Проблема сохранения и укрепления здоровья педагогов (Из опыта работы Центра содействия и укрепления здоровья обучающихся)

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Общепедагогические технологии


Будьте добрыми, если захотите;
Будьте мудрыми, если сможете;
Но здоровыми вы должны быть всегда.

Конфуций

В последние годы, как в нашей стране, так и за рубежом, в сознании людей активно формируется качественно иное отношение к понятию «здоровье». Через познание и улучшение социально-психологической составляющей здоровья мы имеем шанс не только предупреждать возникновение болезней, но и совершенствовать всего человека в целом, то есть сохранение здоровья выступает в качестве процесса сохранения и развития психических, физических потенций человека.

Проблема здоровья населения страны стала в настоящее время одной из приоритетных в политике нашего государства. Многосторонность этой проблемы обусловлена как разнообразием демографического состава современного общества, так и характером, направленностью, подходами, способами и средствами сохранения здоровья, сложностями формирования у населения активной позиции к его сбережению.

В образовании здоровье участников учебно-воспитательной деятельности – это такая составляющая процесса развития личности, без которой не мыслится ни определение содержания обучения и воспитания, его методов, ни оценка результативности их содержательной и практико-ориентированной сути.

Учителя и учащиеся выступают партнерами в процессе здоровьесбережения, действуют в одном образовательном пространстве и их деятельность в этом пространстве имеет единую цель – научить и научиться тому, что выработано предыдущими поколениями. Это долговременный и нелегкий труд, рассчитанный на человеческую жизнь и требующий не только формирование интеллектуальных, моральных, но и физических возможностей как ученика, так и учителя.

Проблема профессионального здоровья учителя в настоящее время настолько значима, что необходимо создание нового направления психолого-медико-социальной профилактики и восстановления здоровья педагога.

Под профессиональным здоровьем мы понимаем способность организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность педагогической деятельности и развитие личности учителя. Основу профессионального здоровья составляет психическое здоровье как мера способности учителя выступать активным и автономным субъектом собственной жизнедеятельности в изменяющемся мире. Цель психологической работы с учителем заключается в том, чтобы запустить новые продуктивные механизмы, обеспечивающие формирование способности к собственному развитию, к созданию мотивов и интересов быть здоровым.

Главным критерием труда учителя сегодня является объем его учебной нагрузки, а качество труда определяется конечным результатом, (это может быть оценка отдельного образовательного действия, результаты учебной деятельности учащихся, технологичность педагогической практики, характер взаимодействия педагога, школьника, родителей, сформированность навыков и умений работника образовательного учреждения в области анализа, обобщения своего опыта работы, склонность к опытно-экспериментальной и научно-исследовательской деятельности и т.д.).

Между тем все больше возникает вопросов о влиянии объективных факторов на качество труда учителя. Так, в последнее десятилетие усилилось внимание практиков народного образования и ученых к проблемам здоровья школьников, как фактора влияния (объективного и субъективного одновременно) на качество труда учителя.

Изучение и обобщение опыта сохранения здоровья учащихся показали большую необходимость анализа состояния здоровья и учителей. В 2008 – 2009 учебном году Центром содействия и крепления здоровья обучающихся нашей школы был осуществлен экспертный анализ состояния здоровья учителей, их отношения к здоровью.

В опросе участвовали все педагогические работники ОУ.

Всего участвовало в опросе 49 педагогов в том числе: руководитель ОУ – 1, учителя – 49, в том числе классные руководители – 20, воспитатели групп продленного дня – 6, социальные педагоги – 2, психологи – 2, вожатые – 1, библиотекари – 1, логопед – 1, инструктор физкультуры – 1, музыкальный работник – 1, педагог дополнительного образования – 4.

В результате были получены следующие данные:

I место - Сердечно-сосудистые заболевания.
II место - ЛОР-заболевания.
III место - Зрение.
IV место - Желудочно-кишечные заболевания.
V место - Заболевания органов дыхания.
VI место - Опорно-двигательные заболевания.
VII место - Нервно-психические заболевания.
VIII место – Другие заболевания (гинекологические, кожные, диабет, онкология и др.).

Здоровых педагогов больше среди тех, чей возраст 30-40 лет и стаж работы до 10 лет. Чем старше педагог по возрасту и стажу работы, тем большая доля заболеваний на него приходится.

