатольевна.

Методические рекомендации для участников творческой группы, участие в школьных, муниципальных и региональных проектно-исследовательских конкурсах. Декабрь
3. Семинар-практикум по проблеме развития коммуникативной компетентности через проектно-исследовательскую деятельность:
  • уроки-панорамы;
  • мастер-класс;
  • внеклассные мероприятия;
  • доклады с практическим показом на уроках, внеклассных занятиях.
Творческая группа педагогов «Творческая мастерская». Предложения по проекту деятельности педагогов творческой группы. Март-апрель
4. Выпуск методических рекомендаций по теме «Формирование коммуникативной компетентности учащихся через организацию проектно-исследовательской деятельности».

Отчёт школьного научно-исследовательского общества учеников «Старт в науку».

Творческая группа педагогов «Творческая мастерская», руководитель Е.А. Мотынга.

Полозова Ирина Анатольевна.

Отчет о проделанной работе, публикация материалов. Май-август