Урок по окружающему миру на тему "Кто во что верит". 4-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 4


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


Цели урока:

  • дать общее представление о человечестве как о всех людях, живущих на земле;
  • заложить основы уважительного и заинтересованного отношения к разным религиям, культурам, из которых складывается российское и общечеловеческое общество.

Обучающий аспект цели:
– уметь структурировать полученные знания при знакомстве с основными религиями мира;
– формирование предварительной целостной картины мира.

Воспитательный аспект цели:
– формировать толерантное и уважительное отношение к друг другу

Развивающий аспект цели:
– развитие способности структурировать информацию;
– создать условия для развития познавательного интереса ;
– развитие коммуникативной, информационной компетентности

Ход урока

Постановка проблемы.

– Аня и Юля – сестры, у них много общих воспоминаний, интересов. Часто ли у них могут совпадать переживания и мысли?

Дети. Да, часто.

На доске запись: “У родных сестёр (брата и сестры) много общего”.

Слайд 1.

– Однажды между ними произошёл такой разговор (диалог разыгрывают заранее подготовленные ученики):

Аня: Я боюсь идти по дороге, если её перебежала черная кошка.

Юля: Ну, ты прямо как в каменном веке живёшь! Может, ты и в домового веришь?

Аня: В домового, может, и не верю, а с приметами лучше не спорить.

– Одинаково ли думают Аня и Юля?

Дети. Нет, по-разному. Аня верит в приметы, а Юля нет.

На доске появляется запись: “Родные сестры думают по-разному”.

– Какое вы заметили противоречие? Сформулируйте основной вопрос урока.

“Почему люди не могут думать одинаково?”.

– Какие предположения вы можете сделать по проблеме урока?

(Ученики совещаются в группах, высказывают свои предположения, суть которых сводится к тому, что все люди разные, у каждого свои привычки, характер, происхождение и т.п.)

На доске вывешивается изображение солнца с большими лучами. В центре надпись: “Многоликое человечество. Мы разные…”

По мере того как дети вспоминают отличия людей друг от друга, учитель вместо “лучей” прикрепляет карточки с надписями:

– “по внешнему облику”;
– “по национальности”;
– “по месту рождения и проживания”;
– “по взглядам на мир”.

Слайд 3.

Каждой группе учеников раздаются по 1–2 листа с рисунками и словами:

  1. “верующие разных религий” , например, христианский священник, мулла в чалме;
  2. “атеисты”, например, два человека с плакатом “Бога нет!”;
  3. “граждане разных государств” (люди с флагами разных государств);
  4. “европеоидная раса” (светлокожий человек);
  5. “монголоидная раса” (желтокожий человек);
  6. “негроидная раса” (чернокожий человек);
  7. “люди разных народов”.

Представители от групп должны разместить листы в том или ином “луче”, объяснить свой выбор. Таким образом, ученики актуализируют и систематизируют свои знания по теме “Многоликое человечество”.

“Лучик” по внешнему облику – 4, 5, 6.
“Лучик” по национальности – 7.
“Лучик” по месту рождения и проживания – 3.
“Лучик” по взглядам на мир – 1, 2.

Если лист со словом “атеист” вызовет затруднение, его можно прикрепить к краю доски и разместить на схеме позднее. Приложение1

Поиск решения проблемы (открытия нового знания).

1. Общие черты религиозных верований.

– Обратите внимание на “лучик” “по взглядам на мир”. Вы разместили сюда карточку “верующие разных религий”.
– Вы ответили на вопрос: “Почему они думают по-разному”. Но мне бы хотелось остановиться на “лучике” – ПО ВЗГЛЯДАМ НА МИР (Слайд 4).
– На какие две группы по взглядам, опираясь на рисунки, мы можем разделить людей? (Верующие и атеисты.)
– На какой вопрос, вы бы хотели получить ответ по данному материалу?

  1. Кто такие верующие?
  2. Кто такие атеисты?

Если ребята не озвучат вопросы, вопрос задаёт учитель.

– Объясните мне, пожалуйста, кого мы называем верующими, а кого атеистами?
– Мне бы хотелось получить более точную формулировку. (Ребята за помощью обращаются к энциклопедиям, электронным носителям, интернету.)
– Дайте определение слову “религия”.

Появляется запись: “Религией называют веру людей в существование высших, сверхъестественных сил – Бога или богов.

– Давайте попробуем выделить структурные элементы религии.

  1. Бог.
  2. Посредник между Богом и человеком.
  3. Места для поклонений.
  4. Обряды.

– Любая религия берёт начало в язычестве. Религий в мире существует огромное множество. Я предлагаю вам остановиться на 3-х основных религиях.

– Посмотрите, на какие группы разделились люди по взглядам. Во все времена велись воины за свои убеждения, взгляды на мир… Слайд 4.

Идут кадры презентации (5–8)

  1. Джордано Бруно был сожжен в Риме, на площади Цветов, 17 февраля 1600 года, как еретик и нарушитель монашеского обета.
  2. Возникновение христианства на Руси, сожжение языческих идолов.
  3. Крестовые походы (насильно насаждалась вера).
  4. Революция 1917 года. Уничтожение храмов, расстрел священнослужителей.
  5. Наше время: война на Ближнем Востоке.

– Кто прав? Во что верить? Какая вера истинна?
– Чтобы это понять, предлагаю вам сравнить три мировые религии.

Работа в группах (3-и группы выбирают по жребию материал, знакомятся с религиями, 4-я группа – аналитическая, помогает их сравнивать). Приложение 2. Слайды 9–25.

4-й группой заполняется таблица и делается вывод. Слайд 26.

Название религии Бог Места поклонения Посредник между Богом и человеком Основные учения, идея
1 Буддизм Будда Храм Лама Вера в добро, жизнь по совести ….
2 Ислам Аллах Мечеть Мулла
3 Христианство Бог, Иисус Христос Храм Священнослужитель

Вывод: различия есть, но касаются чисто внешней стороны, основные идеи учения одни и те же.

Проверка. Ребята, я тоже выполняла работу аналитической группы, давайте сравним результаты.

– А атеистам будут ли чужды эти идеи?
– Тогда получается что лучшей религии нет. Как определить во что верить?.. (Верят все кто во что хочет.)
– !!! Только сам человек может решить, придерживаться ему какой-нибудь веры или нет. А подсказать решение должны его разум и совесть, но не чьё-то принуждение. Это великое право каждого человека называется свободой совести.

Итог. Д/з

– Подготовить информацию о других религиозных направлениях.
– На все ваши возникшие вопросы после сегодняшнего урока, я отвечу, свои вопросы в письменной форме складывайте в почтовый ящик.
– Работу какой группы вам бы хотелось отметить? Почему? Как вы оцениваете свою работу.

Приложение 3. Приложение 4