Метод проектов как педагогическая технология для развития творческого потенциала воспитанника

Разделы: Общепедагогические технологии


Проект – это замысел, план. Метод- это система приемов и способов овладения определенными практическими и теоретическими знаниями. Метод проектов – совокупность последовательных учебно-познавательных приемов, которые позволяют воспитанникам приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательным представлением результатов…

Умение рассматривать ситуацию, возникающую в процессе деятельности, как задачу, предполагающую поиск, нахождение и реализацию оптимального варианта решения, является важной составляющей субъектной позиции личности. С проблемными ситуациями дети сталкиваются в самых разных сферах жизни: в учебном процессе, в общении со сверстниками и взрослыми, в процессе решения собственных жизненных задач.

Дети, воспитывающиеся в детском доме, имеют ряд особенностей. У них ярко выражено иждивенчество, неумение строить взаимоотношения с людьми, неумение решать какие-либо проблемы самостоятельно.

Основная задача педагогов, работающих с такими детьми , вовлечь их в такую форму деятельности, где бы они были погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли. Это можно сделать с помощью внедрения в работу проектной деятельности. Для наших детей это актуально, ведь если говорить другими словами, то метод проектов это не что иное, как попытка моделирование жизни, своего будущего. Он помогает активизировать воспитанников, у большинства детей появляется интерес к новому, желание узнать больше по задуманному делу, чтобы применить тут же для решения поставленных в проекте задач. Такая мотивация- стремление успешно разработать тему проекта - оказывается намного эффективнее, чем задания которые требуют незамедлительного выполнения. Самым же главным результатом проектной деятельности является формирование у детей умения вести себя в условиях, когда требуется в ограниченное время сделать много разнохарактерных дел, большинство из которых может быть встретились впервые, и надо не растеряться, не испугаться неизвестности, а понять каких знаний , либо умений не хватает, решить где и как эти знания или умения получить, а получив их обязательно применить их и увидеть результат своих действий. Пройдя такую цепочку, ребенок становится гораздо более уверенным в своих силах. У него исчезает страх перед неизвестными ранее делами, страх перед недостатком знаний, он учится постигать новое, неизведанное. Преимущества проектной деятельности неоспоримы:

  • Успешный самостоятельный поиск является показателем глубокого творческого развития личности.
  • Выявляется уровень личностного отношения ребенка к труду.
  • Проявляется умение работать в коллективе и способность брать на себя ответственность за качество выполненной работы.
  • Ярко проявляется инициатива и самостоятельность, происходит их становление как личностей, способных активно действовать в современной жизни.
  • Групповые проекты позволяют формировать коммуникативные навыки, способность к сотрудничеству и взаимодействию, которые наиболее востребованы на современном рынке труда и необходимы в любых сферах деятельности.

На наш взгляд наиболее интересным и полезным является составление творческих и практико-ориентированных проектов.

Творческий проект имеет свои специфические черты и создает условия для формирования и развития у воспитанников креативных способностей. Специфической особенностью такого проекта является и форма представления результатов: подготовка праздника, выпуск газеты, подготовка радиопередачи, съемка видеофильма, оформление выставки и т.д.

Выполнение практика-ориентированного проекта связано с необходимостью создания социально-значимого продукта, которым можно было бы воспользоваться на практике как самим участникам проекта, так и другим людям. Результатом такого проекта может быть выработка конкретных рекомендаций по реально существующим проблемам, создание вспомогательных средств, в том числе, которые понадобятся для дальнейшего решения той или иной проблемы (создание каталога журнальных и газетных статей, их рубрикация, работа с техническими средствами) и т.д.

Более сложные по своей структуре составления — информационные и исследовательские проекты. Но все-таки стоит отметить, что в реальной практике проектные работы чаще всего носят комбинированный характер, сочетая в себе признаки различных типов проектов.

Три года назад в преддверии 10-летия детского дома был проведен конкурс проектов под названием «Три Д» (буквы Д означали – Дом, Детство, дизайн), под девизом Десятилетию детского дома – десять добрых дел! На конкурс были представлены 10 проектов разного плана, направленные на благоустройство дома и двора детского дома. Такие проекты как «Лестница достижений», беседка «Сказка», клумба «Живая архитектура», аллея «Дружба» проект «Спортивная площадка», были реализованы в этом же году. Более глобальные проекты, требующие больших материальных затрат, а именно, теплица «Зимний рай» - реализован наполовину, «Миниживотноводческая ферма», «Вермикультивирование и его влияние на плодородие почв Астраханской области», зимний сад «Цветущий балкон» остались не реализованы. Они ждут своего воплощения. Данный конкурс проектов закончился большим праздником «Юбилей детского дома»

Следующий конкурс проектов был проведен в 2007 году под девизом: «Пусть наше село станет краше!». Были представлены проекты социально значимые для села. Это были проекты, нацеленные на улучшение экологического состояния села, воспитания патриотических чувств у молодежи. Затрагивались вопросы молодежного досуга. Например, проект «Свалка» - воспитанники вместе с педагогами изучили вопросы появления свалок в селе, на улицах села, предложили решения данной проблемы. В проекте «Пляж» - было предложено решить вопрос об очистке и оборудовании прекрасного места для купания детей и взрослых, на реке, проходящей через село. Интересным получился проект «Парк», В котором затронуты вопросы возрождения старого парка 30 лет ВЛКСМ, восстановления памятника воинам погибшим в ВОВ.

