До недавнего времени существовал стойкий и широко распространенный стереотип негативного отношения к Конфликту. Педагоги не любят Конфликты (фразы “избавляться от Конфликтов”, “предотвращать Конфликт”, “бесконфликтный класс или ребенок”). Желание отсутствия противоречий приводит к обеднению механизма развития, духовности, эмоций, нравственности и интеллекта детей.
В основе Конфликта лежит противоречие, т.е. такое положение, при котором нечто одно исключает другое. Мир устроен противоречиво (амбивалентно, двойственно). Конфликт является, с одной стороны, формой сущестЁования, с другой стороны, одним из элементов бесконечного ряда противоречий действительности, а с третьей - источником всякого развития.
“Добро и зло”, “день и ночь”, “молодость и старость”, “жизнь и смерть” и т.д. Когда эти противоречия рождаются и разворачиваются в сфере межличностных отношений, тогда мы имеем дело с Конфликтом. Понятие “Конфликт” - достояние сферы социальной, психологической, личностной, отношенческой. Конфликт всегда связан с большим психологическим напряжением (вот почему так не любят Конфликты!), а питает это напряжение то, что называется в психологии личностным смыслом. Мы имеем дело с Конфликтом, когда сталкиваются различные личностные смыслы. Понятие “личностный смысл” необходимо отличать от понятия “значение”. Значение - это то, что данный предмет или явление означает. До тех пор, пока нет столкновения личностных смыслов, нет Конфликтов, есть лишь различные мнения по поводу одного и того же предмета. Мы можем любить осень, а кто-то зиму, но это противоречие не породит Конфликта, пока не возникнет вопрос предоставления отпуска. Конфликт вокруг истины “2x2=4” не возникает именно потому, что данная объективная истина никак не касается наших интересов, момента проживания жизни. Но если вдруг сведения об истине повышают либо понижают статус человека в группе, он станет сражаться за истину в том ее виде, в каком она предстает перед ним. Цель - научиться находить наиболее приемлемый для обеих Конфликтующих сторон выход из Конфликтной ситуации.
Конфликт - это момент в межличностных отношениях двух субъектов, обладающих индивидуальным внутренним миром, когда между этими личностными структурами возникает противоречие, происходит столкновение личностных смыслов.
Поведение человека характеризуется большой степенью напряженности, как физической, так и психологической, потому что столкновение требует концентрации сил и направленности всех духовных ресурсов на выход из положения (картина Сурикова “Боярыня Морозова”).
.Какие причины порождают негативное отношение к Конфликту?
Во-первых, часто Конфликт понимается как крупная ссора или склока с бранью, битьем посуды, припоминанием всех былых обид и неудач. От таких явлений действительно следует избавляться. Конфликт нужен тогда, когда он помогает нам выйти на новый этап развития личности, на новый уровень развития межличностных отношений. Он является своеобразным катализатором формирования, становления личности ребенка.
Во-вторых, Конфликт вынуждает нашу душу трудиться. Конфликт - это своего рода непредвиденная ситуация, которая обнажает обычно недоступные для вас уголки человеческой души. И если научиться принимать позицию другого в ситуации Конфликта, легче принять ее в обычной повседневной жизни. Оговоримся, что принять позицию другого не значит полностью согласиться с ней. Таким образом, Конфликт адекватно разрешен в том случае, если это обогатило внутренний мир каждого из участников.
Попытка приспособиться к любой ситуации в условиях явного противоречия способствует переходу любого межличностного Конфликта во внутри-личностный план. Это ведет к постоянному внутреннему напряжению и создает ненужные стрессовые ситуации. Ведь нет возможности выяснить до конца существующие разногласия, да и эмоции свои выражать не приходится, им просто нет места во взаимоотношениях.
Таким образом, без Конфликтов живут младенцы, слаборазвитые духовно взрослые люди, психически больные люди (т.к. не способны к адекватному отражению реальности в своем сознании).
Природа наделила человека чудесным даром - способностью мыслить, способностью строить свою жизнь, учитывая те или иные последствия своих поступков, предвосхищать события, вообразить последствия, ход и результаты будущего. Порой мы в состоянии предвидеть Конфликты и даже снять некоторые из них, устранить противоречие, разрешив его изначально.
Например, бытовые Конфликты снимаются изменением объекта Конфликта. Не могли “поделить” телевизор, купили еще один. Главное, сделать это вовремя.
Административные Конфликты снимаются также через заранее подписанный договор (письменное соглашение о взаимных обязательствах).
Идеологические Конфликты снимаются консенсусом (согласием).
Психологические Конфликты снимаются при помощи психологического просвещения.
