Цель: развитие и формирование психофизического аппарата учеников.
Задачи:
Обучающая:
- Научить достигать абсолютную мышечную свободу;
- Лёгкость и уверенность в работе с собственным телом;
- Смелое освоение физических навыков;
- Снимать зажимы и избавляться от неуверенности и страха.
Развивающая:
- Развитие координации, пластики, баланса, фантазии, воображения.
Воспитывающая:
- Воспитание способности к рефлексии, потребности осознанного формирования собственной культурной среды.
- Побуждение к импровизации.
Оборудование:
- Реквизит;
- Мультимедийный проектор, ноутбук;
- Презентация к уроку.
Методы и формы:
- Словесный;
- Обсуждение итогов занятия;
- Беседа эвристического обучения;
- Индивидуальная и групповая работа.
Ход занятия
I этап. Организационный момент.
Цель: Настроить учащихся на работу.
Добрый день и будьте как дома,
Этот зал сегодня наш с вами.
Хочу, чтобы ваши надежды сбылись
И скучно вам не было здесь ни минутки.
С голубого ручейка начинается река,
А наше занятие, как водится с улыбки.
А значит, не будем сдерживать эмоций и улыбнемся навстречу друг другу, и пусть наши открытые улыбки станут залогом доброго, хорошего настроения.
Да иначе-то и быть не может, ведь на календаре (число, месяц, день недели), как утверждают в один голос астрологи правящей планетой сегодняшнего дня является Солнце. Именно оно диктует всем нам сегодня – отбросьте всякие сомнения и сполна отдайтесь радостям жизни, ни каких ограничений, ни в чем.
Упражнение “Круг настроя+Знакомство”.
Все встают в круг и берутся за руки. Закрывают глаза и мысленно передают друг другу положительную энергию, хорошие мысли, самые лучшие чувства. Затем все вместе по заданию педагога “слушают тишину”, далее слушают себя и настраивают на работу (используя точечный круг внимания т.е. на себе, далее малый круг внимания (слушаем всё, что происходит в кабинете или аудитории, возможно актовом зале. Средний круг внимания (слушаем всё, что происходит в здании. Большой круг внимания (всё, что происходит за пределами здания). Далее мы просыпаемся, анализируем всё что мы услышали. Затем (даже если вы знакомы можно познакомиться еще раз, но не просто так, а с помощью любого головного убора (это может быть шляпа, кепка, цилиндр и т.д.). Педагог берёт, например, шляпу в руки, надевает её приветствует всех, затем произносит своё имя, говорит о своих увлечениях, хобби и т.д. На каждого отводиться не более 30 секунд.
- Мы поприветствовали друг друга, настроились на занятие. Начинаем.
II этап. Актуализация знаний учащихся. Мотивирующее начало.
Цель: Сообщение темы, цели и задач занятия. Замотивировать студийцев в получении новых знаний.
- Цель сегодняшнего занятия – развитие и формирование психофизического аппарата.
Что такое физическое действие? (Ответы студийцев).
Как вы понимаете “психофизическое действие”? (Ответы студийцев).
Ответы на эти вопросы мы с вами получим в конце нашего занятия.
Задачи нашего занятия:
- Научимся достигать абсолютную мышечную свободу, лёгкость и уверенность в работе с собственным телом, снимать зажимы и избавляться от неуверенности и страха;
- Через игры и упражнения потренируем вашу координацию, пластику, баланс, фантазию, воображение, навыки рефлексии, импровизации
- Научимся сотрудничать и работать в группе.
Учитель: Выполнить эти задачи и просто и сложно. Где-то вы будете действовать по образцу – это просто, но итогом занятия станет ваше собственное творчество – импровизация, это сложно, но мы к этому подготовимся.
III этап. Подготовительный этап.
Цель: Динамический разогрев тела.
Учитель: Поднимаемся на сцену, начинаем разминку (динамический тренаж). С помощью упражнения “Два хлопка” мы постараемся снять зажим, избавиться от неуверенности и страха, а так же самое главное, мы разогреем наши мышцы, чтобы легко и уверенно мы смогли работать с собственным телом. (учащиеся действуют по образцу)
Упражнение “Два хлопка”. Динамичная музыка. Прыгаем и делаем: два хлопка над головой, два хлопка перед собой, по коленкам хлоп-хлоп. Далее руки в стороны и делаем вертушку (повороты вокруг себя), а потом всё сначала. По окончании упражнения восстановить дыхание.
