Цели урока:
- дать общее представление о человечестве как о всех людях, живущих на земле;
- заложить основы уважительного и заинтересованного отношения к разным религиям, культурам, из которых складывается российское и общечеловеческое общество.
Обучающий аспект цели:
– уметь структурировать полученные знания при знакомстве с основными религиями мира;
– формирование предварительной целостной картины мира.Воспитательный аспект цели:
– формировать толерантное и уважительное отношение к друг другуРазвивающий аспект цели:
– развитие способности структурировать информацию;
– создать условия для развития познавательного интереса ;
– развитие коммуникативной, информационной компетентности
Ход урока
Постановка проблемы.
– Аня и Юля – сестры, у них много общих воспоминаний, интересов. Часто ли у них могут совпадать переживания и мысли?
Дети. Да, часто.
На доске запись: “У родных сестёр (брата и сестры) много общего”.
Слайд 1.
– Однажды между ними произошёл такой разговор (диалог разыгрывают заранее подготовленные ученики):
Аня: Я боюсь идти по дороге, если её перебежала черная кошка.
Юля: Ну, ты прямо как в каменном веке живёшь! Может, ты и в домового веришь?
Аня: В домового, может, и не верю, а с приметами лучше не спорить.
– Одинаково ли думают Аня и Юля?
Дети. Нет, по-разному. Аня верит в приметы, а Юля нет.
На доске появляется запись: “Родные сестры думают по-разному”.
– Какое вы заметили противоречие? Сформулируйте основной вопрос урока.
“Почему люди не могут думать одинаково?”.
– Какие предположения вы можете сделать по проблеме урока?
(Ученики совещаются в группах, высказывают свои предположения, суть которых сводится к тому, что все люди разные, у каждого свои привычки, характер, происхождение и т.п.)
На доске вывешивается изображение солнца с большими лучами. В центре надпись: “Многоликое человечество. Мы разные…”
По мере того как дети вспоминают отличия людей друг от друга, учитель вместо “лучей” прикрепляет карточки с надписями:
– “по внешнему облику”;
– “по национальности”;
– “по месту рождения и проживания”;
– “по взглядам на мир”.
Слайд 3.
Каждой группе учеников раздаются по 1–2 листа с рисунками и словами:
- “верующие разных религий” , например, христианский священник, мулла в чалме;
- “атеисты”, например, два человека с плакатом “Бога нет!”;
- “граждане разных государств” (люди с флагами разных государств);
- “европеоидная раса” (светлокожий человек);
- “монголоидная раса” (желтокожий человек);
- “негроидная раса” (чернокожий человек);
- “люди разных народов”.
Представители от групп должны разместить листы в том или ином “луче”, объяснить свой выбор. Таким образом, ученики актуализируют и систематизируют свои знания по теме “Многоликое человечество”.
“Лучик” по внешнему облику – 4, 5, 6.
“Лучик” по национальности – 7.
“Лучик” по месту рождения и проживания – 3.
“Лучик” по взглядам на мир – 1, 2.
Если лист со словом “атеист” вызовет затруднение, его можно прикрепить к краю доски и разместить на схеме позднее. Приложение1
Поиск решения проблемы (открытия нового знания).
1. Общие черты религиозных верований.
– Обратите внимание на “лучик” “по взглядам на мир”. Вы разместили сюда
карточку “верующие разных религий”.
– Вы ответили на вопрос: “Почему они думают по-разному”. Но мне бы хотелось
остановиться на “лучике” – ПО ВЗГЛЯДАМ НА МИР (Слайд 4).
– На какие две группы по взглядам, опираясь на рисунки, мы можем разделить
людей? (Верующие и атеисты.)
– На какой вопрос, вы бы хотели получить ответ по данному материалу?
- Кто такие верующие?
- Кто такие атеисты?
Если ребята не озвучат вопросы, вопрос задаёт учитель.
– Объясните мне, пожалуйста, кого мы называем верующими, а кого атеистами?
– Мне бы хотелось получить более точную формулировку. (Ребята за помощью
обращаются к энциклопедиям, электронным носителям, интернету.)
– Дайте определение слову “религия”.
Появляется запись: “Религией называют веру людей в существование высших, сверхъестественных сил – Бога или богов.
– Давайте попробуем выделить структурные элементы религии.
- Бог.
- Посредник между Богом и человеком.
- Места для поклонений.
- Обряды.
– Любая религия берёт начало в язычестве. Религий в мире существует огромное множество. Я предлагаю вам остановиться на 3-х основных религиях.
– Посмотрите, на какие группы разделились люди по взглядам. Во все времена велись воины за свои убеждения, взгляды на мир… Слайд 4.
Идут кадры презентации (5–8)
- Джордано Бруно был сожжен в Риме, на площади Цветов, 17 февраля 1600 года, как еретик и нарушитель монашеского обета.
- Возникновение христианства на Руси, сожжение языческих идолов.
- Крестовые походы (насильно насаждалась вера).
- Революция 1917 года. Уничтожение храмов, расстрел священнослужителей.
- Наше время: война на Ближнем Востоке.
– Кто прав? Во что верить? Какая вера истинна?
– Чтобы это понять, предлагаю вам сравнить три мировые религии.
Работа в группах (3-и группы выбирают по жребию материал, знакомятся с религиями, 4-я группа – аналитическая, помогает их сравнивать). Приложение 2. Слайды 9–25.
4-й группой заполняется таблица и делается вывод. Слайд 26.
№ | Название религии | Бог | Места поклонения | Посредник между Богом и человеком | Основные учения, идея |
1 | Буддизм | Будда | Храм | Лама | Вера в добро, жизнь по совести …. |
2 | Ислам | Аллах | Мечеть | Мулла | |
3 | Христианство | Бог, Иисус Христос | Храм | Священнослужитель |
Вывод: различия есть, но касаются чисто внешней стороны, основные идеи учения одни и те же.
Проверка. Ребята, я тоже выполняла работу аналитической группы, давайте сравним результаты.
– А атеистам будут ли чужды эти идеи?
– Тогда получается что лучшей религии нет. Как определить во что верить?..
(Верят все кто во что хочет.)
– !!! Только сам человек может решить, придерживаться ему какой-нибудь веры
или нет. А подсказать решение должны его разум и совесть, но не чьё-то
принуждение. Это великое право каждого человека называется свободой
совести.
Итог. Д/з
– Подготовить информацию о других религиозных направлениях.
– На все ваши возникшие вопросы после сегодняшнего урока, я отвечу, свои вопросы
в письменной форме складывайте в почтовый ящик.
– Работу какой группы вам бы хотелось отметить? Почему? Как вы оцениваете свою
работу.