Цели:
: проверка усвоения понятия
плотность вещества; проверка знания обозначений,
единиц измерения, формул расчета плотности,
массы, объема; отработка формул расчета массы и
объема тел при решении задач; отработка навыков
самостоятельной работы учащихся с таблицей;
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений, навыков.
Вид урока: урок-практикум.
Оборудование:
№ п/п | Название |
Количество, шт. |
1 | Компьютер | 1 |
2 | Мультимедийный проектор | 1 |
3 | Мультимедийная презентация (Приложение 2) | 1 |
4 | Экран | 1 |
5 | Сосуд с холодной водой (с синей маркировкой) | 1 |
6 | Сосуд с горячей водой (с красной маркировкой) | 1 |
7 | Термометр демонстрационный спиртовой | 1 |
8 | Плакаты к физическому диктанту (Приложение 3) | 20 |
9 | Магнитофон | 1 |
10 | Удлинитель | 1 |
11 | Диск с записью музыкальной композиции Ennio Moricone – Chi Mai (Theme from Professional) | 1 |
12 | Сигнальные карточки красного, желтого, зеленого цветов | по 30 |
13 | Продукты питания прямоугольной формы в упаковке с указанием массы | 15 |
14 | Заготовка таблицы “Плотности некоторых продуктов питания” | 30 |
15 | Линейка | 15 |
16 | Микрокалькулятор | 15 |
17 | Лоток для оборудования | 7 |
18 | Текст разноуровневого домашнего задания (Приложение 4) | 30 |
Оформление: на доске написана дата и тема урока, сделана заготовка таблицы “Плотности некоторых продуктов питания”, на обратной стороне доски представлены ответы к физическому диктанту для каждого из двух вариантов.
Подготовка к уроку: на демонстрационном столе учителя находятся сосуд с холодной водой, сосуд с горячей водой, термометр демонстрационный спиртовой, плакаты к физическому диктанту, тексты разноуровневого домашнего задания. В доступном месте для учителя находится магнитофон, лотки с оборудованием для практической работы, в каждом из которых находятся твёрдые продукты питания прямоугольной формы в упаковке с указанием на ней массы (2 шт.), линейки (2 шт.), микрокалькуляторы (2 шт.), заготовки таблицы “Плотности некоторых продуктов питания” (5 шт.). Включен компьютер, настроен мультимедийный проектор. На партах лежат сигнальные карточки для учащихся.
План урока:
№ п/п | Этап урока | Стадия урока | Время, мин |
1 | Постановка цели урока | Вызов | 2 |
2 | Проверка знаний, их актуализация | Активизация мыслительной деятельности | 8 |
3 | Постановка проблемы. Практическая работа “Определение плотности продуктов питания” | Осмысление | 8 |
4 | Здоровьесберегающая пауза | Расслабление | 2 |
5 | Решение задач на применение знаний в незнакомой ситуации | Восприятие | 8 |
6 | Закрепление знаний | Повторение | 7 |
7 | Подведение итогов. Рефлексия | Рефлексия | 4 |
8 | Задание на дом | Заключение | 1 |
Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4
Ход урока
1 этап урока: Постановка цели урока (стадия вызова)
Взаимное приветствие учителя и учащихся. Заставка (Приложение 2 слайд 1).
Учитель: озвучивает тему урока, эпиграф к уроку (Приложение 2 слайд 2).
Сегодня мы продолжим рассмотрение вопроса о плотности вещества, а девизом урока нам послужат слова великого Рене Декарта “Я мыслю, следовательно, я существую”!
Приглашает одного из учеников провести демонстрационный эксперимент перед всем классом. Предлагает ему опустить резервуар спиртового демонстрационного термометра сначала в сосуд с горячей водой, затем в сосуд с холодной водой. Проводит фронтальную беседу с учащимися, связанную с экспериментом по следующим вопросам:
Что показывает термометр при погружении его резервуара в сосуд с горячей водой? (Ответ: рост температуры).
Как изменилась средняя скорость движения молекул спирта? (Ответ: средняя скорость движения молекул спирта увеличилась, так как увеличилась температура вещества).
Как изменился при этом объём спирта? (Ответ: объем спирта увеличился, так как повысится уровень столба спирта в трубке из-за увеличения расстояния между молекулами).
Изменилась ли масса спирта в резервуаре термометра? (Ответ: масса не изменилась, так как резервуар термометра герметичен).