Учитель: Движение тела, главным образом, движение души. Всё многообразие и богатство духовной жизни человека выявляется в конечном итоге в движении его мышц. Во время выполнения следующего упражнения очень важно следить за осанкой. Шея всегда должна быть прямой, живот втянут, плечи опущены назад и вниз, ребра максимально сжаты.
В положении стоя вы должны ощущать, как все тело тянется вверх — к потолку макушкой головы, и вниз – к полу; как при этом вытягивается позвоночник, а тело похоже на вертикальную прямую.
Представьте себе, что вы находитесь в степи усеянной тюльпанами, и вдыхая запах цветов и трав, вдруг начинаете слышать музыку природы, все ваше тело оживает и начинает двигаться в такт музыки. Слушайте музыку и повторяйте за мной движения. (учащиеся действуют по образцу)
Упражнение “Молитва”. Спокойная музыка. Руки перед собой. Средние пальцы соединены друг с другом. Ладошки смотрят вниз. Делаем четыре легких движения руками вверх, как будто волны слегка волнуются. Далее раскрываем руки к солнцу широко разведя их вверх и в стороны. Потом над головой закрываем руки соединяя вместе средние пальцы рук, как бы получается ореол. Затем снова раскрываем руки к солнцу и далее делаем чашу “грааля” (перед собой ставим руки таким образом, чтобы от локтя до запястья они были соединены, а ладошки разведены в стороны. И после этого возвращаемся в исходное положение (руки перед собой, ладошки смотрят вниз, средние пальцы рук соединены вместе. Под музыку доделываем еще четыре легких волны. Во время упражнения нужно читать стихотворение, в котором каждая строчка раскладывается на движение.
В тюльпанах степь приснится снова, (легкие волны)
Где лишь ветра (к солнцу) поют в тиши. (ореол, к солнцу)
Казачьей вольницы основа – (чаша грааля)
Простор бескрайний для души. (легкие волны)
Под облаками, с высотою (легкие волны)
Сроднившись, (к солнцу) здесь парят орлы. (ореол, к солнцу)
Своей неброской красотою (чаша грааля)
Мне степи Сальские милы. (легкие волны)
Учитель: Идеальным, лёгким, свободным движением является полёт птицы. В каждом взмахе крыла — и сила, и выразительность, и продуктивность действия. Почувствуйте себя птицей.
Я прошу вас продемонстрировать ваше эмоциональное состояние, выразительность движений, жестов, мимики и отношение в процессе выполнения данного упражнения. Упражнение начали. (выполнение упражнения учащимися).
Этюд выполняется индивидуально каждым.
Упражнение “Полёт птицы” Спокойная музыка.
Учитель: Какие разные были ваши птицы по характеру и настроению.
Учитель: Рассмотрите слайд и давайте вместе сделаем с вами открытие. От чего могут зависеть наши движения?
Открытие 1. От окружающих нас обстоятельств, от очень многих факторов зависят наши движения: от профессиональных навыков, погоды, эмоций и времени суток, событий, возраста и т.д. Какова окружающая действительность – таковы и мы.
Учитель: Чтобы подтвердить наше открытие предлагаю выполнить следующее упражнение.
Упражнение.
На слайде возникнет изображение, один из вас двигается на сцене как объект изображенный на слайде, до тех пор пока не прозвучит команда “Стоп-кадр”. Остальные должны угадать
СЛАЙД 7 солдат (военный).
СЛАЙД 8 балерина.
СЛАЙД 9 баскетболист.
СЛАЙД 10 робот.
IV этап. Основной.
Цель: Разобраться со студийцами в понимании жеста как подлинного, продуктивного, целесообразного действия.
Прийти к пониманию существования жеста не ради жеста, а ради передачи жизни человеческого духа.
Учитель:
Мы постарались с вами раскрепоститься, обрести свободу движения и на следующем этапе нашего занятия мы будем творцами, фантазёрами, умеющими преодолеть стеснение, неловкость и раскрыться в заданной роли, и быть в ней естественными и красивыми. Мы будем работать над созданием клипа под названием “Арлекино”. Наша главная задача – оправдать текст знакомой песни движением.