Амбициозные Конфликты снимаются подчеркиванием значимости другого объекта.
Этические Конфликты снимаются распространением этических норм.
Снимать профессиональные Конфликты помогают курсы повышения квалификации.
Еще одна разновидность бесконфликтной жизни - это презирать людей, межличностные отношения с которыми приводят к столкновению. Если другой человек не существует для меня как человек, в отношениях с ним не возникает Конфликта.
Есть люди, обладающие умением видеть Конфликт на ранней ступени его развития и снимающие его в этот момент.
Выбирая ту или иную позицию по отношению к Конфликту, стоит помнить о том, как она влияет на развитие личности ребенка и нашей собственной.
Ключевым в общей эволюции Конфликта (от первобытно-общинного строя до наших дней) является право на Конфликт, приобретенное человеком как субъектом.
Овладеть Конфликтом - прежде всего обнаружить его существенные черты, понять его содержание. Конфликты могут различаться по содержанию, т.е. па предмету своего столкновения. Если условно обозначить субъекты Конфликта буквами S1 и S2, а объект столкновения О, то формулой содержания Конфликта станет S1 –> О <– S2. Если Конфликт не имеет предмета столкновения, то он является пустым. Здесь не надо разрешать Конфликт, т.е. его нет. Но здесь надо быть внимательным к другому, замечать его самочувствие.
Осмысливая содержание Конфликта, мы уже приступаем к его разрешению.
1. Межличностный Конфликт - столкновение интересов двух автономных личностей, заявивших о праве на предмет столкновения. Это самый распространенный вид Конфликта, когда два человека ведут Конфликт и ответственны за его исход: учитель - ученик, ученик - ученик, учитель -у читель, учитель - администратор, учитель - родитель.
2. Межгрупповой Конфликт - столкновение интересов двух групп, как совокупных субъектов: Sгруппа1 –> О <– Sгруппа2. Это могут быть два класса, две школы, микроколлективы в одном классе, разноевозрастные группы в одной школе и т.д. Отдельные лица как представители группы выражают волю группы.
3 .Внутриличностный Конфликт - это Конфликт, в котором противоречия возникают между двумя внутренними мотивами одного человека (например, учитель хочет дать на уроке еще больше учебного материала, но времени на него уже не хватает).
Все эти три вида Конфликта могут быть по содержанию административными, профессиональными, бытовыми, психологическими, этическими, амбициозными.
Особое место занимает педагогический Конфликт. Он существенно отличается от вышеописанного. Здесь заведомо субъекты Конфликта не равны по уровню развития. Педагог - человек, обладающий большим жизненным опытом с развитой способностью к осмыслению ситуации. Ребенок имеет небольшой жизненный опыт, воля его слаба. Именно поэтому педагог должен взять на себя ответственность за ход Конфликта, должен умело довести его до логического завершения так, чтобы оно позволило личности ребенка подняться на новый уровень развития. Принципиальное отличие этих Конфликтов состоит в том, что в них интересы педагога как субъекта Конфликта оборачиваются на интересы ребенка. Складывается парадоксальная ситуация - разворачивается Конфликт, субъекты которого имеют один общий интерес. Таким образом, Конфликт разворачивается на одном поле. Он выглядит странно: он есть, и его нет, потому что нет столкновения
противоречащих интересов двух субъектов, а на самом деле есть противоречия одного субъекта, т.е. ребенка.
Педагог создает такое столкновение, инициирует напряженную духовную работу ребенка. Педагог, переводящий Конфликт в поле интересов ребенка, содействует его духовному развитию, а педагог, исходящий из своих персональных интересов (т.е. забывший о профессиональном назначении)?обрисовывающий поле своих личных интересов, либо подавляет разум и волю ребенка, либо инициирует дикое своеволие ребенка.
Таким образом, в педагогическом Конфликте оба субъекта имеют один и тот же интерес, и за него идет борьба в ходе столкновения педагога с детьми. Похоже на парадокс, но парадоксами полна педагогическая действительность. ((Например, просьба учителя переписать небрежно оформленную работу ученика.) Мгновенный анализ Конфликта дает возможность вовремя разрешить его: по содержанию - этический или идеологический, по наличию субъектов - межличностный, а на самом деле внутри-личностный.))
Сказка В. Сутеева “Яблоко” в кратком изложении. Когда зародился Конфликт? Конфликтная ситуация - ситуация, готовая перейти в Конфликт. Если Конфликтная ситуация не снимается и разворачивается в столкновение, она обретает вид инцидента. Инцидент - это происшествие, прямое столкновение. Он характерен тем, что в нем всегда есть субъект Конфликта и стороны интересов к нему. В данной ситуации это яблоко и звери.
