Два мира есть у человека:
Один, который нас творит,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
Н. Заболоцкий
Цели урока: развить знания учащихся о внутренней среде организма, охарактеризовать состав внутренней среды, показать ее роль в организме.
Задачи урока:
Образовательные:
- сформировать общие понятия (гомеостаз, целостность организма, внутренняя среда, компоненты внутренней среды);
- добиться правильного и четкого понимания учащимися специальных терминов и понятий;
- научить учащихся мыслить строго последовательно, в частности, уметь выбирать отправную точку рассуждения и двигаться от нее к цели, не отклоняясь в сторону;
- научить учащихся сопоставлять фактические сведения таким образом, чтобы прийти к правильному выводу.
Развивающие:
- развить знания учащихся о внутренней среде организма, охарактеризовать состав внутренней среды, показать ее роль в организме, значение ее постоянства.
- продолжить формировать мышление учащихся на умении анализировать, выделять главное, сравнивать, обобщать и систематизировать;
- развитие навыков устной и письменной речи, развитие памяти, развитие логического мышления.
Воспитательная:
- воспитывать в учениках средствами урока уверенность в своих силах, бережное отношение к собственному здоровью и здоровью других людей; развитие коммуникативных способностей.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Метод обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемное изложение
Формы организации познавательной деятельности: коллективная
Оборудование:
- таблица “Эпителиальные, соединительные, мышечные ткани”,
- “Кровь”, презентация учащихся по теме “Кровь”
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
- Чем отличается многоклеточный организм от одноклеточного?
- Вспомните, что такое ткань?
- Из каких частей она состоит?
- Какие функции выполняет межклеточное вещество?
- Какие группы ткани вы знаете?
- Перечислите особенности, характеризующие соединительную ткань.
- Приведите примеры соединительных тканей.
- Клетки какой ткани свободно перемещаются в межклеточном веществе?
- Из курса зоологии вы знаете, что кровь у млекопитающих движется по замкнутой сети сосудов. А как же она выполняет свои функции?
III. Изучение новой темы.
1. Беседа с классом
Мы с вами много говорили о внешней среде. Дайте определение внешней среды. (Внешняя среда это все что окружает живой организм).
Но темой нашего урока не внешняя, а внутренняя среда организма.
Что можно отнести к внутренней среде организма?
(предполагаемые ответы детей: могут перечислить органы)
Можно назвать какой-либо орган внутренней средой организма?
Дайте определение органа (дают определение: орган - греч. Органон-инструмент – часть тела, выполняющая одну или несколько функций).
Таким образом, органы не являются внутренней средой. Что же относится к внутренней среде? (могут назвать кровь)
2. Сообщение учащегося с подготовленным опережающим заданием. С использованием презентации
О крови: Долгое время за кровью признавали могучую и исключительную силу: кровью скрепляли священные клятвы; жрецы заставляли деревянных идолов “плакать кровью”; древние греки приносили кровь в жертву своим богам. Некоторые философы Древней Греции считали кровь носителем души. Древнегреческий врач Гиппократ назначал душевнобольным кровь здоровых людей. Он думал, что в крови здоровых людей – здоровая душа.
Действительно, кровь – самая удивительная ткань нашего организма. Подвижность крови – важнейшее условие жизни организма. Как нельзя себе представить государство без транспортных линий связи, так нельзя понять существование человека или животного без движения крови по сосудам, когда во все органы и ткани разносятся кислород, вода, белки и другие вещества.
3.Беседа. Для поддержания жизни многоклеточным организмам нужна не только кровь, а определенная система, которая обеспечивала бы каждую клетку питательными веществами, кислородом и выводила продукты обмена веществ. Поэтому в ходе эволюции возникают специальные приспособления и структуры организма, например, жидкая внутренняя среда. В какой среде живут одноклеточные организмы?
Внутренняя среда - единая система жидкостей - является естественным продолжением водной основы клеток.