Вступление. | Появляются с двух сторон 7 человек (подпевка). |
По острым иглам яркого огня. | 1 чел. шагает как по иглам до середины и разворачивается лицом к залу. |
О, Арлекино, Арлекин. | 7 человек из-за кулис подпевают и пританцовывают на месте с двух сторон. |
Бегут-бегут, дорогам нет конца. | Бежит к центру и становиться в позу куклы. |
О, Арлекино, Арлекин. | 7 человек из-за кулис подпевают и кружатся на месте. |
Огромный мир сомкнулся для меня. | Стоит на месте. |
О, Арлекино, Арлекин. | Смыкают вокруг круг. |
В арены круг и маску без лица. | Закрывает лицо руками. |
Я шут, я Арлекин, я просто смех, | Раскрывает лицо и имитирует кругу, остальные по кругу ходят вокруг него. Арлекин обращается к ним. |
Без имени и в общем без судьбы. | |
Какое право дело вам до тех, | 7 человек застыли в образах , а он подходит к каждому и говорит словами песни. |
Над кем пришли повеселиться вы. | |
Арлекино, Арлекино, Нужно быть смешным для всех. Арлекино, Арлекино, Есть одна награда смех. |
Имитирует как будто он их выталкивает всех(они уходят за кулисы) и потом начинает смеяться. |
Выходят на арену силачи, | Арлекин садится на край сцены. Выходят силачи 4 человека. |
Не ведая, что в жизни есть печаль, | Арлекин сидит на краю сцены. Силачи демонстрируют силу. |
Они подковы гнут как калачи, | Арлекин сидит на краю сцены. Силачи показывают, что гнут подковы. |
И цепи рвут движением плеча. | Арлекин сидит на краю сцены. Силачи демонстрируют, что рвут цепи. |
Им рукоплещёт восхищенный зал, И на арену к ним летят цветы, |
Жюри рукоплещет и показывают, что бросают цветы. Выходят на заднем плане 7 человек хлопают. |
Для них играет туш, горят глаза, А мною заполняют перерыв. |
7 человек “Оркестр”: 1. барабан,2. труба, 3. пианино, 4.скрипка, 5 контрабас, 6 гитара, 7 тарелки – на заднем плане) |
Арлекино, Арлекино, Нужно быть смешным для всех. |
Арлекин встает, становиться в центр. Оркестр играет. Силачи рукоплещут. |
Арлекино, Арлекино, Есть одна награда смех. |
Все смеются, показывая на Арлекина. |
Открытие 2. Сцендвижение (движение) может быть заданным и оправданным.
Учитель: Наша жизнь наполнена движением. По сути дела – жизнь – это и есть само движение. Движение и действие неразделимы. Мы сегодня с вами говорим о “физическом” и “психофизическом” действиях и сейчас, я думаю, что вы сможете ответить на вопросы поставленные в начале нашего занятия. Что такое физическое действие и что такое психофизическое действие?
Физическое действие – в системе Станиславского - простое действие, протекающие в пределах малой длительности, направленные к ближайшей цели. Отдельно взятое физическое действие конкретно и определенно. Этим оно отличается от менее конкретных психологических действий.
“Психофизическое действие”: это изменение положения объекта в пространстве в соответствии с психологическими особенностями объекта.
Помните: не всякое движение на сцене становится знаком, выражающим состояние души и мысли актера-персонажа, а лишь то, которое осознанно выстроено в процессе репетиций и освоено актером как необходимое действие. Умение выстраивать пластическую фразу и пластический диалог с партнером на основе хорошо освоенных навыков - вот слагаемые актерской техники, делающие движение на сцене выразительным.
V этап.
Подведение итогов. Рефлексия.
Игра “Маска”.
Учитель: Подведём итоги нашего занятия. Перед вами маски. На каждой из них вопрос. Кто желает ответить прошу выбрать маску. Маска, маска, ответь на вопрос.
Примеры вопросов:
- Что нового ты узнал сегодня на занятии?
- Тебе было легко выполнять задания?
- Что тебе запомнилось больше всего? и т.д.
Учащиеся отвечают на вопросы.
Учитель:
Как взмах крыла,
Как ветра дуновенье
Свобода пусть наполнит вашу жизнь.
И пусть приходит чаще вдохновение!
Жизнь – есть движенье, лишь в движении жизнь.
До новых встреч.