Эта часть нашего исследования показала специфику такой составляющей здоровья как его физический компонент. Осуществление политики, направленной на сохранение физического благополучия педагогов, требует предусматривать реализацию двух направлений здоровьесбережения:

  1. Обеспечение сохранения здоровья тех, кто в этом отношении более благополучен (молодые, физические крепкие, ведущие здоровый образ жизни).
  2. Проведение целенаправленной профилактической работы с теми, кто имеет хронические заболевания.

Таким образом, речь идет об осуществлении индивидуальной здоровьесберегающей работе с педагогами в области их физического здоровья, большую роль в организации которой могут сыграть учителя физической культуры.

Нашим исследованием предусматривалось также и изучение здоровьесберегающей деятельности педагогов (относительно образа жизни, занятий вне рабочего времени, питания).

Опросные листы показали, что большая часть учителей оценило образ жизни своей семьи как здоровый. Однако, были и такие, которые, напротив – обозначили его как «нездоровый».

Что касается занятий педагогов вне рабочего времени, то здесь обстановка не однозначна. Часть учителей занимается физической культурой, спортом и туризмом, а так же чтением и просмотром кинофильмов (напоминаем, что заболевание по зрению занимают III место в перечне нездоровья), просмотром телепередач, физическим трудом. К другим занятиям единично отнесены: работа, воспитание детей, фитнес, вязание, вышивание, шитье, пение, фотография.

Попробуем оценить с некоторой долей вероятности:

  • Физический труд – это, видимо, садово-огородные работы, к чему понуждает и необходимость улучшения материального положения семьи, педагогов.
  • Чтение, кино, телевидение – объем занятости обусловлен спецификой профессии, побуждающей к чтению и просмотру фильмом и передач.
  • Зарядка, физкультура, спорт туризм – это занятия, по мнению учителей, требуют как индивидуальных, так и коллективных усилий в плане организации занятий, оценке результативности, поощрения, одобрения как среди коллег-педагогов, так и учащихся, их родителей. Кроме того, нужна хотя бы минимальная материально-техническая база школы, которая могла бы стимулировать занятия физкультурой, спортом, туризмом учителей. Анализ предложений учителей показал, что эта база неудовлетворительна.

Но в целом вопрос о занятости педагогов вне рабочего времени очень деликатен и нуждается в дальнейшем пристальном изучении.

В рамках оценки здоровьесберегающего характера образовательной деятельности членов педагогических коллективов, выяснялся вопрос о питании учителей, его регулярности. Выяснилось, что очень многие наши коллеги не соблюдают режим питания.

Учителя, участвовавшие в опросе, указали, что они не располагают информацией о здоровье школьников, не получая ее от медицинских работников школ, поликлиник, больниц, фельдшерских пунктов, от родителей, самих детей. Среди источников информации нет ссылки на систематическую работу по повышению квалификации, знакомство с научно-методической литературой, обмен опытом. Таким образом педагогическая информация практически отсутствует.

Судя по практике, образовательных учреждений, действовавших как «Школы здоровья», забота о формировании компетентности в области культуры здоровья и организации здоровьесберегающей деятельности учителей осуществлялись в рамках постоянно действующих семинаров, конференции, и дает слабые, но положительные результаты относительно сохранения здоровья учащихся, а вот о здоровье учителей задумываются очень редко.

Ответы педагогов в рамках опроса касаются главным образом оценки состояния физического здоровья, что, на наш взгляд, подчеркивает необходимость заниматься расширением компетентности педагогов в понимании здоровья как единства физического, психического и социального благополучия человека, культуры здоровья, как знания о здоровье и практике его сохранения.

Эта линия деятельности нашего образовательного учреждения обусловливает необходимость доработки и совершенствования долгосрочной программы «Здоровье учителя», которая с 2008 года внедряется Центром содействия и укрепления здоровья обучающихся нашей школы. Составной частью программы является формирование культуры здоровья и ученика, и педагога, и родителей. В преодолении неблагополучия со здоровьем большая роль отводится осуществлению постоянной научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работы педагогов, что позволяет отбирать такие средства, которые дают положительные результаты.

Еще раз подчеркнем, что улучшение здоровья учащихся без заботы о здоровье учителя труднодостижимо.