В 2008 году исполнилось 450 лет городу Астрахани. В честь этого юбилея в доме был объявлен конкурс проектов «Наш город». 5 проектов, которые были разработаны детьми вместе с воспитателями, получились очень интересными. Все они посвящены обустройству города, улучшению экологической обстановки, безопасности жизнедеятельности человека.

Строительство надземного пешеходного перехода, зоопарка с редкими видами животных и птицами Астраханской области ( с целью сохранения их видов), обустройство площадок и парков отдыха для детей с интересными задумками – вот те вопросы, которые было предложено решить с помощью этих проектов.

Все эти конкурсы заканчивались презентацией, к которой дети особенно готовились. Всем хотелось показать результат своей работы в виде изготовления макета, исполнения песни или танца, сказки или стихотворения, придуманными детьми (Приложение №1.) Для наших детей это очень важно, потому что каждому хочется, чтобы их работу заметили и оценили результат.

В течение двух последних лет наше учреждение участвует в конкурсах проектов по благоустройству двора. В рамках своего учреждения объявляем конкурсы проектов «Лучшая клумба», «Лучший уголок отдыха» и т.д. Дети с большим удовольствием и вдохновением придумывают различные эскизы клумб, макеты уголков. Интересно прошел конкурс проектов «Лучшая клумба». Основной целью данного конкурса была: улучшить архитектурно-художественный облик двора детского дома. В нем приняли участие воспитанники с буйной фантазией и самые творческие педагоги. Было предложено 10 эскизов самых разнообразных по архитектуре, цветочной и цветовой гамме клумб. Это были и замысловатые геометрически сложные конструкции из облицовочного кирпича, а были и совсем и простые: пластиковые бутылки, покрышки колес автомобилей, мешковина и другие. Также на конкурс были представлены и красивейшие цветочные композиции из дорогостоящих материалов -- пластик, бетон, кустарник самшит. Но компетентным жюри для реализации в нашем дворе были отобраны самые необычные, красивые клумбы, которые не требуют больших капиталовложений. Искусственный пруд «Уютный уголок», Живая архитектура «Солнечный день», «Оригинальный мешок», «Цветочные фантазии», «Волшебные ромашки», «Мечта о будущем». Затянувшаяся весна никак не давала возможности приступить к реализации проектов. Но как только наступили теплые дни, сразу же началась ежедневная работа во дворе. Самой сложной в сооружении оказался проект – искусственный пруд «Уютный уголок». Нужно было вырыть углубление для пруда, уложить на дно рубероид, покрасить пленку в голубой цвет для эффекта «голубой воды». Но и это еще не все, по задумке творческой группы, по краю бассейна шириной 30-50 см. должна проходить дорожка «змейка», залитая цементом и украшенная гравием. Контур змеи нужно было уложить камнем валуном разного размера. И вот первая проблема… Где их взять? По берегу реки Ахтуба, где раньше их было великое множество, сейчас валун «днем с огнем не сыщешь». Но наши ребята вместе с воспитателем Приступовой С.Н. не сдаются! Они решили пойти на раскопки «камушков». Несколько дней дети ходили, искали их по берегу реки, во дворах «разваленных» организаций, буквально выкапывали их из земли. На змейку набрали; самый большой камень-валун по форме был похож на змеиную голову. Приклеили глаза, язык – голова змеи готова! Композиция получилась интересная, притягивающая глаз всех гостей, кто оказывается у нас во дворе. (Приложение №2) Украсить пруд решили неприхотливыми растениями. В пруд – водное растение ципериус. Вокруг пруда в специально отведенных местах – ночную красавицу, одну из разновидностей лилии, кохию, петунью.

Важным местом во дворе детского дома является центральный вход в здание. Теневое место, где растут далеко не все растения. Немного фантазии и получилось красивейшее место нашего двора. Композиция «Мечта о будущем» появилась на этом месте благодаря работе кружка «Резьба по дереву» под руководством мастера Муханова А.Ш.. Из обычного пенька с помощью топора и специальных инструментов для резьбы по дереву, была изготовлена деревянная скульптура птицы с распахнутыми крыльями и выраженным стремлением вверх к облакам. Возле птицы смастерили гнездо из корявого пня и ивовых прутьев, положили в него яйцо-камень, покрашенный в белую краску, тем самым, показав в композиции, что каждому, живущему на земле необходимо оберегать свой дом, заботится о своем будущем, как бы не хотелось в небо, на свободу.(Приложение №3) Вокруг скульптуры посадили множество цветов: астры, ирисы, бархатцы и другие.

Все зеленые насаждения аллеи, клумбы радуют глаз только при тщательном, ежедневном уходе за ними. За каждым участком двора закреплена группа детей, которые поливают, пропалывают, окучивают клумбы. В летнее время, когда дети уезжают в лагерь назначаются ответственные за клумбы работники детского дома.

Улучшение экологического, эстетического состояния двора приучает детей, воспитывающихся в детском доме, к труду на земле, бережному отношению к живой природе, учит детей беречь и уважать свой труд и труд других людей, видеть и ценить красоту природы и творения людей.

Используя метод проектов в своей работе, приобщая детей к труду, мы надеемся, что наши ребята в будущем смогут применить все те знания и умения, которые они получают в наших стенах. Мы верим, они будут благоустраивать свой двор, дом, а самое главное они будут видеть проблемы и находить пути решения в самых разных жизненных ситуациях.

Приложение №1. Презентация проектов.
Фотография_1.jpg
Фотография_2.jpg
Фотография_3.jpg
Фотография_4.jpg
Фотография_5.jpg

Приложение №2. Змейка.
Фотография_6.jpg
Фотография_7.jpg
Фотография_8.jpg

Приложение №3. Аист
Фотография_9.jpg