Каковы формы протекания этой стадии Конфликта?
• Недовольство - ощущение неудовлетворительности, высказывание неудовлетворенности чем-то либо кем-то, проявляющееся гримасой, интонацией, пластикой, иногда лексически. Недовольство - еще не Конфликт, т.е. субъект плохо осознает причину такого состояния, объект интереса еще не осознан. С другой стороны, недовольство - уже Конфликт, потому что обстоятельства ведут к столкновению интересов, хотя не успели явственно обрисовать противоречия интересов. Неразрешенное недовольство превращается в разногласие.
• Разногласие - несходство во мнениях и взглядах, имеющих для субъектов личностный смысл, потому они не могут поступиться своими мнениями и взглядами.
Следующая ступень развития напряженности инцидента - противодействие, т.е. действие, препятствующее другому действию.
Между недовольством и разногласием может лежать длительный временной период. Между разногласием и противодействием этот период краток: ведь осмысление противоречия произошло, и каждый субъект знает, чего хочет, его желание достичь необходимого стремительно растет.
Конфликт имеет тенденцию наращивать меру напряженности, и неразрешенный вовремя Конфликт быстро приобретает новую, более острую форму своего проявления. Его все труднее разрешить.
Наивысшей степени напряженности Конфликт достигает при противоборстве -борьбе против кого-либо или чего-либо. Способы уничтожения или подавления с трудом контролируются: применение физической силы, уничтожение, оскорбление, ущемление и т.д. Стоит пожалеть поссорившихся людей - они не справились с процессом нарастания Конфликта. Господствует Конфликт там, где человек не господин обстоятельств.
Если на первой ступени (недовольство) добрые отношения и связи не порваны и еще нет Конфликта, то на последней ступени (противоборство) оборваны уже все связи.
То, как будет разрешен Конфликт, и как будут складываться дальнейшие отношения между субъектами Конфликта, зависит от того, какой характер разрешения мы предпочтем. Это третья стадия Конфликта.
Третий этап в развитии Конфликта является ключевым. Особенно важно, что если путь разрешения будет конструктивным, то Конфликт разрешится, и отношения между субъектами Конфликта перейдут на новый уровень развития. В случае деструктивного разрешения Конфликта взаимоотношения зайдут в тупик, а, возможно, даже будут прерваны.
Конструктивное разрешение благоприятно, т.к. оба субъекта выходят на новый уровень отношений, более высокий в силу того, что они научились учитывать интересы Другого, этот Другой начинает входить в структуру их личности как некая значимость, ценность.
При деструктивном разрешении Конфликта личностная структура “выбрасывает” из системы ценностей жизни Другого как автономную личность, заслуживающую уважения и признания.
Каких качеств требует Конфликт от человека?
Только “разумный” может предвидеть; только “моральный” может ориентироваться на интересы другого; и лишь “творческий” может изыскать выход из создавшегося положения.
Как же в таком случае быть с педагогическим Конфликтом, коль скоро в нем участвует ребенок, сущностные человеческие качества которого находятся в стадии становления?
Следовательно, педагогический Конфликт становится дополнительным фактором развития (коррекции) этих сущностных характеристик:
- предоставляя ребенку научиться учитывать интерес Другого;
- предлагая ребенку забегать мысленно вперед в ситуации взаимоотношений с людьми;
- вынуждая ребенка искать новое решение в острой ситуации.
Существует множество способов разрешения Конфликта.
- Юмор как хитрый способ разрешения Конфликта, т.е. беззлобно-насмешливое отношение к чему-нибудь или кому-нибудь. Механизм действий этого способа предельно прост: подняться над ситуацией и увидеть в ней смешной элемент. Но и шутка не должна содержать сарказма или иронии, т.к. это только обострит Конфликт.
- Признание достоинств - важный способ разрешения Конфликта (слова, взгляды, прикосновения, отношения и т.д.). Пример: рассказ А.П.Чехова “С женой поссорился”.
- Компромисс - соглашение на основе взаимных уступок.
- Третейский суд может быть двух видов:
- непосредственным, когда обращение идет к реальному лицу. Пример: мультфильм “38 попугаев”. Третейский судья - должен быть авторитетным для обеих Конфликтных сторон;
- опосредованным, когда обращение идет к нормативным документам, к произведениям знаменитых людей.
- Анализ как способ разрешения Конфликта проводится на нейтральной территории, когда все предыдущие способы не соответствуют природе Конфликта или не возымели действия. Анализ позволяет дойти до истоков Конфликта и помогает найти решение ситуации.
- Ультиматум используется в случае неэффективности предыдущих способов разрешения Конфликта. Это предъявление решительного требования с угрозой применения мер воздействия в случае отказа.
