Кишечнополостные. Морские кишечнополостные

Разделы: Биология


Цель урока:

  • Обобщить, закрепить и углубить знания учащихся о строении и жизнедеятельности кишечнополостных; познакомиться с их многообразием; выявить особенности жизни кишечнополостных.
  • Показать биологическое значение кишечнополостных.
  • Найти черты усложнения в типе кишечнополостных.

Задачи:

  • Обучающая: сравнить и находить общие признаки, знакомство с видовым многообразием типа кишечнополостных.
  • Развивающая: развитие коммуникативных, навыков группой самоорганизации, умение вести диалог.
  • Воспитательная: воспитание чувства любви к окружающему миру и бережного отношения к природе.

Оборудование: учебный фильм «Кишечнополостные». Презентация по теме кишечнополостные (приложение 1). Выпущенная учениками газета. Разнообразные виды кораллов.

Урок проходит в форме – беседа с элементами ролевой игры.

Класс разделен на 4 группы:

  • одна группа – представители класса кораллы.
  • вторая группа – представители класса сцифоидные.
  • третья и четвертая группа – эксперты.

На столах таблички с эмблемами групп: медузы, кораллы, эксперты.

Ход урока

I. Актуализация знаний

Сообщение учителя о задачах урока.

Давайте вспомним:

  • что мы знаем о типе кишечнополостные; (Фронтальная беседа)
  • почему эти животные относятся к тиру кишечнополостные; (Учащиеся отвечают на вопросы учителя)
  • почему представителям: медузам, кораллам, гидре дано  такое название, кишечнополостные.
  • что по-вашему позволило объединить их в один тип.

II. Получение новых знаний:

Активизация знаний:

– Попытайтесь отгадать, о каких животных мы будем говорить.

Ни головы, ни ног
Ни рук мы не имеем
Зато, какой Черток
Мы выстроить умеем.
(Коралл)

По волнам гуляет зонтик
Если встретите, не трогайте!
Вот так чудо, вот так диво!
Зонтик жжётся, как крапива.
(Медуза)

Просмотр кинофильма о животных, обитающих в морских глубинах.

Вопросы к фильму.

  • Назовите животных относящимся к Типу Кишечнополостные.
  • В чем особенности этих животных
  • Какая среда обитания
  • Сколько слоёв тела имеют представители данного типа.

Давайте все вместе совершим небольшое путешествие на Наутилусе в подводный мир Нептуна.

Показ презентаций.

  • Это действительно удивительные животные имеющие друг с другом родство
  • Но что это за шум и спор возник между.
  • А, к нам в гости пожаловали медузы и кораллы.

Выступление ребят.

Диалог

  1. Медуза крестовичок
  2. Морская оса
  3. Черный коралл
  4. Цианея
  5. Актиния
  6. Морские перья
  7. Аурелия
  8. Благородный коралл.

Медуза крестовичок: Нас нельзя объединять в один вид. У нас слишком много различий.

Морская оса: Медузы состоят из 98% из воды. Они практически не видны в воде, кроме некоторых видов.

Актиния: Отличный плюс. Разбавленный водой живой студень.

Черный коралл: А кораллы имеют прочный скелет, который состоит из кальция.

Цианея: Зато мы можем передвигаться пульсирующими движениями выталкивая воду из под купола.

Черный коралл: Зато кораллы могут быть одиночными и колониальными.

Актиния: Одиночные прикрепляются к какому-нибудь морскому животному, с помощью него передвигаются, а колониальные создают целые коралловые заросли.

Морские перья: Так же многие кораллы способны на восстановление, регенерацию и используют эту способность для расселения.

Актиния: Если на территории какого-либо рифа произойдёт землетрясение, и кораллы по нелепой случайности разбросает по небольшой территории, каждый обломок даст новый коралловый риф.

Медуза крестовичок: Но знаешь, актиния, есть в нас что-то общее

Актиния: Да, питание.

Медуза крестовичок: Стрекательные клетки…

Актиния: И поражённые ими маленькие рыбешки.

Медуза крестовичок: Зато нас можно увидеть везде.

Аурелия: Так как наши предки плавают по океану и разбрасывают полипы по всей его территории.

Благородный коралл: А у кораллов известно половое и бесполое размножение. Из оплодотворенного яйца развивается личинка. Поплавав несколько дней, личинка выбирает удобное место и прикрепляется к субстрату и даёт начало новой коралловой постройке – одиночной, колониальной или псевдоколониальной.

Медуза крестовичок: Нас много, не то, что вы, плодитесь маленькими кустиками.

Черный коралл: Бери выше! Наша территория имеет площадь 150 тысяч до первых миллионов квадратных километров. А ещё кораллы живут на земле, не менее 550 млн. лет.

Медуза крестовичок: Но всё же мы лучше. Нами заинтересовалась уже генная инженерия.

Морская оса: Да, наш ген добавляют в картофель, чтобы он лучше рос.

Цианея: С помощью нас предсказывают погоду.

Медуза крестовичок: ученные изобрели специальный прибор, который называется вестник шторма.

Актиния: Да, вами только ученые и интересуются! А нами много других людей. Практически каждая женщина имеет у себя в шкатулке украшения из благородного коралла.

Медуза крестовичок: а мы очищаем воду, пропуская её через себя, чтобы вы, кораллы, росли лучше!

Морские перья: Зато кораллы прекрасные индикаторы климатической и биографической зональности. Также многие группы имеют значения и как так называемые руководящие органические осадки - по ним можно определить относительный возраст вмещающих горных пород.

Медуза крестовичок: А нас люди употребляют в пищу.

