Последние годы государственная итоговая аттестация выпускников IX классов проводится по новой форме, которая включает в себя задания открытого типа с развернутым ответом: сжатое изложение, сочинение-рассуждение на лингвистическую тему и тему, связанную с анализом содержания текста. Актуальность проведения экзамена в форме изложения обусловлена требованиями стандартов второго поколения к личностным, метапредметным и предметным результатам обучения, среди которых немаловажное значение имеет умение извлекать информацию из различных источников, свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста.
Анализ исходного текста, его темы, идеи, композиционных и языковых особенностей и последующее его воспроизведение формирует у обучающихся коммуникативные умения собирать и систематизировать материал к высказыванию по различным источникам. Благодаря специальной подготовке к изложению происходит обогащение словарного запаса, совершенствуются навыки правописания, школьники учатся правильному и целесообразному использованию языковых средств в соответствии с задачей и условиями общения.
Успешному формированию знаний, умений и навыков, связанных с развитием речи, способствует продуманная система в проведении письменных работ, начиная с пятого класса. Как показывает опыт, хороший результат при подготовке к сжатому изложению дают такие виды работ, как свободный диктант, составление простого и сложного плана изложения с использованием ключевых слов и словосочетаний, устные и письменные развернутые ответы на поставленные вопросы по тексту.
Свободный диктант можно назвать видом работы, предшествующим изложению, так как он подготавливает обучающихся к самостоятельному пересказу текста. Во время проведения свободного диктанта ученики сохраняют общий смысл микротем, при этом свободно выбирают слова и располагают их в предложениях. Проявляя самостоятельность при пересказе, обучающиеся вместе с тем стараются передать особенности авторской речи, используют изобразительно-выразительные средства языка. По мере совершенствования навыков пересказа можно увеличивать объем для самостоятельной работы, дополняя таким образом свободный диктант элементами изложения.
Составление плана – важный прием подготовки к написанию изложений, активизирующий процесс анализа, осмысления и воспроизведения текста. Оно предполагает выполнение ряда интеллектуальных действий: деление текста на смысловые части (подтемы, микротемы), определение темы и главной мысли текста и каждой части, словесной формулировки каждого пункта плана. Работа над планом способствует развитию логического мышления ученика, позволяет увидеть последовательность развития главной мысли, показывает переход от одной мысли к другой, связь между ними. Составление простого и сложного плана с использованием ключевых слов и словосочетаний свидетельствует об умении обучающихся отбирать лексические и грамматические средства, способные связно и кратко передать полученную информацию, существенно помогает при письменном воспроизведении текста.
Успешно может применяться на практике такой вид упражнений, как устные и письменные развернутые ответы на поставленные вопросы по тексту. Варианты их разнообразны: ответы в форме цитаты, нахождение соответствий или несоответствий, последовательность действий, поступков героев, объяснение лексического значения слов и т.п. Ответы могут состоять из одного предложения или быть развернутыми, главное требование – чтобы была использована лексика анализируемого текста. Реализуя межпредметные связи, подобную форму работы целесообразно проводить и на уроках литературы. Благодаря такой работе школьники учатся серьезно относиться к выбору слов, правильно конструируют предложения. Чтобы повысить интерес к данному виду работы, можно предложить обучающимся самим сформулировать вопрос по тексту. Лучшие формулировки вопросов предлагаются для ответов всему классу. Такой элемент занимательности приводит к положительным результатам: обучающиеся стремятся правильно подобрать грамматические и лексические средства выражения своих мыслей.
Таким образом, правильная, творческая организация работы с текстом, проводимая систематически на протяжении всех лет обучения, обеспечивает качественную подготовку выпускников к первой части экзамена – сжатому изложению.
При формировании коммуникативных умений обучающихся необходимо особое внимание обращать на умение отбирать лексические и грамматические средства, способствующие связной и краткой передаче полученной информации. Одним из критериев практической грамотности письменной речи экзаменуемого является соблюдение грамматических (ГК3) норм.
Практика показывает, что часто встречающимися ошибками являются именно грамматические, которые не следует смешивать с орфографическими. В.И. Капинос предлагает следующий приём разграничения орфографических и грамматических ошибок: “текст с ошибкой читается вслух с соблюдением норм орфоэпии; если погрешность заметна и в устной форме речи, то это грамматическая ошибка; если же в звучащей речи погрешности нет, значит, в тексте допущена орфографическая ошибка” [1].
Грамматические ошибки – это несоблюдение норм слово- и формообразования, норм синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении.
Грамматические ошибки могут быть трёх видов:
1. Словообразовательные.
Нарушена структура слова: “беспощадство”, “бессмертность”, “заместо”, “публицизм”.
2. Морфологические, или формообразовательные.