- Разрыв связи.
- Уничтожение (моральное и физическое). Два последних способа неприемлемы для педагога в силу специфики его профессиональной деятельности.
Мера напряжения Конфликта определяет выбор того или иного способа разрешения. Чем выше степень развития напряжения, тем более “сильным” по своему воздействию должен быть способ разрешения коллизий. И чем выше мы поднимаемся по ступенькам способов, тем ниже мы опускаемся в уважении друг к другу.
Значит, чем выше способ по мере напряжения, тем разрушительней влияние этого способа на взаимоотношения людей.
Следовательно, важно обдумать, в каких случаях возможен тот или иной способ разрешения Конфликта.
Педагог способен видеть оба интереса: ситуативный' и развития. Его задача - показать ребенку два плана интереса. Сделать это помогают три операции:
- Нужно огласить ситуативный интерес ребенка: “Я понимаю, что ты сейчас хочешь...”.
- Довести до логического конца предвидение результата: “...но ты тогда ... (возможный результат)”.
- Спроецировать его интерес на взаимоотношения с людьми.
Разрешение Конфликта производит педагог. Инструментовка разрешения Конфликта преобразует положение, наделяя ребенка ролью субъекта ситуации. Профессиональная хитрость состоит в том, чтобы сначала поднять ученика до уровня равного (придать Конфликту характер внутри личностного), потом скрытым образом указать ему возможный путь выхода из столкновения, далее инициировать его активность и признать его достойный выход из противоречия. А самому остаться в тени.
Как быть в случае, когда ситуативные интересы ребенка столкнулись с интересами развития, носителем которых выступает педагог? В силу вступает педагогическая аргументация, которая должна располагаться в мотивационной сфере ребенка. Владеет Конфликтом тот, кто владеет аргументацией. Дополненная педагогической техникой (интонация, мимика, пластика, ритм, артикуляция голоса, мелодика речи, лексика) аргументация педагога легко снимает Конфликт, “опрокидывает интерес педагога в поле интересов ребенка”.
Неразрешимый Конфликт - это особый Конфликт. Пример: героиня романа У. Стайрона “Софи делает выбор” стояла перед неразрешимой проблемой. Это безвыходная ситуация, в которой оба субъекта теряют, не приобретая. Они крайне редки. Их чаще всего порождают экстренные ситуации природного, медицинского или социально-политического или психологического характера. Примеры последнего: исторический пример города Козельска; роман Джека Лондона “Маленькая хозяйка большого дома”. У субъекта есть свои представления о достойном и недостойном. Он не может совершить то, что не достойно его, но он не может - обстоятельства не позволяют -выполнить достойное. Поле неразрешимого Конфликта - внутренний мир одного субъекта.
Дети учатся разрешать Конфликты в процессе общения со взрослыми, особенно - в общении с педагогами. Благодаря подражанию, они воспроизводят способы разрешения Конфликтов без осознания самого Конфликта.
Тем не менее подготовка детей к выходу из Конфликта очевидна. Она осуществляется по трем направлениям:
- Самое широкое. Постоянная и неуклонная ориентация детей на интересы окружающих людей является самой основательной школой Конфликта. В этой ориентации на другого ребенок учится ценить себя не за владение вещами, не за захваченное первенство, а за отношение к людям. Как только отношения оказываются в центре внимания, возникающий Конфликт приобретает способность конструктивного разрешения.
- Пока скрытое. Специальные ролевые игры, помогающие детям со стороны и сверху взглянуть на Конфликтные ситуации.
Кульминационный момент в игре - момент свободного выбора: либо субъект S оставляет карточку себе (“Я хочу совершить такие поступки в жизни!”), либо разрывает карточку на глазах у зрителей (“Не буду этого делать!”). “Субъект” и “Последствия” меняются так, чтобы в игре участвовали все дети.
Игры могут быть посвящены непосредственно вопросу Конфликта, например, “Скворечник”, “На пне в лесу”, “Времена года”.
3. Открытое консультирование.
Разговор о том, что между людьми возникают противоречия, потому что внутренние миры людей непохожи, всегда плодотворны.
В качестве иллюстрации вышесказанного приводим конспекты коррекционно-развивающих уроков и логопедических занятий для детей с ЗПР (Приложения 1, 2, 3, 4).
Использованная литература
- О.Н.Лукашонок, Н.Е.Щуркова “Конфликтологический этюд для учителя”.
- А. Я. Анцупова “Профилактика конфликтов в школьном коллективе”.
- Е. В. Шамарина, Е. Е. Чернухина “Особенности познавательной деятельности и эмоциональной сферы младших школьников с ЗПР”.