Второй год в области и, в том числе в г. Прокопьевске, проводится государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-ых классов по физике в новой форме.
Результаты ГИА по физике в области:
Кол-во уч-ся |
Сред. |
Сред. отметка |
Кол-во |
Кол-во |
Кол-во |
Кол-во |
2813 |
18,87 |
3,7 |
5,58 |
38,36 |
40,42 |
15,64 |
По количеству «4» и «5» имеем качественную успеваемость - 56,06 %.
В г. Прокопьевске ГИА сдавало 240 учащихся (меньше всего выпускников основных школ). Средний балл по городу составил 20,86 , что выше среднего областного балла. Прокопьевск занимает 4 место среди городов области по показателю среднего балла за ГИА по физике. Впереди нас 3 города: Осинники (средний балл - 22,78), Киселевск (21,41) и Белово (21,2).
В отличие от ЕГЭ в экзамен за курс основной школы введено экспериментальное задание, выполняемое на реальном оборудовании. В прошлом учебном году в нашем городе ГИА сдавало 115 обучающихся в двух ППЭ. Оборудование собирали из многих школ по всему городу. В этом 2010 году сдавало 240 учащихся. Они были распределены по 4 ППЭ, что существенно облегчило процесс комплектования оборудования. Наверное, это является секретом полишинеля, но «Полный перечень комплектов оборудования», необходимый для выполнения экспериментальных заданий, указываемый в Приложении к спецификации экзаменационной работы, реально существует лишь в отдельно взятых школах.
Организаторы экзамена смогли обеспечить оборудование, поэтому обучающиеся имели возможность в полной мере продемонстрировать свои экспериментальные умения. Надо сказать, что с лабораторными работами выпускники справились удачно.
Каждый вариант экзаменационной работы состоял из трех частей и включал 26 заданий, различающихся по форме и уровню сложности: базовый, повышенный и высокий уровень сложности. Задания базового уровня включены в первую часть работы (14 заданий с выбором ответа) и во вторую часть (задания № 19, 20). Это простые задания, проверяющие усвоение наиболее важных физических понятий, явлений и законов, а также умение работать с информацией физического содержания.
Учащиеся справились с выполнением КИМов ГИА-2010 по физике в г. Прокопьевске со следующими результатами:
Оценка |
Число обучающихся |
% от общего числа |
5 |
64 |
27 |
4 |
90 |
37 |
3 |
80 |
33 |
2 |
6 |
2,5 |
Подтвердили свои оценки: 45%
Повысили: 27%
Понизили: 28%
Среди заданий базового уровня с выбором ответа затруднения вызвали вопросы, проверяющие знания по следующим темам:
- Закон сохранения импульса; Закон сохранения энергии;
- Механические явления;
- Электризация тел. Постоянный ток;
Обучающиеся лучше всего справились с заданиями части А (средний процент выполнения - 65), часть В – 37% и часть С – 45%.
Выполнение заданий КИМов ГИА-2010 по физике г.Прокопьевск
Задания, вызывающие затруднения.
Задача №3.
На рисунке представлен график зависимости скорости велосипедиста от времени. За первые 2 с движения модуль импульса велосипедиста увеличился
1) в 2 раза
2) в 3 раза
3) в 4 раза
4) в 9 раз
Анализ задания: Учащиеся допустили ошибку в данном задании возможно из-за того что не учли начальную скорость.
Задача №3.
Искусственный спутник Земли, масса которого равна m, равномерно движется по круговой орбите радиусом R. Работа, совершаемая силой тяжести за время, равное периоду обращения, равна
1) mgR
2) π mgR
3) 2 π mgR
4) 0
Анализ задания: Механически применили формулу работы.
Задача №6.
Одно из колен U-образного манометра соединили с сосудом, наполненным газом (см. рис.). Чему равно давление газа в сосуде, если атмосферное давление составляет 760 мм.рт.ст.? (В качестве жидкости в манометре используется ртуть.)
- 100 мм.рт.ст.
- 660 мм.рт.ст.
- 760 мм.рт.ст.
- 860 мм.рт.ст.
Анализ задания: Учащиеся формально определили давление столба жидкости.
Задача №6.
Два шара одинакового объема, алюминиевый (1) и медный (2), бросают с поверхности земли вертикально вверх с одинаковой скоростью. Сопротивление воздуха пренебрежимо мало. Сравните максимальные высоты (h1 и h2), на которые поднимутся шары, и значения потенциальной энергии (Е1 и Е2) шаров на этих высотах. Потенциальная энергия шаров отсчитывается от поверхности земли.