Изменилась ли при этом плотность спирта? (Ответ: плотность спирта уменьшилась, так как уменьшилось число частиц в единице объёма вследствие расширения вещества).
Что показывает термометр при погружении его резервуара в сосуд с холодной водой? (Ответ: уменьшение температуры).
Как изменилась средняя скорость движения молекул спирта? (Ответ: средняя скорость движения молекул спирта уменьшилась, так как уменьшилась температура вещества).
Как изменился при этом объём спирта? (Ответ: объем спирта уменьшился, так как снизился уровень столба спирта в трубке из-за уменьшения расстояния между молекулами).
Изменилась ли масса спирта в резервуаре термометра? (Ответ: масса не изменилась, так как резервуар термометра герметичен).
Изменилась ли при этом плотность спирта? (Ответ: плотность спирта увеличилась, так как увеличилось число частиц в единице объёма вследствие сжатия вещества).
Подводит учащихся к самостоятельной формулировке цели урока.
Учащиеся отвечают на вопросы учителя, отмечают недостаточность знаний о данной величине, формулируют цель урока и записывают в тетрадях тему урока.
2 этап урока: Проверка знаний, их актуализация (стадия активизации мыслительной деятельности)
Актуализация знаний осуществляется в форме проверки выполнения заданий в виде физического диктанта и взаимопроверки.
Учитель проводит физический диктант (Приложение 3) с музыкальным сопровождением в форме фронтальной письменной работы с целью проверки усвоения понятия плотность вещества, знания учащимися обозначений, единиц измерения, формул расчета плотности, массы, объема. Физический диктант включает 10 заданий для каждого из 2-х вариантов и рассчитан на 8 минут (включая взаимопроверку). Задания диктантов предлагаются на плакатах в виде цветных рисунков, схем и по своей структуре являются программами отбора. По окончании диктанта учитель демонстрирует правильные ответы, открыв классную доску с обратной стороны, и предлагает осуществить взаимопроверку в парах, озвучивает критерии оценивания. Просит осуществить обратную связь через сигнальные карточки красного (“5”), желтого (“4”) или зеленого (“3”) цвета. Обращает внимание на вопросы, вызвавшие затруднения у учащихся.
Учащиеся выполняют задания физического диктанта. В парах осуществляют взаимопроверку. Выставляют оценки в тетрадях. По просьбе учителя поднимают сигнальную карточку.
3 этап урока:
Постановка проблемы. Практическая работа “Определение плотности продуктов питания” (стадия осмысления)Учитель обращает внимание учащихся на то, что нас окружают различные вещества, в том числе те, которые мы употребляем в пищу. Плотность употребляемых продуктов питания мы можем охарактеризовать качественно. А как же ее рассчитать?
Предлагает образовать группы по 4–5 человек (повернуться к учащимся за соседнюю парту). Озвучивает эпиграф к практической работе
“Одна свеча избу лишь слабо освещала;
Зажгли другую – что ж?
Изба светлее стала.
Правдивы древнего речения слова:
Ум хорошо, а лучше два”. (Приложение 2 слайд 3).
Выдает каждой группе лоток со следующим оборудованием:
– твёрдый продукт питания прямоугольной формы
в упаковке с указанием на ней массы (2 шт.);
– линейка (2 шт.);
– микрокалькулятор (2 шт.);
– заготовка таблицы “Плотности некоторых
продуктов питания” (5 шт.)
и даёт задание провести коллективное исследование “Определение плотности некоторых продуктов питания”. Координирует деятельность групп. Опрашивает все группы и записывает полученные результаты в таблицу на доске, демонстрируя результат коллективного исследования.
Учащиеся обсуждают проблему в группах, выдвигают гипотезы. Обсуждают гипотезы между группами. По обдуманному плану определяют плотность предложенных продуктов питания (масса вещества указана на упаковке; объем определяют умножением длины, ширины и высоты прямоугольника; погрешностью при измерениях пренебрегают; плотность рассчитывают делением массы на объём с помощью микрокалькулятора, переводят единицы измерения плотности в систему СИ). Расчеты отражают в тетради. По просьбе учителя озвучивают полученные результаты, заполняют заготовку таблицы “Плотности некоторых продуктов питания”.
