Цель: организовать свободное время каждого учащегося через развитие его способностей.
Задачи:
- Создать условия для демонстрации способностей каждого ученика в зависимости от его интересов;
- Активизировать проявление желания заниматься какой-либо деятельностью у учащихся, которые не организованы в свободное время и затем продемонстрировать достижения этих учащихся.
Оборудование: медиа-оборудование, персональные выставки художественных картин учащихся, выставка работ художественно-прикладного искусства учащихся и родителей, творческие работы учащихся, портфолио учащихся и классов, плакат: «Если у человека много свободного времени, он малого достигнет в жизни», анкета: «Мое свободное время» (анкетирование проводиться заранее на классном часе).
Методика выявления сфер интересов учащихся по Моткову.
Ход собрания
Классный руководитель:
Способности не существуют вне конкретной деятельности человека, а формируются в процессе обучения и воспитания. Самый верный путь определения способностей – это выявление динамики успехов ребенка в процессе обучения.
Человек не рождается с готовыми способностями. Врожденными являются лишь задатки. На их основе под влиянием обучения и воспитания, в процессе взаимодействия человека с окружающим миром развиваются его способности.
Свободное время… Как часто слышим мы это словосочетание. Мы мечтаем о том, чтобы у нас его было побольше, считаем, что нам всем катастрофически его не хватает для отдыха, для развития. Принято также считать, что современные подростки настолько перегружены, что фактически не имеют свободного времени.
На что же тратят свое свободное время подростки. Данные статистики следующие:
- 25% ребят гуляют на улице с друзьями;
- 18% слушают музыку или смотрят телевизор и играют в компьютерные игры;
- 15% читают или трудятся по дому;
- 14% посещают кружки и секции.
Телевизор и компьютер занимают большое место в сфере досуга подростков.
Но ребенок не должен работать на компьютере более 1,5–2 часов в день, не должен играть в компьютерные игры перед сном.
Иногда мы легкомысленно решаем, что свободное время – это несерьезная проблема, есть дела поважнее, а ведь красиво, с пользой провести свое свободное время тоже надо уметь. И этому тоже надо учить детей и подростков. Здесь мы не можем не вспомнить о роли и примере родителей.
К сожалению, современные исследования показывают, в наше стремительное время родители все меньше времени находят на общение с детьми, тем более на совместное проведение свободного времени. Так, например, отцы тратят на воспитание детей 9,6% своего свободного времени, что составляет 21 минуту, а в воскресенье количество времени возрастает до 35 минут. По данным еще одного исследования получилось, что доля свободного времени, затраченного родителями на общение, воспитание детей и занятия с ними в течение недели составляет 8-9 часов у матерей и 6 часов у отцов.
Есть о чем задуматься.
В заключение хочется привести слова знаменитого педагога и врача, тонкого психолога, знатока семейных отношений Бенджамина Спока: « Я давно знаю крепкие семьи, где какие-нибудь общие увлечения, будь то занятия спортом, туризм или коллекционирование монет, помогают сохранить дружбу и взаимоотношения между отцами и детьми. Но успех придет только тогда, если взрослые действительно увлечены этим: любая искусственность скоро выдаст себя и разочарует сына или дочь. Подросткам не очень нравится, когда «старики» при их друзьях стараются играть в молодых. Здесь надо точно чувствовать ту грань в общении, перейти которую нетрудно, но вернуть пошатнувшееся доверие и уважение уже сложнее».
Классный руководитель:
Два ученика отвечают на уроке примерно одинаково. Однако педагог по-разному относится к их ответам: одного хвалит, другим недоволен. «У них различные способности, – объясняет он. – Второй учащийся мог ответить лучше». Двое поступают в институт. Один выдерживает экзамены, другого постигает неудача. Свидетельствует ли это, что у одного из них больше способностей? На этот вопрос нельзя ответить, пока не будет выяснено, сколько времени затратил на подготовку каждый ученик. Одним лишь фактом успеха способности не определяются.
Способности – это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, навыков и умений не сводятся.
