В процессе обучения экологии наряду с традиционными методами обучения (словесные, наглядные, практические) необходимо использовать интерактивные методы и формы организации обучения.
Интерактивный – означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы с учителем. В ходе интерактивного обучения осуществляется взаимодействие между учителем и учащимися, взаимодействие учащихся друг с другом, со своим окружением и учебной средой [1].
К числу интерактивных методов обучения можно отнести: игры, “мозговой штурм”, дискуссии, дебаты, тренинги, метод “Займи позицию”, метод “Шкала мнений” и другие.
При подготовке к уроку учитель выбирает методы обучения, учитывая специфику содержания изучаемого материала и возрастные особенности учащихся.
Приведем пример игры, разработанной нами для обобщения изученного материала учащимися по теме: “Отношения между животными различных видов” (7 класс).
Тип урока: обобщающий.
Вид урока: игра.
Задачи:
- Образовательная: обобщить и систематизировать знания учащихся о формах отношений между животными (хищничестве, паразитизме, конкуренции, симбиозе), об их биологическом значении в природе.
- Развивающая: продолжать развивать у учащихся мышление, память, речь, умения работать в команде, а так же работать самостоятельно.
- Воспитательная: продолжать формировать у учащихся научное мировоззрение и элементы экологической культуры.
Методы обучения: игра, словесные (беседа), наглядные (демонстрация фотографий, рисунков), практические (самостоятельная работа).
Оборудование: фотографии и рисунки биотических отношений. (Рисунки представлены в Приложении 1).
Ход урока
1. Организационный момент (2 минуты)
Проверка готовности класса к уроку. Приветствие. Запись отсутствующих в журнале.
2. Обобщение материала (30 минут).
Сообщение цели урока учащимся. Сегодня вы должны вспомнить материал большой темы, который изучали в течение нескольких уроков. Для этого мы поиграем в игру “Биотические взаимоотношения”.
Для того чтобы поиграть в игру “Биотические отношения”, учащиеся должны разделиться на две команды и в каждой команде выбрать капитана. Ученики по очереди достают из мешка бочонки с номерами. Учитель читает текст под выбранным номером, ученик должен узнать, о какой форме отношений между животными, идет речь. Выигрывает та команда, которая даёт наибольшее количество правильных ответов. Если команда не может ответить или отвечает неправильно, право ответа переходит ко второй команде. При отсутствии ответа среди команд учитель отвечает сам.
Вопросы для игры разрабатывались нами в соответствии с учебным материалом представленным в учебнике под редакцией Н.М. Черновой [2].
Вопросы игры:
1. Каким образом могут осуществляться прямые связи между видами?
Ответ: Прямые связи осуществляются при непосредственном влиянии одного вида на другой. Например, влияние хищника на жертву.
2. Каким образом осуществляются косвенные связи между видами?
Ответ: Косвенные связи осуществляются через влияние на внешнюю среду или на другие виды. Например, могут складываться в результате конкурентной борьбы в условиях роста численности и плотности популяции за места своих гнездований, пищевые ресурсы.
3. Назовите форму отношений, когда особи одного вида поедают особей другого вида.
Ответ: Если особи одного вида поедают особей другого вида, то такая форма взаимоотношений называется хищничество.
4. Как называется форма отношений, при которой одни организмы уничтожаются другими организмами, например, поедание лисицей зайцев?
Ответ: Форма отношений, при которой одни организмы уничтожаются другими организмами, например, поедание лисицей зайцев называется хищничество.
5. Назовите форму взаимоотношений, при которой синица поедает гусениц.
Ответ: Если синица поедает гусениц, то эта форма отношений хищничество.
6. Назовите форму отношений, при которой норка уничтожает больных и старых ондатр, а на взрослых особей не нападает?
Ответ: Форма взаимоотношений, при которой норка уничтожает больных и старых ондатр, а на взрослых особей не нападает называется хищничество.
7. К каким последствиям может привести полное уничтожение хищников в сообществе?
Ответ: Хищники, истребляя наиболее ослабленных особей, поддерживают состав и численность популяции на оптимальном уровне. В результате взаимосвязи хищник-жертва в природе осуществляется естественный отбор.
8. Может ли хищничество привести к полному истреблению жертвы? Приведите примеры.
Ответ: Хищничество практически никогда не приводит к полному истреблению жертвы. Например, волки ежегодно убивают лишь 25% оленей. Приблизительно такую же величину имеет прирост популяции оленей в результате размножения.
9. Приведите примеры хищничества между организмами нашей местности.
Ответ: Например, растительноядных насекомых поедают хищные насекомые (жуки, муравьи). Волки охотятся на оленей. Поедание лисицей зайцев, синицей – гусениц.