Плотности некоторых продуктов питания
№ п/п | Название | Плотность | |
г/см3 | кг/м3 | ||
1 | Кисель “Слива” | ||
2 | Сыр плавленый “Радуга” | ||
3 | Сахар-рафинад “Дорожный” | ||
4 | Тортик “Ореховый” | ||
5 | Бисквит “Отрада” | ||
6 | Печенье “Юбилейное” | ||
7 | Конфета “В мире сказок” | ||
8 | Мерендинка “Крем Апельсин” | ||
9 | Шоколад “Путешествие” | ||
10 | Бульонный кубик “Maggi Оливик” | ||
11 | Дрожжи | ||
12 | Творожный сырок | ||
13 | Брыза | ||
14 | Сыр “Российский” | ||
15 | Сливочное масло “Крестьянское” |
4 этап урока:
Здоровьесберегающая пауза (стадия расслабления)Учитель просит учащихся развернуться за свои парты и предлагает комплекс упражнений гимнастики для глаз.
Учащиеся выполняют комплекс упражнений гимнастики для глаз под руководством учителя.
Комплекс упражнений гимнастики для глаз
Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4 раза.
Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5)). Повторить 4 раза.
Вытянуть правую руку вперёд. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4 раза.
Посмотреть на указательный палец вытянутой руки, на счет 1–4, потом перенести взор вдаль на счет 1–6. Повторить 4 раза.
В среднем темпе проделать 3–4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1–6. Повторить 2 раза.
5 этап урока:
Решение задач на применение знаний в незнакомой ситуации (стадия восприятия)Учитель вновь предлагает продолжить работу в группах по полученной таблице. Озвучивает задание №1 творческого характера: Составить как можно больше качественных задач, пользуясь данными таблицы “Плотности некоторых продуктов питания”. Координирует взаимодействие групп при обсуждении результатов работы.
Учащиеся работают с таблицей в группах, анализируют её данные, сравнивают, делают выводы, конструируют качественные вопросы и ответы на них. Задают вопросы другим группам, отвечают на вопросы других групп.
Возможные качественные задачи:
– Какой из указанных продуктов питания имеет
наибольшую плотность?
– Какой из указанных продуктов питания имеет
наименьшую плотность?
– Какие из указанных продуктов питания имеют
одинаковую плотность?
– Что означает, что плотность … вещества рана …
кг/м3?
– На сколько различаются плотности …продуктов
питания?
– Во сколько раз различаются плотности …
продуктов питания? и т. д.
Учитель предлагает задание №2 творческого характера: Пользуясь данными таблицы “Плотности некоторых продуктов питания”, составить и оформить в тетради расчетную задачу. Координирует взаимодействие групп при обсуждении текстов задач.
Учащиеся работают с таблицей в группах, производят поиск, оценку, отбор данных, формулируют условие расчетной задачи и решают её в тетрадях. Озвучивают тексты задач. Выбирают наиболее интересную задачу.
6 этап урока: Закрепление знаний (стадия повторения)
Учитель демонстрирует программированные задания (программы отбора, программы группировки), представленные в мультимедийной презентации (Приложение 2 слайды 4-12).
Желающие учащиеся поднимают руку и устно отвечают на вопросы заданий.
7 этап урока: Подведение итогов. Рефлексия (стадия рефлексии)
Вопросы учителя к учащимся:
1) Что вы узнали нового на уроке?
2) Что вы поняли?
3) Чему вы научились?
4) Что особенно запомнилось на уроке? Почему?
5) С какими трудностями вы столкнулись на уроке? Почему?
Учитель предлагает учащимся провести самооценку своей деятельности на уроке с помощью сигнальных карточек.
Учащиеся поднимают сигнальную карточку красного (работал на “5”), желтого (работал на “4”), зеленого (работал на “3”) цвета.
Учитель объявляет оценки за работу учащихся на уроке, выставляет оценки в журнал.
8 этап урока:
Задание на дом (заключительная стадия)Учитель: Мы коснулись лишь некоторых моментов в этой теме. Впереди вас ждут новые открытия. Для тех, кто хочет узнать ещё больше, предлагаю обратиться к литературе:
– Енохович А. С. Справочник по физике. – М.:
Просвещение, 1990;
– Энциклопедия “Я познаю мир”. – М.: Астрель, 2004.
Даёт задание на дом, выдаёт раздаточный материал с разноуровневыми заданиями для учащихся, делает краткие пояснения.
Учащиеся записывают его в дневник, забирают с собой раздаточный материал (Приложение 4).