Можно согласиться с исследователями проблем здоровья учителя, что главным является - грамотен ли учитель в вопросах здоровья и ведет ли здоровый образ жизни. Ничтожно влияние учителя на ученика, если сам педагог не пример для подражания в преодолении стрессов, в рациональном подходе к питанию, в организации и осуществлении учебного процесса, рациональной нагрузке учащихся в преодолении существующей гиподинамии, недостаточной физической активности.

Опрос показал, что педагоги правильно оценивают и другие опасности в отношении и своего здоровья и здоровья школьников которые связаны с:

  • проблемой питания в его финансовом и содержательном плане;
  • нарушениями гигиенических условий обеспечения учебного процесса (освещение, тепло, чистота и порядок, соответствие школьной мебели);
  • нарушениями требований к расписанию уроков;
  • недостаточной здоровьесберегающей направленностью некоторых образовательных технологий;
  • недостаточной компетентностью учителей в вопросах здоровьесбережения;
  • невозможностью в условиях современной организации образовательного процесса реализовать индивидуальный подход к школьникам, учитывать их психологические, физиологические особенности, состояние их здоровья.

Анализ опросных листов педагогов нашей школы показал, что основные проблемы и пути их решения в большинстве своем известны и очевидны. Но именно системная, комплексная реализация позволяет обеспечить тот здоровьесберегающий эффект, к которому стремятся школы.

Для этого нужно подходить к категории здоровья в соответствии с определением ВОЗ, имея в виду единство физического, психического и социального благополучия человека (это так называемый принцип триединого представления о здоровье). При его несоблюдении все внимание обращается на физическое здоровье человека с возложением ответственности за его сохранение на врача, учителя, физкультуры, ОБЖ, одного из администраторов. При этом другие стороны здоровья как единого целого (духовно-нравственное на основе психического и социального компонентов) остаются за рамками внимания, в процессе здоровьесбережения не участвует педагогический коллектив образовательного учреждения полностью, отсутствует сотрудничество с учащимися и их родителями.

Эта ошибка снижает эффективность проводимой работы, дезориентирует ее исполнителей, сводя их число к одному «ответственному за здоровье».

Только тесное согласованное взаимодействие педагогов, психологов, родителей, учащихся в содружестве с медицинскими работниками является условием достижения позитивных результатов в сохранении здоровья детей и взрослых.

Как предварительный мониторинг, так и экспертный анализ показали неблагополучие с состоянием здоровья педагогов и их воспитанников, понимание партнерами необходимости позитивных изменений, видение путей реализации изменений. В то же время они понимают, что практическая реализация зависит не от них самих, а от отсутствия социального заказа общества на сохранения здоровья, понимания здоровья как единства физического, психического и социального благополучия человека. Причем, под социальным заказом понимается не «призыв к сохранению и укреплению здоровья» и даже не создание материальной базы для здоровьесбережения, а повышение оценки обществом моральной сущности человека (ребенка и взрослого), принимающего и реализующего основные идеи культуры здоровья.

Тем не менее следует отметить первостепенную важность некоторых мероприятий, являющихся производными от социального заказа в области здоровья, но свойственных только образовательным учреждениям:

  • увеличение объема двигательной активности;
  • рациональная организация учебного процесса и изменение нормирования, учебной нагрузки школьников и учителей не столько по увеличению или уменьшению ее объема, сколько по изменению характера учебной деятельности в сторону преобладания активности ребенка и взрослого в самообразовании, самопознании, самодеятельности;
  • включение в образовательный процесс систематической информации (практической и теоретической) о здоровье человека на разных этапах его жизни формирования ценности здоровья и здорового образа жизни;
  • повышение роли психологической помощи педагогам и учащимся в обучении, в создании среды, благоприятной относительно физического психического и социального благополучия участников образовательного процесса;
  • организация систематической научно-методической работы с педагогами, специалистами и родителями, направленной на повышение уровня их знаний и умений в области здоровья.