Способности – это такие качества, которыми отличается один человек от другого.
Между тем данные психологических исследований свидетельствуют о том, что иногда человек, первоначально что-то не умевший, в результате обучения начинает быстро овладевать навыками и умениями и вскоре обгоняет всех на пути к мастерству. У него проявляются большие, чем у других, способности. Проявляясь в овладении знаниями, умениями и навыками, способности в то же время к знаниям и умениям не сводятся.
Способности и знания, способности и умения, способности и навыки не тождественны друг другу.
Способности выступают как некоторая возможность. Подобно тому как брошенное в почву зерно является лишь возможностью по отношению к колосу, который может вырасти из этого зерна, но лишь при условии, что структура, состав и влажность почвы, погода окажутся благоприятными, способности человека являются лишь возможностью для приобретения знаний и умений. А будут или не будут приобретены эти знания и умения, превратится ли возможность в действительность, зависит от множества условий. Например: будут ли окружающие люди заинтересованы в том, чтобы человек овладел этими знаниями и умениями.
Способности – это возможность, а необходимый уровень мастерства в том или ином деле – это действительность.
Выявившиеся у ребенка музыкальные способности ни в коей мере не являются гарантией того, что ребенок будет музыкантом. Для того чтобы это произошло, необходимо специальное обучение, настойчивость, хорошее состояние здоровья, наличие музыкального инструмента.
Способности обнаруживаются только в деятельности, и притом только в такой деятельности, которая не может осуществляться без наличия этих способностей.
Нельзя говорить о способностях человека к рисунку, если его не пытались обучать рисовать. Только в процессе специального обучения рисунку и живописи может выясниться, есть ли у обучающегося способности. Это обнаружится в том, насколько быстро и легко он усваивает приемы работы, цветовые отношения, учится видеть прекрасное в окружающем мире.
Нельзя утверждать, что у ребенка нет способностей, на том лишь основании, что у него нет еще в наличии необходимых умений и навыков, прочных знаний. Известно немало случаев, когда в детстве человек не встречал со стороны окружающих признания тех способностей, дальнейшее развитие которых принесло ему заслуженную славу. Альберт Энштейн в средней школе считался весьма заурядным учеником, и ничего, казалось бы, не предвещало его грядущей гениальности.
Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях, как таковых, а в том, насколько при равных условиях быстро, глубоко, легко и прочно осуществляется процесс овладения знаниями и умениями. Именно здесь обнаруживаются те различия, которые дают право говорить о способностях.
Если личные качества человека отвечают требованиям деятельности, которой овладевает человек на протяжении какого-то времени, то это дает основание говорить о наличии у него способностей к данной деятельности. И если другой человек при таких же условиях не справляется с требованиями, которые предъявляет ему деятельность, то это дает основание предполагать у него отсутствие способностей. Это не означает, что человек вообще не может овладеть необходимыми умениями, а лишь то, что процесс усвоения затянется, потребует значительных усилий и времени педагогов, чрезвычайного напряжения сил при сравнительно скромных результатах. Это не исключает также и того, что способности могут со временем развиться.
Способности не существуют вне конкретной деятельности человека, а формируются в процессе обучения и воспитания. Самый верный путь определения способностей – это выявление динамики успехов ребенка в процессе обучения.
Человек не рождается с готовыми способностями. Врожденными являются лишь задатки. На их основе под влиянием обучения и воспитания, в процессе взаимодействия человека с окружающим миром развиваются его способности.
В психологии принято различать общие и специальные способности. Общие способности проявляются во многих видах и областях деятельности. Специальные способности – это способности к отдельным видам деятельности, например к языкам, математические, технические и т.д.
Способности детей, в том числе самые выдающиеся, не являются чем-то раз и навсегда данным. Можно научиться лучше или хуже проявлять свои способности. А для этого важно помнить правило: «Верь в себя и свои возможности». Не менее важную роль в развитии способностей играет создание соответствующего психологического климата в школе и семье.
