Проблемы преемственности в преподавании русского языка в начальной и средней школе

Разделы: Начальная школа


Проблема преемственности обучения на начальной и основной ступенях общего образования, несмотря на многочисленные исследования путей её решения, до сих пор остается актуальной. На современном этапе обучения разрыв между начальным и средним звеном становится всё ощутимее, т.к. особенно остро встает проблема преемственности с появлением в начальной и средней школе альтернативных программ и учебников, отражающих разные направления в лингвистике и реализующих различные методические системы.

Понятие «преемственность» в учебном пособии для студентов «Методика преподавания русского языка» рассматривается следующим образом: «Преемственность – это учёт знаний, полученных учащимися в предшествующих классах, при изучении нового материала. <…> Необходимость в учёте преемственности в учебном процессе возникает на стыке концентров курса, ступеней его изучения, а также между учебными годами» [5] Е.В. Архипова считает актуальной ориентированность современных программ на общее развитие ребёнка и определённый уровень сложности материала для начальной школы, который затем, в средней школе, не должен быть «потерян» [2] Л.Д. Санина определила компоненты преемственности в контексте гармоничного сочетания ценностного, личностного и деятельностного подходов к реализации концепции непрерывного образования [9] В письме Департамента общего и дошкольного образования Министерства образования Российской Федерации от 21 мая 2004 г. «Об обеспечении успешной адаптации ребёнка при переходе со ступени начального общего образования на основную» реализация преемственности связей между начальным общим и основным общим образованием связана с успешной адаптацией школьника к обучению в 5–6-х классах [6]

Практика современной школы решает проблему преемственности путём создания непрерывного курса русского языка, разработанного в едином концептуальном ключе и способного обеспечить органичную связь всех звеньев от начала и до конца изучения предмета.

По мнению педагогов и методистов, решение проблемы успешно при определённых условиях: создание единого образовательного пространства в школе; создание условий для сотрудничества между педагогами на всех ступенях данного образовательного учреждения, а также между образовательными учреждениями города, района [4]

Многолетний опыт работы позволяет сделать вывод: обеспечение преемственности связано не с наличием вариативных учебников, не в попытке стыковать программы начальной и средней школы, а в сохранении единых подходов к целям и задачам обучения русскому языку. Большое значение также имеет перестройка деятельности учителя, который должен не только владеть определённой суммой знаний, умений и навыков, быть мотивационным к деятельности в новых условиях, но владеть диагностико-технологической культурой.

Современная школа на всех ступенях ставит перед собой цель: развитие личности ребёнка на основе формирования учебной деятельности средствами учебного предмета, в частности «русский язык».

Большое внимание в обучении русскому языку уделяется развитию речи как одному из важных показателей готовности школьников к обучению, развитию и саморазвитию.

Работа с пособием Е.И. Никитиной «Русская речь: Развитие речи» (УМК под редакцией В.В. Бабайцевой) строится по этапам: на начальном этапе используются репродуктивные методы и приёмы, затем репродуктивно-творческие, а потом творческие, требующие литературно-образного воплощения замысла в сочинении. Внутри каждого этапа работа проводится по такой же схеме:

репродуктивный – репродуктивно-творческий: обучение специальным навыкам (составлению плана, строгому отбору конкретного материала, соблюдению логики изложения и т.д.);

творческий: развитие потребности в самовыражении, в сопереживании, развитие чувства слова, умения переносить и связывать знания из разных областей, размышлять над фактами, явлениями. Таким образом создаются условия для раскрытия интеллектуальных и духовных возможностей детей на основе технологического подхода, а методы и приёмы учитель выбирает в соответствии с качественным составом обучающихся, с уровнем их подготовленности.

Приведём схему работы по развитию речи в 5 классе.

Описание животного.

І этап – изложение повествовательного характера с элементами описания животного (план работы в учебнике Е.И. Никитиной «Русская речь: Развитие речи. 5 кл.», § 19 «Как описать животное?»).

ІІ этап отзыв на ученическое сочинение-описание животного.

  1. Анализ ученического сочинения.
  2. Беседа по вопросам.
  3. Работа с черновиками.
  4. Домашнее задание: написать отзыв о сочинении.

ІІІ этап – сочинение о любимом животном.

  1. Знакомство с особенностями художественного описания.
  2. Анализ текста (работа над упражнением 178 // Никитина Е. И. «Русская речь: Развитие речи. 5 кл.»).
  3. Составление примерного плана сочинения.
  4. Домашнее задание: написать сочинение о любимом животном. 

Рассуждение.

Работа над рассуждением в 5 классе дополняется подготовительным этапом, т.к. рассуждение – один из сложных типов речи.

