Опыт организации самообразования учителей

Разделы: Администрирование школы


Не вызывает сомнения то, что качество обучения и воспитания детей в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Очевидно, что этот уровень должен постоянно расти за счет обучения на различных курсах повышения квалификации, участия в семинарах, конференциях. Велика в этом процессе и доля самообразования педагога. Само слово “самообразование” подразумевает добровольный, сознательный, непрерывный процесс самоанализа и саморегуляции своей деятельности.
Способность к самообразованию определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного педагога. Желание заниматься самообразованием определяется многими факторами: пониманием необходимости развиваться, чтобы быть действительно современным учителем, наличие или отсутствие времени, наличие или отсутствие мотива, стимула.

Чтобы мотивировать педагога на самообразование, мы обращаем внимание на такие моменты, как:

  1. Конкуренция. Родители сейчас очень активны в жизни школы, они хотят участвовать в выборе учителя для первоклассника, учителя-предметника, классного руководителя. На что ориентируются родители? На отзывы администрации, родителей учащихся других классов, самих учащихся, т.е. общественное мнение.
  2. Общественное мнение. На характеристику учителя влияет владение им новыми технологиями как узкопредметными, так и общеучебными, например, информационными, игровыми и т.д. Обсуждаются такие моменты как разнообразие или однообразие используемых методов при проведении уроков, интересно ли на факультативных занятиях учителя.
  3. Аттестация педагога. В данном процессе анализируется как учитель обобщает свой опыт и участвует ли он в обмене передовым педагогическим опытом.

В основе самообразования лежит разнообразный опыт учителя, ведь он ведет образовательную, воспитательную, методическую, экспериментальную работу. В нашей школе принята такая схема самообразования: в сентябре педагог формулирует тему самообразования на текущий учебный год. Эта тема должна вытекать из любого направления методической или экспериментальной работы, проводимой в школе. Из педагогов, работающих по близкой тематике, формируются творческие группы сроком на один год. Далее педагоги изучают историю вопроса, теорию, чужой опыт. Затем применяют уже на своей практике то новое, что было изучено. В конце года педагог сдает электронный вариант своей работы в любой форме. Это могут быть методические разработки тем, уроков, внеклассных мероприятий, статьи, материалы мультимедийной поддержки уроков и мероприятий. Все эти работы изучаются методическим советом и отбираются наиболее интересные для школьного сборника. Данный сборник является продуктом процесса самообразования. Эта схема работает с 2005 года. Школьным издательским центром выпущено четыре сборника работ педагогов. Каждый автор получает авторский экземпляр сборника, который может быть предъявлен эксперту при аттестации как печатная работа.
Надо заметить, что было много трудностей в организации этой работы. В первый и второй годы только 27 педагогов отчиталось по темам самообразования, на третий год – 33, на четвертый – 46 из 57. То есть динамика положительная. Что является мотивом? Выпускается сборник работ, он реален, все его видят, эксперты ценят, повышается самооценка педагога – он автор.

Педагоги, оценившие нужность и важность обмена опытом, стали участвовать в Фестивале педагогических идей “Открытый урок”. В фестивале 2007-2008 и 2008-2009 участвовало 11 педагогов, заявки на фестиваль 2009-2010 подали 16 педагогов. В этом году учителя и учащиеся подали заявки на участие в фестивале “Портфолио”. Процесс самообразования постепенно стал развиваться и в ученической среде.