Важен положительный эмоциональный настрой а также личный пример взрослого. Если мама или папа чем-то увлекаются, находя в этом радость, то и ребенок видит в этом радость.
Вера в успех, чувство радости, возможность развивать интересы в зависимости от индивидуальности – все это имеет смысл и перспективу лишь в том случае, если у ребенка есть цель, ради которой он стремится к развитию способностей. Цель эта может быть нереалистичной, как это часто бывает у подростков, однако лишь наличие главных жизненных целей является первейшим условием развития способностей.
Учащийся:
Неправильно, неправильно,
Неправильно, товарищи,
Что я – неуспевающий!
Я успеваю:
Класс покинуть раньше всех,
Проехать на трамвае –
Всегда я успеваю,
Хоть мне не по пути
Трамвайные пути.
На зависть простофилям
Пробьюсь на новый фильм я,
Потом в своём дворе
Примкну к любой игре,
И нос утру любому,
И вот уже я – дома,
Успел съесть обед,
И вот уже – раздет,
Успел улечься в сроки,
Остались лишь уроки…
Но я их намечаю:
С утра решить за чаем,
Под партой – на коленках,
А то – на переменке…
Неправильно, товарищи,
Что я – неуспевающий.
Папы, мамы, помогайте
Нам советом, не ругайте.
И составьте нам заранее
Всех занятий расписание!
Чтобы где-то преуспеть,
Надо очень захотеть
Много синяков набить
И горючих слёз пролить.
Первый ведущий:
Что сказать о нашей Насте?
Нет ответственнее в классе.
За что Настя не берётся –
Всё всегда ей удаётся:
Школьную Думу посещает,
И законы принимает,
И в футболе понимает,
А как шьёт и вышивает!?
Настя в баскетбол играет,
А голы как забивает!
Второй ведущий:
Из досье: Тюменцева Анастасия – надежда школьной сборной по баскетболу.
Первый ведущий:
Согласитесь, у Евгении,
Очень много достижений:
Лихо в Баскетбол играет,
И честь школы защищает,
Женя толк в английском знает,
Нашу фирму возглавляет.
Второй ведущий:
Из досье: Плотникова Евгения, призёр городского конкурса по английскому языку «Читаем летом», победитель районного конкурса сочинений на тему «Моя мама за рулём».
Первый ведущий:
А Курапова Наташа –
Поп-звезда на сцене нашей.
Как рисует, джаз поёт!
А концерты как ведет!
Второй ведущий:
Из досье: Курапова Наташа I место в городском конкурсе рисунка «Россия глазами детей», солистка студии «Конфетти», дипломат вокальных конкурсов в районе.
Профессуре фору дал
Мал учёный, да удал!
В школе Рома – активист,
Всё он делает на «бис»!
Из досье: Завадский Роман, 2 место в городском конкурсе исследовательских работ «Человек и Вселенная», победитель краевого конкурса «Будущее Алтая».
Нет такой, наверно сферы,
Где б не преуспела Лера!
Лере русский иль английский –
Как родные, очень близки!
В конкурсах же побеждать,
И рисунки рисовать,
Ей совсем не привыкать!
Много где она бывает,
И всегда всё успевает!
Из досье: Колемагина Валерия, 2 место в районной олимпиаде по русскому языку, участие в районных и городских конкурсах рисунков к 70-летию Алтая.
Ну, а Щёголев Данил
Не один он гол забил!
И не раз домой Данил
Призы, кубки приносил!
Оценить заслуги эти
Мог бы и кумир их Смертин.
Из досье: Щёголев Данил, 2 место во Всероссийском турнире по футболу в Сочи.
Чтоб запечатлеть мгновенья,
Много надобно уменья,
И таланта, вдохновенья,
А порою и сомненья!
А у Даши есть талант,
Инструмент – фотоаппарат.
Из досье: Бецина Дарья, 1 место в краевом фотоконкурсе к 70-летию Алтая.
Юля Киткина, она
В пианино влюблена.
Чтобы виртуозом стать,
Надо тыщу раз сыграть,
А порой – не есть, не спать,
И с друзьями не гулять.