І этап – знакомство с композицией рассуждения.

  1. Работа с упражнениями (Е.И. Никитина. «Русская речь: Развитие речи. 5 кл.», § 20 «Рассуждать – значит доказывать»).
  2. Анализ ученического сочинения-рассуждения.

ІІ этап – изложение с творческим заданием.

  1. Чтение и анализ текста.
  2. Определение основной мысли текста.
  3. Анализ структуры текста и составление схемы строения текста.
  4. Составление плана и написание изложения с элементом сочинения.

ІІІ этап – рецензия на сочинение.

  1. Анализ ученического сочинения.
  2. Составление плана.
  3. Домашнее задание: написать рецензию на сочинение.

ІY этап – сочинение–рассуждение «Нужно ли учить правила?»

  1. Чтение и анализ специально подобранного текста.
  2. Устное сочинение.
  3. Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение «Нужно ли учить правила?»

Данный пример демонстрирует важность следующих аспектов в решении проблемы преемственности:

  1. сохранение целеполагания на ступенях при переходе от одной ступени обучения к другой ступени;
  2. сохранение методических подходов с опорой на диагностику учащихся, с выбором технологий.

В школьных программах по русскому языку как в начальных, так и в старших классах уделяется особое внимание систематической работе над формированием орфографической грамотности обучающихся, которую можно организовать следующим образом: обучение орфографии на основе концепции поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина [3] и тематическое изучение слов, помещенных в словари «Пиши правильно».

Необходимость поиска путей и условий повышения качества обучения русскому языку в целом, и особенно орфографии как наиболее сложного его раздела возникает у каждого преподавателя. Успешная адаптация пятиклассников во многом зависит от реализации преемственности между начальным общим и основным общим образованием. При обучении на ступени среднего (полного) общего образования и далее совершенствование навыков грамотного письма связано с уже сформированными навыками и умениями самостоятельной учебной деятельности, с самообразованием и самореализацией.

Формирование орфографических навыков как в начальной школе, так и в среднем звене зачастую происходит по традиционной схеме: заучивание правил – выполнение письменных упражнений. Работу по формированию и совершенствованию орфографических навыков можно организовать с использованием наглядных ориентиров, названных схемами ориентировочной основы действий (ООД). Согласно теории П. Я. Гальперина ООД дают обучающимся возможность без заучивания, механического запоминания безошибочно действовать при выполнении упражнений. ООД представляют собой четыре группы карточек с выписанными на них орфограммами в зависимости от морфемы. В пятую группу – «Справки» – включены правила, связанные со слитным, раздельным и дефисным написанием слов. В каждой группе карточки располагаются в произвольном порядке, так как в течение занятия обучающиеся несколько раз могут поменять их местами.

Учитель обеспечивает обучающихся схемами ООД (карточками с правилами), упражнениями, словарями разных типов. Его роль на занятии организующая, направляющая, ученики самостоятельно выполняют задания, пользуясь схемами ООД. Вся учебная деятельность учеников протекает самостоятельно в форме решения ими мыслительных задач.

Работа со словами в упражнениях проходит в определенной последовательности: прочитать слово – записать слово так, как дано в упражнении (с пропущенной буквой или нет) – разделить его на морфемы – проверить правильность написания каждой морфемы по карточкам-правилам (ООД) – написать слово целиком правильно. Особенность этой деятельности: изучение орфограмм проводится не постепенно, не отдельно по темам, а сразу по всем имеющимся в учебных программах правилам. Знания усваиваются обучающимися благодаря их собственной активной деятельности, организуемой и управляемой при помощи реальных ориентиров, позволяющих совершать все действия правильно и одновременно контролировать себя.

В основе совершенствования орфографической грамотности лежат два принципа – морфемный и морфологический, поэтому работу по данной системе можно начинать с того момента, когда у обучающихся сформировались навыки определения состава слова и частей речи, то есть уже в начальных классах. Занятия целесообразно проводить на уроках повторения в конце учебного года в 4 классе, в начале года в 5 классе, как промежуточное и итоговое повторение в 5-7 классах.