10. Какое биологическое значение в природе имеют отношения между хищником и жертвой?
Ответ: При помощи хищничества поддерживается биологическое равновесие в популяциях.
11. Как называется форма взаимоотношений, когда организмы одного вида используют особей другого вида в качестве среды обитания и источника пищи, причиняя им вред, но не вызывая их немедленной гибели?
Ответ: Форма отношений, когда организмы одного вида используют особей другого вида в качестве среды обитания и источника пищи, причиняя им вред, но не вызывая их немедленной гибели называется паразитизм.
12. Назовите форму межвидовых отношений, при которых одни организмы существуют за счет других, питаясь их кровью, тканями или переваренной пищей. Приведите примеры.
Ответ: Форма межвидовых отношений, при которых одни организмы существуют за счет других, питаясь их кровью, тканями или переваренной пищей называется паразитизм. Например, взаимоотношения между человеком и аскаридой, собакой и блохами, грибом-трутовиком и деревом и др.
13. Как называется организм, в теле которого происходит размножение паразита?
Ответ: Организм, в теле которого, происходит размножение паразита называют основным хозяином.
14. Как называется форма отношений между собакой и клещом, который поселился у собаки на теле?
Ответ: Форма отношений, которая возникает между собакой и клещом называется паразитизм. Клещ внедряется в кожу собаки и питается ее кровью.
15. Назовите форму отношений между человеком и аскаридой, которая поселилась у человека в организме?
Ответ: Форма отношений между человеком и аскаридой называется паразитизм.
16. Приведите примеры паразитизма между организмами.
Ответ: Например, взаимоотношения между блохами и собакой, вшами и человеком, тлей и яблоней и т.д.
17. Назовите форму взаимоотношений, при которой одно животное питается остатками пищи другого и вреда ему не причиняет.
Ответ: Форма взаимоотношений, при которой одно животное питается остатками пищи другого и вреда ему не причиняет называется нахлебничество.
18. Как называется форма взаимоотношений, при которых одно животное прикрепляется к животному другого вида или живёт возле него, передвигается с его помощью и питается остатками его трапезы?
Ответ: Форма биологических взаимоотношений, при которых одно животное прикрепляется к животному другого вида или живёт возле него, передвигается с его помощью и питается остатками его трапезы называется нахлебничество.
19. Назовите форму взаимоотношений, при которой мелкий кольчатый червь питается остатками пищи рака-отшельника?
Ответ: Форма взаимоотношений, при которой мелкий кольчатый червь питается остатками пищи рака-отшельника называется нахлебничество.
20. Назовите форму взаимоотношений, при которой рыба-прилипала плавником-присоской прикрепляется к коже акул и других крупных рыб, и питается остатками пищи крупных рыб.
Ответ: Форма взаимоотношений, при которой рыба-прилипала плавником-присоской прикрепляется к коже акул и других крупных рыб, и питается остатками пищи крупных рыб называется нахлебничество.
21. Как называется форма взаимоотношений, при которой рыбы-лоцманы, следующие за акулами питаются остатками их пищи?
Ответ: Форма взаимоотношений, при которой рыбы-лоцманы, следующие за акулами питаются остатками их пищи называется нахлебничество.
22. Как называется форма биологических взаимоотношений, при которых одно животное использует другое в качестве временного убежища?
Ответ: Если одно животное использует другое в качестве временного убежища, то эта форма взаимоотношений называется квартиранство.
23. Назовите форму взаимоотношений, при которой рыба-горчак откладывает икринки в мантийную полость моллюска-беззубки, где они защищены от врагов?
Ответ: Форма взаимоотношений, при которой рыба-горчак откладывает икринки в мантийную полость моллюска-беззубки, где они защищены от врагов, называется квартиранство.
24. Как называется форма взаимоотношений, при которой в полости “морского огурца” (голотурии) находят убежище разнообразные мелкие организмы?
Ответ: Форма взаимоотношений, при которой в полости “морского огурца” (голотурии) находят убежище разнообразные мелкие организмы называется квартиранство.
25. Назовите форму взаимоотношений между организмами разных видов, при которой особи разных видов, обладая схожими потребностями, соперничают между собой за жизненные ресурсы: воду и пищу, убежища, места, кладки яиц.
Ответ: Форма взаимоотношений между организмами разных видов, при которой особи разных видов, обладая схожими потребностями, соперничают между собой за жизненные ресурсы называется конкуренцией.
26. Как называется форма взаимоотношений, когда различные виды обладают сходными потребностями в условиях жизни, пище, пространстве?
Ответ: Форма взаимоотношений, когда различные виды обладают сходными потребностями в условиях жизни, пище, пространстве называется конкуренцией. Такие отношения, угнетают оба вида.