К ошибкам, связанным с ненормативным образованием форм слова (нарушена форма слова) относятся:
1) ошибки в образовании форм существительных: “облеки”, “англичаны”, “два знамя”, “на мосте”, “Гринев жил недорослью”, “Он не боялся опасностей и рисков”, “Во дворе построили большую качель”.
2) ошибки в образовании форм прилагательных: “Один брат был богатей другого”, “Эта книга более интереснее”.
3) ошибки в образовании местоимений: “Я пошел к ему”, “ихний дом”.
4) ошибки в образовании глагола: “Он ни разу не ошибился”, “Мама всегда радовается гостям”, “Вышев на середину комнаты, он заговорил”, “В дальнем углу сидел улыбающий ребенок”.
3. Синтаксические.
Нарушена структура
1) словосочетания: “жажда к славе”, “смеяться о чём-то”, “один из лучших работ”;
2) предложения: “Игорь сказал, что “хочу поломать копьё о конец поля половецкого”, “Выйдя из дома, рядом была лужа”, “Семья Ивановых считали его токарем”.
Для обнаружения грамматических ошибок не требуется контекст, т.к. ошибка находится в пределах самой языковой единицы. Так, например, чтобы обнаружить грамматическую ошибку в слове, достаточно одного слова: “ездию”.
Уже с 5-го класса необходимо проводить целенаправленную работу по предупреждению грамматических ошибок. Приведём примеры тестовых заданий [3, 4].
5-й класс
Имя существительное
1. Найдите, исправьте и объясните грамматическую ошибку:
1) занавеска из тюля
2) махровая простынь
3) две мыши
4) кислое повидло
2. Какая форма множественного числа образована неправильно:
Глагол
3. Найдите, исправьте и объясните ошибку в образовании формы глагола:
1) промок
2) достигли
3) клали
4) ложил
6-й класс
Имя существительное
4. Найдите, исправьте и объясните ошибку в образовании формы родительного падежа множественного числа:
1) много барж
3) пара чулков
3) нет гольфов
4) вдоль побережий
5. Найдите, исправьте и объясните ошибку в согласовании по роду:
1) строгое жюри
2) шумный Тбилиси
3) российский МИД
4) Алёша – такая сластёна
Имя прилагательное
6. Найдите, исправьте и объясните ошибку в образовании степеней сравнения:
1) удобный – удобнее
2) сильный – более сильнее
3) дешёвый – дешевле
4) крепкий – крепчайший
7. Найдите, исправьте и объясните ошибку в образовании формы прилагательного:
1) слаще сахара
2) ответ бессмысленен
3) он был болен ангиной
4) боец мужествен
Имя числительное
8. Найдите, исправьте и объясните ошибку:
1) выдать учебники девяноста ученикам
2) не хватает полутора центнеров пшеницы
3) жильцы девятисот пятидесяти девяти домов
4) пятеро подруг
Местоимение
9. В каком примере нет грамматической ошибки:
1) об той
2) скучаю по вас
3) с им
4) ихний сын
10. Найдите, исправьте и объясните ошибку:
1) поговорил с кое-кем
2) горевали по вас
3) о том случае
4) об этих днях
Глагол
11. В каком примере нет грамматической ошибки:
1) одеть платье
2) не ложьте на стол
3) надевать пальто
4) не бежите быстро
12. Найдите, исправьте и объясните ошибку в образовании формы глагола:
1) заглядывать – заглядываю
2) развеивать – развею
3) требовать – требую
4) бушевать – бушую
7-й класс
Причастие
13. Укажите правильное употребление причастия в предложении:
1) Изумительно красив был возвышающий холм.
2) Загримировавшийся актёр ждал своего выхода на сцену.
3) Наконец охотник поймал покрытого серым пухом неоперившего птенца.
4) Организация, строящаяся школу, ассигновала на это крупны средства.
Деепричастие
14. Укажите правильно построенное предложение с деепричастным оборотом:
1) Прочитав книгу “Дубровский”, мной овладела жалость к Владимиру.
2) Выйдя из берегов, луга оказались затопленными.
3) Маленькие дети спали, уткнувшись носом в подушку.
4) Саша обидевшись на друга и не захотел с ним разговаривать.
15. Выберите грамматически правильное продолжение предложения:
Работая над романом, ...
1) писателем были изучены исторические документы.
2) писателю было разрешено пользоваться архивными документами.
3) пришлось долгие часы просиживать в архиве.
4) у писателя не было четкого замысла.
Предлог
16. Найдите, исправьте и объясните ошибку в употреблении падежной формы после предлога:
1) благодаря (чему?) случаю
2) вопреки (чему?) логике
3) наперекор (чему?) общему мнению
4) согласно (чего?) закона
8-й класс
Словосочетание
17. Найдите, исправьте и объясните ошибку в словосочетании:
1) в обеих государствах
2) в следующем месяце
3) в полутора шагах
4) к девяноста годам
18. Найдите слово, которое требует формы творительного падежа без предлога:
1) удостоен (премия)
2) радоваться (всё)
3) удивляться (всё)
4) взволнован (речь)
Главные члены предложения
19. Найдите, предложение с грамматической ошибкой, исправьте её и объясните:
1) Только пятая часть задач была решена правильно.
