В современных условиях очень важно развивать любовь детей к чтению, и это продиктовано целым рядом причин. Первая из них не зависит от времени. Еще Л. С. Выготский писал, что речь является одной из важнейших психических функций, она непосредственно связана с мышлением ребёнка и опосредует все остальные психические функции. Чтение – один из отличных способов развития речи, особенно при учёте того, что речь письменная и устная – хоть и взаимосвязанные, но различные функции. Вторую причину диктует нам время. К сожалению, сейчас появляется всё больше и больше альтернатив книге. Дети много времени проводят за телевизором, за компьютером. Во-первых, это обедняет их культурный уровень, лишает одного из важнейших способов взаимодействия с накопленным культурным багажом, а, во-вторых, негативно сказывается и на их грамотности. Печально, но многие современные дети начинают читать только в школе, а грамотность их также оставляет желать много лучшего. Наконец, хорошая книга способна расширить кругозор, помочь лучше разбираться в жизни, в себе и в людях, и привитие любви к чтению – один из важных инструментов в процессе воспитания подрастающего поколения.
Мы считаем, что проведение в начальной школе праздников, викторин, конкурсов по литературной тематике является необходимой составляющей процесса воспитания и развития учащихся.
Утренник, посвященный жизни и творчеству К. И. Чуковского для учащихся начальных классов.
Цели:
- Познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя К. И. Чуковского.
- Формировать позитивное отношение учащихся к личности Чуковского как гражданина, отца, писателя.
- Развивать навыки выразительного чтения, развитие речи через объяснение лексического значения слов, понимание и знание текста, навыки сочинительства и рисования. Развивать внимание, любознательность, сосредоточенность
Оформление:
На сцене из большого листа бумаги сделан силуэт дерева, на котором висят рисунки с изображением предметов по произведениям К. И. Чуковского (самовар, свечка, градусник, лопата, носки, мочалка, телефон).
Перед сценой расположены детские игрушки.
На сцене висят два воздушных шарика с буквами “К” и “Ч”.
Оформлена выставка книг К. И. Чуковского и детских рисунков по его произведениям.
Ход праздника
Ведущий:
Жил человек, вроде играючи, вроде легко. Волочил за собой по аллеям Переделкина влюбленные толпы. Разжигал костры у себя на даче. Человек, переживший многое и многих. Все видевший. Ничего уже, кажется, не боявшийся потерять, давно измеривший вершины человеческого благородства и провалы человеческого ничтожества. Жил, несмотря на это, со вкусом, жил с неиссякаемым любопытством.
Имя этого человека – К. И. Чуковский. В преддверии его Дня Рождения мы и проведем сегодняшний праздник.
В 1957 году на собственные деньги Чуковский построил в Переделкине детскую библиотек, это три комнаты, уютные, теплые, светлые.
Мы постараемся мысленно очутиться в этой библиотеке с одной целью: вспомнить лишь некоторые произведения К. И. Чуковского и познакомиться с его биографией.
На фоне музыки звучат слова:
Рожденного в Петербурге 19 марта 1882 года младенца Николая Корнейчукова крестили во Владимирской церкви. Мать новорожденного, Екатерина Осиповна Корнейчукова, крестьянского сословия. К этому времени у нее уже была трехлетняя дочь Мария.
Мама мечтала дать детям образование, поэтому Коля ходил в детский сад мадам Бухтеевой, что по тем временам было редкостью небывалой.
Ученик:
После детского сада мальчик поступил в гимназию. Учиться Коля любил, латынь знал на “отлично”. “В нашем классе я считался чемпионом диктовки. Уже с семилетнего возраста я писал без единой ошибки самые дремучие фразы”.
Ученица:
Коля много читал, многие стихи знал наизусть, даже пробовал сам их писать. Вот одно из них:
Господин де Бранделюк –
Замечательный индюк.
Как я рад, что я знаком
С этим важным индюком!
Сам не знаю, почему
Я завидую ему.
Ведущий
Коля самостоятельно изучал английский язык, впоследствии перевел многие произведения английской литературы на русский язык. Все рассказы о Шерлоке Холмсе известны русскому читателю под редакцией К. И. Чуковского. К. И. Чуковский перевел и “Робинзона Крузо”. Давайте послушаем некоторые из его переведенных стихотворений.
Дети читают стихи (английские народные песенки, си. Приложение 1)
- “Барабек”
- “Котауси и Мауси”
- “Дженни”
Ученик:
В 20-х годах писатель преобразовал свою прежнюю фамилию и назвался Корнеем Чуковским. У К. И. Чуковского было четверо детей. Когда дети стали подрастать, Чуковский обнаружил, что детской литературы среди книг очень мало. Во всем мире только еще начали изучать ребенка, постигать законы детского творчества. Чуковский стал одним из отечественных первооткрывателей и исследователей этого обширного материала.
Ученица:
Обратите внимание на наше чудо-дерево!
Оно словно выросло из книг писателя:
А у наших у ворот
Чудо-дерево растет.
Чудо, чудо, чудо, чудо,
Расчудесное.
Не листочки на нем,
Не цветочки на нем…
Скажите, какие предметы и из каких произведений здесь растут? (можно процитировать самостоятельно или среди карточек с текстом найти нужную и зачитать).
Ведущий
Именно для своих детей Чуковский сочинял многие сказки. Так, однажды его сын заболел, когда семья ехала в поезде домой. Мальчик капризничал, плакал, стонал. Чтобы как-то утешить ребенка, Корней Иванович стал рассказывать ему под ритм колес:
Жил да был крокодил,
Он по улицам ходил,
Папиросы курил,
По-турецки говорил, –
Крокодил, Крокодил Крокодилович!
Позднее из этих строк появилась сказка “Крокодил”.