При этом полезно выяснить:

  • нуждаются ли учителя в дополнительном обучении;
  • являются ли педагоги сторонниками акцентирования внимания в образовательно-воспитательном процессе на вопросах сохранения здоровья учащихся, учителей, родителей (в комплексном его понимании);
  • имеются ли положительные результаты в использовании активных методов обучения и воспитания относительно здоровья;
  • как сочетаются (с какими результатами) возможности школ с какими-либо внешними ресурсами;
  • что мешает школе осуществлять работу по формированию культуры здоровья;
  • какие есть (неиспользованные) возможности для осуществления здоровьесберегающей деятельности (в школе, семье, микрорайоне);
  • какого рода поддержка потребуется самим педагогам в сохранении и укреплении здоровья;
  • каким образом школу можно сделать «Школой здоровья».

Практически все эти вопросы имеют отношение к анализу компетентности педагогов, в области здоровья и отбора методов и подходов при разработке школьной программы формирования культуры здоровья.

При этом первостепенная роль принадлежит педагогическому коллективу образовательного учреждения, который располагает информацией, необходимой для совершенствования школьной программы «Здоровье учителя», где необходимым и обязательным фактором является интеграция благополучия детей и взрослых во все области здоровья физического, психического и социального.

Программа обеспечивает:

  1. Физическое развитие учителей и учащихся (через культуру спорта, игры, труда, регламентацию жизни).
  2. Психическое благополучие через формирование соответствующего климата уважения, доверия понимания и одобрения жизни друг друга).
  3. Социальное благодействие через сотрудничество и коммуникацию как внутри школы, так и вне ее, принятие ответственности за формирование позитивного отношения к культуре здоровья учащихся и учителей.

Согласно школьной программы «Здоровье учителя» Модель здорового педагога представляется нами таким образом:

Школа поставила перед собой цели, чтобы помочь нашим педагогам, которые заключаются в следующем:

  1. Создать комплекс рекомендаций по проблеме сохранения здоровья педагога.
  2. Сформировать у педагогов потребность к здоровому образу жизни.
  3. Помочь каждому учителю организовать свою деятельность в рамках рабочего дня без нанесения ущерба его здоровью.

Согласно нашим исследованиям:

  • 86 % не занимаются физической зарядкой более трех раз в неделю;
  • 87 % не ложатся спать в одно и то же время; 62% спят менее 7-8 часов в сутки;
  • 78% принимают лекарства без медицинских показаний;
  • лишь 13 % уделяют целенаправленное внимание своему здоровью;
  • 45,7% стараются, но не получается;
  • 32 % не уделяют внимания своему здоровью.

Для сохранения и поддержки здоровья педагога необходимо применять:

  1. Лечебно-оздоровительные упражнения:
    • упражнения для позвоночника;
    • упражнения для осанки;
    • упражнения для шейного отдела позвоночника.
  2. Следить за своим физическим здоровьем:
    • полноценное питание;
    • достаточный сон;
    • соблюдение правил личной гигиены;
    • режим труда и отдыха;
    • занятия спортом.
  3. Соблюдать психоэмоциональное равновесие:
    • позитивное мышление;
    • оптимизм;
    • управление эмоциями;
    • доброжелательное отношение к людям;
    • любовь к себе.

Каждому учителю мы рекомендуем:

  • Начинайте каждый день с чувством радости.
  • Поддерживайте это состояние в течение дня.
  • Прежде чем дать волю гневу, сосчитайте до десяти.
  • Ощущайте себя хозяином и властелином своей судьбы.
  • Относитесь к людям так, как вы хотели бы чтобы люди относились к вам.
  • Питайтесь регулярно и разнообразно.
  • Исключайте жареную, жирную пищу, алкоголь.
  • Увеличьте потребление овощей, фруктов, рыбы, мяса, молочных продуктов.
  • Не переедайте на ночь.
  • Спите не менее 8-ми часов в сутки.
  • Занимайтесь физическими упражнениями.
  • Старайтесь больше бывать на свежем воздухе.
  • Любите свою душу и тело.
  • Старайтесь окружить их комфортом.

«Здоровы Вы или нет – это результат того, во что Вы верили и что делали в прошлом. Будете ли Вы сильны или слабы в будущем зависит от того, во что Вы верите и как поступаете в настоящем. Молекулы ваших клеток поменяют свое положение сразу и полностью согласно вашей вере. Где вера, там, как правило, истина».

Не надейся на Бога
И не верь чудесам,
Есть одна лишь подмога:
Помоги себе сам.

Приложение