27. Какая форма взаимоотношений присутствует между видами, использующими одни и те же ресурсы?
Ответ: Между видами, использующими одни и те же ресурсы, возникает конкуренция.
28. Какая форма взаимоотношений возникает между лосями и зубрами, обитающими в одном лесу?
Ответ: Между лосями и зубрами, обитающими в одном лесу, возникает конкуренция.
29. Какое влияние наносит конкуренция на оба конкурирующих вида?
Ответ: Конкуренция наносит отрицательное влияние на оба конкурирующих вида. Например, уменьшение численности лосей и зубров вследствие недостатка корма.
30. При завозе в Британию из Северной Америки каролинской белки уменьшилась численность обыкновенной белки. Какая форма взаимодействия наблюдается между белками?
Ответ: Между белками возникла конкуренция, каролинская белка оказалась более конкурентоспособной.
31. Какая форма конкуренции наиболее остро выражена между белкой обыкновенной и белкой каролинской?
Ответ: Наиболее остро выражена внутривидовая конкуренция.
32. Какие организмы при недостатке ресурсов могут поедать животных особей своего вида?
Ответ: При недостатке ресурсов возможно поедание животных особей своего вида (волки, рыси, кролики, хищные клопы, пауки, крысы, щука, окунь и другими)
33. Какая форма отношений присутствует между особями одного вида?
Ответ: Между особями одного вида присутствует внутривидовая конкуренция.
34. Приведите примеры внутривидовой конкуренции.
Ответ: Например, сосны, растущие в одном лесу, волки, пауки, крысы, щуки обитающие в одном ареале.
35. В результате, какой формы отношений происходит поиск новых мест обитания?
Ответ: Поиск новых мест обитания происходит в результате внутривидовой конкуренции.
36. Какая форма отношений возникает между черным и рыжим тараканом?
Ответ: Между черным и рыжим тараканом возникает межвидовая конкуренция.
37. Как называется форма взаимоотношений, когда каждый из двух взаимодействующих видов извлекает пользу из связи с другими видами?
Ответ: Форма взаимоотношений, когда каждый из двух взаимодействующих видов извлекает пользу из связи с другими видами, называется симбиозом.
38. Организмы, входящие, в какую форму отношений приспособлены к совместному существованию?
Ответ: Организмы, входящие в симбиотические взаимоотношения приспособлены к совместному существованию. Они часто не могут жить самостоятельно.
39. Какая форма взаимоотношений присутствует между термитами и живущими в их кишечнике бактерии кишечной палочки?
Ответ: Форма взаимоотношений между термитами и живущими в их кишечнике бактерии кишечной палочки называется симбиоз.
Конкурс капитанов
Капитаны команд приглашаются для конкурса.
Выберите признаки, характеризующие
соответственно хищника и паразита.
Коды ответов:
- В течение своей жизни нападает на одну, иногда на несколько особей.
- В течение своей жизни нападает на большое число особей.
- Поедает только часть вещества своей жертвы.
- Поедает практически всю жертву.
- Приводит свою жертву к гибели.
- Наносит вред жертве, но редко приводит ее к быстрой гибели.
- Гибель жертвы неизбежна, но наступает через определенное время.
- Цикл развития тесно связан с жертвой.
- Нападает на жертву и сам ею питается.
- Нападает на жертву, но сам ею не питается.
Варианты:
Хищник –
Паразит –
(Ответы: хищник – 2, 4, 5, 9; паразит – 1, 3, 6, 8, 9).
Итог урока
Награждение учащихся и вручение призов.
3. Самостоятельная работа (6 минут)
По завершению игры проводилась самостоятельная работа.
На карточках представлены рисунки, которые не демонстрировались на уроках и учащиеся должны определить, какие формы взаимоотношений изображены на рисунках.
IV. Оценка знаний и выставление отметок с комментарием за устные ответы (2 минуты).
Оценки за самостоятельную работу учащиеся узнают на следующем уроке.
Включение в учебно-воспитательный процесс игр и других интерактивных методов обучения способствует активизации познавательной деятельности учащихся, предполагает такое взаимодействие учителя и обучающихся, которое ориентирует личность на раскрытие ее творческого потенциала.
Литература
- Суворова Н. Интерактивное обучение: новые подходы. //Учитель. – 2000. – № 1. – С. 25–27.
- Бабенко В.Г., Богомолов Д.В., Шаталова С.П., Шубин А.О. Экология животных: Пособие для учащихся 7 класса общеобразовательной школы. / В.Г. Бабенко, Д.В. Богомолов и др. Под ред. д-ра биол. наук проф. Н.М. Черновой. – М.: Вентана-Графф, 2001. – 128 с.