2) В вагоне было много детей.
3) Большая часть детских стихов посвящены природе.
4) Три пары в бальных костюмах кружились в вальсе.
Второстепенные члены предложения
20. Найдите предложение с грамматической ошибкой, исправьте её и объясните:
1) “Капитанскую дочку” я прочитал в седьмом классе.
2) Мы не можем терять ни минуту.
3) Дядя привёз нам антоновских яблок.
4) В селе теперь почти не поют народных песен.
Однородные члены предложения
21. Найдите предложение с грамматической ошибкой, исправьте её и объясните:
1) Крив, сложен, извилист путь к намеченной вершине.
2) Тембр голоса у него был глух, отдалённый, спокойный.
3) И очи синие, бездонные цветут на дальнем берегу.
4) Лес стоит радостный, праздничный.
Прямая и косвенная речь
22. В каком примере нарушена норма грамматической сочетаемости:
1) слышать о том, что…
2) предупредить о том, что…
3) показать о том, что…
4) осведомлён о том, что…
23. В каком примере косвенная речь правильно оформлена и соответствует по содержанию прямой речи:
“Вы не из Саратова?” – спросил капитан попутчицу.
1) Капитан спросил попутчицу, не из Саратова ли вы.
2) Капитан спросил попутчицу, что она, может быть, из Саратова.
3) Капитан спросил попутчицу, не из Саратова ли она.
4) Капитан спросил попутчицу, не из Саратова ли она?
24. Найдите, исправьте и объясните ошибку при передаче чужой речи:
1) Пугачев сказал Гринёву, что ты крепко передо мной виноват.
2) Врач спросил, какая у меня температура.
3) Городничий сообщил чиновникам, что он пригласил их, чтобы сообщить им пренеприятное известие.
4) Учительница спросила нас, были ли мы на выставке керамики.
Сложное предложение
25. Найдите, исправьте и объясните ошибку в построении сложного предложения:
1) На соревновании победила команда девятого класса, которая набрала больше очков.
2) Я учусь в коле, во дворе которой стоит памятник.
3) Чацкий, в монологах которых звучит протест против крепостного права, выражает идеи декабристов.
4) Рядом стояло дерево, на вервях которого серебрился иней.
26. Найдите, исправьте и объясните ошибку в построении сложного предложения:
1) Потому что счастья не ищу, я теперь счастливым стал навеки.
2) Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить.
3) Для того чтобы добраться до озера, потребовалось немало времени.
4) Щенок скулил так жалобно, как будто плачет ребёнок.
27. Укажите пример без грамматической ошибки в построении предложения:
1) Гринёв получил от своего отца письмо, в котором сообщалось, что ему нельзя жениться на Маше.
2) Марья Ивановна поехала к императрице просить за Гринева. Она помиловала его.
3) Маша Миронова попросила императрицу, чтобы та освободила Гринева, которого она любила.
4) Как только солнце начинает греть по-весеннему и земля обсохнет после весеннего разлива, нам не сидится на месте.
Литература
- Капинос, В.И. О критериях оценки речи и об ошибках, грамматических и речевых // Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку: (Сб. статей из опыта работы). Пособие для учителя / Сост. В.И. Капинос, Т.А. Костяева. – М.: Просвещение, 1986. – С. 80.
- Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 112 с. – (Стандарты второго поколения).
- Русский язык: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / [С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов и др.]. – М.: Просвещение, 2005. – 205 с.
- Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект. – 2-е изд. – М.:Просвещение,2010. – 112 с. – (Стандарты второго поколения).
- Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык 5 класс / В.И. Капинос, Л.И. Пучкова, А.О. Татур. – М.: Интеллект-Центр, 2002. – 48 с.
- Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык 6 класс / В.И. Капинос, М.А. Пильгун, Г.А. Богданова, А.О. Татур. – М.: Интеллект-Центр, 2000. – 48 с.
- Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык 7 класс / В.И. Капинос, М.Н. Махонина, Г.А. Богданова, А.О. Татур. – М.: Интеллект-Центр, 2002. – 40 с.
- Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык 8 класс / Л.И. Пучкова, В.И. Капинос, А.О. Татур. – М.: Интеллект-Центр, 2001. – 48 с.
- Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык 9 класс / В.И. Капинос, Л.И. Пучкова, М.Н. Махонина, Г.А. Богданова, М.В. Шульга, М.А. Пильгун, А.О. Татур. – М.: Интеллект-Центр, 2001. – 56 с.