Гуляя на даче с любимой дочкой Мурочкой, Чуковский сочиняет “Федорино горе”, “Мойдодыр”.
Чтение отрывков из названных произведений
Скачет сито по полям,
А корыто по лугам.
За лопатою метла
Вдоль по улице прошла.
Топоры-то, топоры
Так и сыплются с горы.
Испугалася коза.
Растопырила глаза:
“Что такое? Почему?
Ничего я не пойму”.
А за ними вдоль забора
Скачет бабушка Федора:
“Ой-ой-ой!Ой-ой-ой!
Воротитеся домой!”
И ответила посуда:
“Было нам у бабы худо,
Не любила нас она,
Била, била нас она,
Запылила, закоптила,
Загубила нас она!”
Вдруг из маминой из спальни,
Кривоногий и хромой,
Выбегает умывальник
И качает головой:
“Ах ты, гадкий, ах ты, гразный,
Неумытый поросенок!
Ты чернее трубочиста,
Полюбуйся на себя:
У тебя на шее вакса,
У тебя под носом клякса,
У тебя такие руки,
Что сбежали даже брюки,
Даже брюки, даже брюки
Убежали от тебя.
Рано утром на рассвете
Умываются мышата,
И котята, и утята,
И жучки, и паучки.
Ты один не умывался
И грязнулею остался,
И сбежали от грязнули
И чулки и башмаки.
Оба эти произведения – о чистоте. К “Мойдодыру” Чуковский написал даже подзаголовок: “Мурке, чтобы умывалась”.
Ученик:
Некоторые стихи К.И. Чуковского можно использовать для разминки (разминку проводит ученик, движения произвольные)
Море пламенем горит,
Выбежал из моря кит:
“Эй, пожарные, бегите!
Помогите, помогите!”
Прибежали два курчонка,
Поливали из бочонка.
Приплывали два ерша,
Поливали из ковша.
Прибегали лягушата,
Поливали из ушата.
Тут бабочка прилетела,
Крылышками помахала,
Стало море потухать –
И потухло.
Ведущий:
Домашнее задание. Во многих произведениях Чуковского встречаются слова, не совсем понятные современному человеку. Давайте постараемся объяснить их значение.(слова можно написать крупным шрифтом)
- Крендель
- Гиппопотам
- Кочерга
- Кушак
- Сито
- Пуд
Из литературной игры появилось и “Тараканище”. Необходимо было не задумываясь называть одну строчку, к которой Чуковский придумывал рифму. Так появилось начало сказки:
Ехали медведи
На велосипеде.
А за ними – кот
Задом наперед.
А за ним – комарики
На воздушном шарике.
Вам предлагается из рифмованных слов самим сочинить стихотворение (ученики объединяются в группы, им выдаются карточки с рифмами, используя которые дети и сочиняют стихи).
В это время другие дети читают стихотворения (см. Приложение 1; можно сделать эту работу следующим пунктом праздника):
- “Головастики”
- “Обжора”
- “Радость”
Ученица:
Чуковский часто был гостем в школе, где учились его дети, готовил спектакли, приглашал своих друзей-литераторов для выступления перед детьми.
Сейчас и мы посмотрим инсценировку сказки “Телефон”.
Инсценировка (готовит заранее группа учащихся или класс, если праздник проходит на параллель).
Ведущий:
Во время Великой Отечественной войны Чуковскому пришла в голову идея записывать воспоминания потерявшихся детей, которые помнили мелкие детали своей прошлой жизни, не помня ни своей фамилии, ни имени, ни города. Позднее А. Л. Барто вела по радио передачу, где читала эти истории, что позволило разлученным семьям соединиться.
Последняя сказка К. И. Чуковского – о Бибигоне (1945 г). Чуковский решил дать детям нового героя – он крохотный, так что дети могут любить и жалеть его; он храбрый, так что дети могут восхищаться им; он не лишен забавных недостатков, так что есть над чем посмеяться.
Задание: нарисовать, каким вы представляете себе Бибигона .
Сказка – мирная и счастливая, на ней никак не отразилась отгремевшая война. Разве что есть воспоминание, что Бибигон промчался по двору в жестянке, как в танке. Все приключения происходят в уютном мире – на даче, заселенной стрекозами утятами, курицами. И носитель самого ужасного зла – индюк Брундуляк – из незапамятного детства Чуковского. После прочтения сказки по радио на студию хлынули письма, адресованные Бибигону. Дети не сомневались в его существовании, присылали различные подарки.
Чтение отрывков из сказки.
Выступление библиотекаря с информацией о наличии книг Чуковского в школьной библиотеке.
Чуковский был не только первым детским писателем, но и автором многих литературных статей, посвященных другим писателям (Некрасову, Андрееву, Горькому, Блоку, Брюсову), журналистом, читал лекции в университете, заботился о своих друзьях, работал в комиссии по эвакуации детей, имел степень доктора литературы, присвоенную ему Оксфордским университетом, награжден орденом Ленина.
После того, как прочитаны произведения Чуковского, остается ощущение летнего дня на старой даче, где зреет клубника и носятся бабочки, и облака плывут, и осы ныряют в компот, и вечные внуки допекают вечных дедов вечными детскими вопросами. И все можно, и ничего не нужно, и по пыльной, усыпанной сосновыми иглами дороге в пятнах солнечных зайцев колесят соседские дети на великах, едут и смеются, пряники жуют.
Исполняется песня “Небылицы”.
Литература:
1. Чуковский К. Приключения Бибигона: Стихи, сказки, загадки: Для дошк. и мл. шк. возраста – Мн.: Юнацтва, 1991.
2. Лукьянова И. Корней Чуковский – М.: Молодая гвардия, 2006