Аурелия: У китайцев, корейцев и японцев медузы считают одним из деликатесов. Особенно вкусна медуза корнерот.

Актиния: А мы помогаем людям хорошо провести время. Большой барьерный риф, никогда, а токам не слышала? Располагается не далеко от берегов Австралии.

Медуза крестовичок: У нас есть такой вид, назовется пояс Винеры. Он неописуемой красоты. Есть легенда, что Винера наградит человека, который поймает его. Многие люди попадаются на эту уловку.

Благородный коралл: Зато заросли кораллов под водой напоминают сказочный разноцветный лес. Они дают убежища огромному количеству морских животных, которые прячутся от врагов или подстерегают добычу среди причудливых коралловых зарослей. А рыбы-попугаи питаются кораллом, отгрызая от него своими ороговевшими челюстями куски.

Медуза крестовичок: Мы помогаем маленьким малькам трески не попасться к таким как вы. Мы прячем их между своих щупалец.

Актиния: В древности итальянцы, что коралл обладает удивительными волшебными свойствами. Подвеска из коралла могла защитить её обладателя от сглаза, болезни и бед.

Медуза крестовичок: В народе ходит легенда, что мы это холодное прозрачное сердце старшего брата, который не спас от погибели младшего, в тот момент, когда он тонул.

Благородный коралл: В мире существует специальная международная группа, которая занимается изучением коралловых рифов.

Медуза крестовичок: Всё, я больше не могу! Вызываю тебя на дуэль!

Актиния: Хорошо, где мои стрекательные клетки?

(стоп кадр)

Актиния: А мне понравилось!

Медуза крестовичок: Мне тоже.

(Они тыкают друг друга.)

Благородный коралл: Всё, хватит.

Медуза крестовичок: Слушай, а давай ее.

Актиния: Давай!

(Они парализуют Настю.)

Аурелия: Всё, хватит. Давайте продолжим!

Медуза крестовичок: Ладно. Я хотела бы представить тебе своих собратьев.

Цианея: Я – цианея. Один из самых красивых видов. Любуйся на меня хоть 3 часа. Мой купол в диаметре 2 метра, а щупальца простираются на 35 метров.

Морская оса: Я одна их самых опасных медуз – морская оса. Я стал причиной гибели 66 человек в 1886 году, так что берегись меня.

Медуза крестовичок: Я – медуза крестовичок. Самая маленькая из своих собратьев, но зато одна из самых опасных. Я могу парализовать любую рыбу, и даже человеку могу нанести большой урон для здоровья.

Актиния: Вот мои друзья.

Благородный коралл: Издавна люди изготавливали различные украшения из красного, розового, а иногда и чёрного благородного коралла. Эти кораллы имеют микроскопические иглы внутри своего тела, что служит нам отличной защитой. Растём мы очень долго: чтобы изготовить один грамм вещества скелета, нужна работа полутора тысяч полипов в течении года. Добывают нас в основном в средиземном море.

Морские перья: Это действительно точная копия пера. В отличие от других коралловых общин морские перья не ведут сидячую жизнь. Они свободно перемещаются по дну, при помощи нижнего разбухающего конца, вытыкая его глубоко в песок, как только странствующая колония пожелает остановиться.

Черный коралл: В древней классической литературе много упоминаний о чёрном коралле. Думали, что он обладает большими целебными свойствами. Добывали его в средиземном и красном морях, и в персидском заливе. Этот коралл является родственником морского пера и благородного коралла. Браслеты из него до сих пор популярны в Китае, Японии. Его используют как средство от ревматизма и талисман, чтобы не утонуть.

Актиния: Актинии – кораллы, живущие не в колонии, а по одиночке. Они очень похожи на цветы. Именно за эту схожесть нас прозвали морскими анемонами. Если человек коснется актинии, то почувствует боль, а мелких рыбёшек парализует мгновенно. Но рыбы клоуны прячутся в щупальцах актинии от врагов. Рыбы – клоуны и актинии часто делятся с друг с другом добычей.

Попытайтесь решить спор между медузами и кораллами и найти признаки по которым (Работа по заданиям см. в приложениях №1) за объединение в одну группу, и против.

Слово эксперта

Против

  • Движение
  • Наличие известкового скелета
  • Колониальные и одиночные.

За

  • Кишечная полость
  • Два слоя клеток эктодерма и энтодерма.
  • Стрекательные клетки
  • Диффузные нервные системы.

III. Закрепление

Работа с текстом выбрать правильные ответы.

На экране признаки.

Обсуждение

- На экране правильные признаки.

- Работа по заданиям.

Значение кишечнополостных

  1. Звено в цепи морских и пресноводных водоёмах.
  2. Роль коралловых полипов в круговороте кальция.
  3. Очистка водоемов от взвешенных частиц.
  4. Симбиоз различных животных с Кишечнополостными.

Задачи

Более трудная назвать признаки позволяющие поставить тип кишечнополостных на более высокую ступень, по сравнению с простейшими.

Работа с текстом, признаки на экране.

Учащиеся сравнивают два типа.

Домашнее задание параграф 14 проверь свои знание по теме.

Литература

  1. Акимушкин И. Жизнь животных. Беспозвоночные ископаемые животные. Москва “Мысль” 1999.
  2. Жукова Т.Н. Часы занимательной зоологии. Москва “Просвещение” 1973.
  3. Детская энциклопедия Аванта + Биология.
  4. Биология: Животные: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений/Под ред. проф. В.М. Константинова – М.: Вентана- Граф, 2004

Приложение 1

Приложение 2