Второе важное направление формирования орфографической грамотности – работа со словарными словами. Методика преподавания русского языка располагает различными приемами, достаточными для того, чтобы обучающиеся усвоили разработанный по классам минимум слов, не проверяемых правилами. Это повторное многократное механическое выписывание таких слов, словообразовательный и морфемно-этимологический анализ слов, прием послогового проговаривания, списывание слов со вставкой пропущенной буквы и другие. Все приемы «развивают орфографическую зоркость, учат быстро и правильно определять беспроверочные написания и запоминать графический образ соответствующих слов» [7]

Работа со словарными словами лишь тогда дает результат, когда она «проводится планомерно, от темы к теме и входит органически в работу учителя» [8]. Наиболее эффективно изучение слов по тематическим группам, в основе которого лежит определенная система изучения и повторения правописания не отдельных слов, а целых блоков, с которыми обучающиеся познакомились на предыдущих уроках. Тематика может быть различной: «Спорт», «Армия», «Квартира», «Транспорт, дорога, движение», «Искусство, литература», «Профессия», «Общественно-политическая лексика» и т. д. При разделении слов на тематические группы необходимо учитывать следующие принципы отбора: коммуникативную необходимость, частотность употребления, доступность понимания лексем. Тематический отбор слов способствует тому, что экономно расходуется время и создаются условия для прочного запоминания слова не только с точки зрения написания, но и употребления в речи. Обогащается словарный запас обучающихся, изучаемые слова становятся «организующим ядром будущего высказывания на заданную (речевую) тему» [7]

Тематическая работа над словами позволяет использовать межпредметные связи с литературой, иностранным языком (этимология слова), историей и обществознанием (тематический раздел «Общественно-политическая лексика»). Работая с тематическими группами слов, обучающиеся получают прочные знания, так как у них возникает устойчивость и постоянство ассоциаций [10]. Школьникам прививаются навыки самостоятельной и творческой работы: составление предложений, текстов, диалогов, написание сочинений, работа с определенными видами словарей.

Каждый учитель по своему усмотрению может расширить границы тематических групп, включив слова из начальной школы, в которых обучающиеся делают ошибки, или, наоборот, не вошедшие в словарь–минимум «Пиши правильно», но часто употребляемые. К этой работе обязательно надо привлекать детей, предлагая им самим называть для пополнения словаря слова, связанные с появлением новых понятий, актуальных в речи школьников.

Работа над каждой темой продолжается на протяжении всех лет обучения, на определенном этапе обучающиеся дополняют словарь новыми словами, а виды упражнений с ними усложняются. Наличие тематических словариков создает предпосылку для формирования умения пользоваться справочной литературой, так как в процессе работы у обучающихся возникает потребность в использовании различных видов словарей.

В формировании умений и навыков различных видов устной и письменной речи, в совершенствовании орфографической грамотности при переходе обучающихся со ступени начального на ступень среднего (полного) общего образования лежат разнообразные методы и приемы, позволяющие повышать интерес к предмету. Таким образом, можно говорить о преемственности на протяжении всего срока обучения ученика в школе, о последовательности в накоплении новых знаний и способах их закрепления.

Универсальность предложенных походов в работе по развитию речи и при обучении орфографии заключается в том, что применять их можно, используя любой учебно-методический комплекс по русскому языку. Необходим только творческий подход к работе со стороны учителя.

Литература

  1. Алгазина, Н.Н. Формирование орфографических навыков / Н.Н. Алгазина. – М., 1987. – С. 124.
  2. Архипова, Е.В. О реализации принципа преемственности в программах по русскому языку начальной и средней школы / Е.В. Архипова // Русский язык в школе. – 1998. – № 3. – С. 3 – 7.
  3. Гальперин, П. Я. Общий взгляд на учение о поэтапном формировании умственных действий, представлений и понятий / П. Я. Гальперин // Вестн. Моск. ун-та. Сер.14, Психология. – 1998. - № 2. – С. 3-8.
  4. Дубинина, В.Л., Коломиец, Д.Л. Обеспечение преемственности в применении вариативного обучения / В.Л. Дубинина, Д.Л. Коломиец. – Йошкар-Ола: МГПИ им. Н.К. Крупской, 2007. – 104 с.
  5. Методика преподавания русского языка: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. / под ред. М.Т. Баранова. – М.: Просвещение, 1990. – С. 109 – 110.
  6. Об обеспечении успешной адаптации ребёнка при переходе со ступени начального общего образования на основную. Письмо Департамента общего и дошкольного образования Министерства образования Российской Федерации от 21 мая 2004 г. № 14-51-140/13 // Вестник Образования. – 2004. – № 13. – С. 103 – 123.
  7. Пименова, С.И. Словарно-орфогрфическая работа в 6 классе / С.И. Пименова // Русский язык в школе. – 1993. – № 5. – С.22.
  8. Разумовская, М.М. Словарная работа в 5-7 классах / М.М. Разумовская. – М., 1956. – С. 3.
  9. Санина, Л.Д. Преемственность и перспективность начального образования: теория и практический опыт / Л.Д. Санина // Начальная школа: плюс – минус. – 2001. – № 9. – С. 42 – 48.
  10. Текучев, А.В. Методика русского языка в средней школе / А.В. Текучев. – М.: Просвещение, 1970. – С.46.