- h1 = h2 , ; Е1 = Е2
- h1 = h2 , ; Е1 < Е2
- h1 < h2 , ; Е1 = Е2
- h1 < h2 , ; Е1 < Е2
Анализ задания: Учащиеся не смогли применить закон сохранения энергии и знания о потенциальной энергии.
Задача №9.
К двум заряженным шарикам, подвешенным на изолирующих нитях, подносят положительно заряженную стеклянную палочку. В результате положение шариков изменяется так, как показано на рисунке (пунктирными линиями указано первоначальное положение нитей).
Это означает, что
- оба шарика заряжены положительно
- оба шарика заряжены отрицательно
- первый шарик заряжен положительно, а второй - отрицательно
- первый шарик заряжен отрицательно, а второй - положительно
Анализ задания: Необычная форма задания поставила в тупик учащихся.
Задача №9.
К незаряженному электрометру поднесли отрицательно заряженную палочку. Какой заряд приобретут шар и стрелка электрометра?
1) Шар и стрелка будут заряжены отрицательно
2) Шар и стрелка будут заряжены положительно
3) На шаре будет избыточный положительный заряд, на стрелке – избыточный отрицательный заряд
4) На шаре будет избыточный отрицательный заряд, на стрелке - избыточный положительный заряд
Анализ задания: Учащиеся не рассмотрели внутреннее строение проводников и поведение, в них, заряженных частиц.
Независимо от проверяемого элемента знаний низкие результаты были продемонстрированы при решении качественных задач, которые представляют собой описание явления или процесса из окружающей жизни. В практике преподавания предмета такие задачи обычно решаются на уроке устно. При этом достаточно сложно добиться от учащихся не только правильного ответа, но и, в особенности, выстроенной логики рассуждений.
Задача № 21.
На рисунке представлен график зависимости модуля скорости от времени для тела, имеющего массу 2 кг и движущегося прямолинейно. Чему равен модуль максимальной равнодействующей силы, действующей на тело в течение первых 9 с движения?
Ответ: 4 Н.
Анализ задания: В этом задании выявлено неумение учащихся работать с графиками и определять характер движения.
Задача № 21.
К источнику постоянного тока подсоединили две лампы (см. рисунок), имеющие одинаковое электрическое сопротивление. Чему равно электрическое сопротивление каждой из ламп, если показания идеального амперметра и вольтметра равны, соответственно, 2 А и 3 В?
Ответ: 3 Ом.
Анализ задания: При определении сопротивления путают последовательное и параллельное соединение
Задача № 19.
Установите соответствие между техническими устройствами (приборами) и физическими явлениями, лежащими в основе их работы.
ПРИБОРЫ |
|
ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ |
А) оптический микроскоп |
1) отражение света |
|
Б) зеркальный телескоп |
2) преломление света |
|
В) очки |
3) поглощение света |
|
|
4) разложение света в спектр |
|
|
5) дисперсия света |
Ответ: 212
Анализ задания: Не умеют связать физическое явление с основной частью прибора.
Задача № 19.
Установите соответствие между техническими устройствами (приборами) и физическими закономерностями, лежащими в основе принципа их действия.
Технические устройства |
|
Физические закономерности |
А) жидкостный манометр |
|
1) зависимость гидростатического давления от высоты столбы жидкости |
Б) высотометр |
|
2) условие равновесия рычага |
В) пружинный динамометр |
|
3) зависимость силы упругости от степени деформации тела |
|
|
4) объемное расширение жидкостей при нагревании |
|
|
5) изменение атмосферного давления с высотой |
Ответ: 153
Анализ задания: Не умеют связать физическое явление с основной частью прибора.
Задача № 22.
Под действием силы 40 Н груз массой 4 кг перемещается вверх по наклонной плоскости. Коэффициент полезного действия наклонной плоскости 50%. Чему равна длина наклонной плоскости, если ее высота 1 м?
Анализ задания: При 2 часах в неделю, которые отводятся на изучение физики, времени на решение задач повышенной сложности не остается.
Особенностью КИМов ГИА является представление заданий в новой форме, существующие задачники и учебники содержат задачи в основном в текстовой форме. Мы считаем необходимым выпуск сборника задач, состоящий из заданий ГИА в новой форме: графиков, таблиц, схем.