Запись понятия в тетради: Внутренняя среда – это совокупность циркулирующих в организме жидкостей (кровь, лимфа и межклеточная жидкость), непосредственно соприкасающихся с клетками, участвующими в обмене веществ, химических и физических превращениях.
- Из каких компонентов состоит внутренняя среда? Работа с учебником (с. 21 параграф 1 - Биология. Человек и его здоровье. З.В. Любимова, К.В. Маринова.),
В процессе которой учащиеся заполняют таблицу
Компоненты внутренней среды и их местонахождение в организме
Компоненты внутренней среды | Местонахождение в организме |
1.Кровь | Сердце и кровеносные сосуды |
2.Тканевая жидкость (межклеточная) | Между клетками тканей |
3. Лимфа | Лимфатические сосуды |
- Каким образом связаны все компоненты внутренней среды?
Образование и движение тканевой жидкости
С клетками тела организма непосредственно граничит тканевая (межклеточная) жидкость. По составу она сходна с жидким компонентом крови - плазмой, но содержит меньше белков и больше углекислого газа. В целом, объем тканевой жидкости у человека составляет в среднем 26,5 % от массы тела. Через нее осуществляется непосредственный обмен с цитоплазмой клеток и для них служит средой существования.
Выходящая из крови жидкость становится частью тканевой жидкости. Большая часть этой жидкости снова поступает в капилляры, однако около 10 % жидкости попадает в сосуды.
В нормальных условиях избыток тканевой жидкости поступает в крошечные лимфатические сосуды. В процессе лимфооттока она изменяет свой состав — в ней значительно увеличивается количество жиров, белка. Лимфа накапливается и по лимфатическим сосудам вновь переносится в кровеносное русло.
При постоянно меняющихся параметрах внешней среды, внутренняя среда организма человека остается относительно постоянной. В 1857 г. французский ученье Клод Бернар справедливо заметил “Постоянство внутренней среды организма залог его свободной и независимой жизни”.
В 1929 г. американский физиолог У. Кеннон для обозначения постоянства внутренней среды организма ввел понятие - гомеостаз (от греч. “гомеос” - “подобный” и “стазис” - “состояние”).
Вывод. (Учащиеся самостоятельно делают вывод.)
Внутренняя среда организма состоит из лимфы, крови и тканевой жидкости, которые связаны между собой. Если питательные вещества и кислород поступают в одну часть системы, то они попадают и во все другие части.
IV. Закрепление изученного материала
- Из каких компонентов состоит внутренняя среда организма? Какова ее роль в жизни клеток?
- Откуда клетки тела получают кислород и питательные вещества?
- Какая жидкость выделяется при неглубоких ссадинах кожи, заполняет водяную мозоль?
Домашнее задание:
- Подумайте, почему должно поддерживаться относительное постоянство внутренней среды организма?
- Провести дома опыт (индивидуальное задание для группы учащихся):
- Взять два одинаковых по размеру кусочка картофеля (моркови). Поместить один в прокипяченную воду, другой в концентрированный раствор поваренной соли.
- Через сутки наблюдайте результаты опыта. Ответьте на вопрос: Чем отличаются друг от друга кусочки картофеля по размерам, по плотности? Объясните, почему произошли изменения в размерах и плотности кусочков овощей.
Список литературы
- Биология. Человек и его здоровье: учеб. Для 8 кл. общеобразовательных учреждений/ З.В. Любимова, К.В. Маринова.- М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2005.
- Биология. Человек и его здоровье: учеб. Для 8 кл.: общеобразовательных учреждений/ В.С.Рохлов, С.Б.Трофимов/ Под ред. Д.И. Трайтака. - М.: Мнемозина, 2005.
- Зверев И.Д. Человек: Организм и здоровье: Пособие для учащихся общеобразовательной школы 8-9 классы. – М.: Вентана-Граф, 2000г.
- Панфилова Л.А. Анатомия и физиология: Учебное пособие. – М.: ТЕРРА, 2000г.
- Поурочные разработки по биологии (человек) 8 (9) класс/ Пепеляева О.А., Сунцова И.В. – М.: Издательство “ВАКО”, 2005.