Из досье: Киткина Юлия, дипломант районных конкурсов.
Так подтянуты, здоровы
Наши братья Соколовы!
Время даром не теряют,
Тхэквондо ведь посещают,
И учиться успевают!
Настоящие бойцы,
Гордость папы, молодцы!
А поедут за границу,
Там английский пригодится.
Из досье: Соколов Никита, 1 место в краевых соревнованиях по тхэквондо.
Соколов Александр, 1 место в городских соревнованиях по тхэквондо, призёр городского конкурса по пнглийскому языку «Мой языковой портфель».
В тхэквондо пошёл Антон,
Выбор верный сделал он,
Теперь может сдачу дать,
И за друга постоять.
Из досье: Матвеев Антон, 3 место в первенстве города по тхэквондо.
И рисует постоянно
Всех и вся художник Анна.
Есть у ней в талант свой вера,
Стиль свой, почерк и манера.
Из досье: Васильева Анна, дипломант городского конкурса «Читаем летом» по английскому языку, участница многочисленных конкурсов рисунков.
Развивай, Алёша, дар!
И умей держать удар!
Ведь талант – его держать
И лица не потерять!
Формируй ты в боксе волю!
Это надо – в жизни, в школе!
Из досье: Проценко Алексей, будущий чемпион мира по кикбоксингу.
На ковре бои без правил.
Так ведут Сашок и Павел.
Что завидуют и не зря
Взрослые и ребятня.
Ну а младшие сестрицы
Могут братьями гордиться.
Из досье: Гуляев Павел, Юдаков Александр, будущие чемпионы по рукопашному бою.
Даша, Аня, Анжелика,
И Алина, и Алёна
В танцы по уши влюблёны,
Грациозны и красивы,
И танцуют всем на диво
И талант свой не скрывают,
В школе часто выступают
И подружек заражают.
И даёт свой мастер-класс
Нам Алина каждый раз.
Из досье: Бецина Дарья, Пивторак Анжелика, Цуканкова Алёна, Сычёва Анна, Клевакина Алина занимается в студии «Конфетти», которая стала победителем Всероссийского конкурса «Юность».
Сколько ж выслушала мама,
Как играла Аня гаммы!
Чтоб запела, как свирель,
Анина виолончель!
Из досье: Рогозина Анна дипломат многих краевых конкурсов по классу виолончель.
Не найдёте в нашей школе
Поэтессы лучше Оли
Всех нас Оля удивила,
Как в районе победила!
Из досье: Переверзева Ольга II место в районом конкурсе авторских стихов.
Удивила, покорила
Танцем девочка Кристина
Да, Восток изображать –
Не на диско «зажигать».
Из досье: Коробова Кристина будущий победитель танцевальных конкурсов.
Пальцев – мастерство и сила!
Стас – надежда всей России!
Чемпионом стал не враз,
Долго шёл к победе Стас.
Из досье: Пальцев Стас занял II место в первенстве России по греко-римской борьбе.
Он совсем не Македонский,
Он родней, он наш – Васьковский
Лубашеву Станиславу
Тоже спорт пророчит славу.
Греко – римская борьба –
Это спорт или судьба?!
Из досье: Лубашев Стас II место первенстве края, а Васьковский Александр II место в первенстве Барнаула по греко-римской борьбе, дипломат городского конкурса «читаем летом» по английскому языку.
А теперь – совсем немного
Про Осинцева Серегу
Пусть в науках не силён,
Но в футболе – чемпион!
Строго судят все тебя:
Здесь учитель, там судья.
Из досье: Осинцев Сергей – II место во Всероссийском турнире по футболу Российские железные дороги в Волгограде.
Теннис – спорт для президентов
Много боевых моментов.
Знает Петр, кто бьёт ракеткой
Попадает в дель, и метко!
Из досье: Тупаев Петр в 11 лиге первенства Барнаула по теннису занял II место.
В заключении родительского собрания все участники данного мероприятия приглашаются на концерт, где демонстрируются способности учащихся