Главные направления прогрессивной эволюции

Разделы: Биология


Цель урока: сформировать знания об ароморфозе как одном из направлений эволюции.

Задачи урока: раскрыть основные направления эволюции; конкретизировать примерами  проявление биологического прогресса и регресса; охарактеризовать причины вымирания видов и условия сохранения видов, подчёркивая  особую роль человека в этих процессах

Тип урока: изучение нового материала.

Метод обучения: сравнительный анализ на основе результатов исследования   лабораторной работы.

Оборудование: слайды мультимедиа (приложение 1), таблицы: “Ароморфозы у  растений”, “Ароморфозы у животных”, гербарные образцы растений различных отделов, инструкционные карты к лабораторной работе.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация изучения нового материала.

  3. Вводное слово учителя: Развитие жизни на нашей планете шло по спирали. От простого к сложному, от низших форм к высшим, от менее совершенных к более совершенным. В чём же причина таких изменений?

    Эволюционный процесс непрерывно идёт в направлении максимального приспособления живых организмов к условиям окружающей среды. Смена условий часто приводит к замене одних приспособлений другими. Например, появление лёгких как универсального органа газообмена для наземных позвоночных или цветка как совершенного органа размножения у покрытосеменных растений.

    Как называется процесс совершенствования каких-либо форм?

    (Прогресс)

    Что подразумевает прогресс живых организмов?

    (Возрастание приспособленности организма к окружающей среде, ведущее к увеличению численности и более широкому распространению вида)

    Эволюционные изменения, происходящие с некоторыми видами и более крупными таксонами (семействами, отрядами), при резких колебаниях условий среды не всегда оказываются полезными и не ведут к прогрессу. В таких случаях говорят о биологическом регрессе.

    Что же такое биологический регресс?

    (Это снижение уровня приспособленности к условиям обитания вследствие их изменения, уменьшение численности вида и площади видового ареала)

    Давайте подумаем, что с Вашей точки зрения может привести к резким колебаниям условий среды?

    (Основным фактором является необдуманная хозяйственная деятельность человека. Вырубка лесов, распашка земель, осушение болот, добыча природных полезных ископаемых приводит к нарушению природного равновесия и как следствие к биологическому регрессу. А биологический регресс всегда ведёт к вымиранию вида)

    Необходимо, однако, отметить, что увеличение численности вида и широкое распространение вовсе не обязательно связаны с крупными изменениями в уровне организации. Например, серая крыса за последнее столетие резко расширила ареал и численность её возросла, но никаких существенных эволюционных изменений для этого не потребовалось – изменилась только среда обитания. Она стала непосредственным Возрастание приспособленности организма к окружающей среде, ведущее к увеличению численности и более широкому распространению вида)

    Каковы же пути достижения биологического прогресса?

  4. Изучение нового материала.

Сегодня на уроке мы с вами разберем один из этих путей – ароморфоз. Вы будете выполнять лабораторную работу в ходе, которой заполнять таблицу. У вас на партах лежат гербарии растений: водоросль, мох “Кукушкин лён”, папоротник “Щитовник мужской”, ветка сосна, шиповник. Сравните их между собой. Результаты сравнения занесите в таблицу.

( Работа выполняется по инструктивной карте. (Приложение 2) В ходе выполнения работы учащиеся, сравнивая растения различных отделов по определённым признакам, заполняют таблицу. В таблице учащиеся отмечают те изменения, которые возникают у растений в процессе эволюции. По заполненной таблице проводится беседа).

  1. Сравните колонки таблицы между собой. Какие изменения произошли у растений во внешнем строении? Какие новые органы появились?
  2. (Появляется деление тела растения на части – органы. Водоросли – низшие – органов не имеют; все остальные относятся к высшим растениям, так как их тело разделено на органы. Мхи – ризоиды, стебель и листья ; папоротники – корневище, стебель и листья; голосеменные – хорошо развитый корень, стебель, листья; покрытосеменные – корень, стебель, листья и цветки.)

  3. Как вы думаете, с чем может быть связано появление новых органов растения?
  4. ( Появление новых органов связано с освоением новых сред обитания и местообитания).

  5. Как вы думаете, какие изменения внутреннего строения могут быть связаны с данными изменениями внешнего строения?
  6. (Всвязи с выходом растений на сушу у них появляются: покровная, фотосинтезирующая, проводящая, механическая ткани).

  7. Чему способствуют эти изменения?
  8. (Благодаря этим изменениям растения продвигаются вглубь суши, осваивая засушливые местообитания).

  9. На основе полученных результатов сформулируйте понятие “ароморфоз”.

(Аромормоз – такие изменения внешней и внутренней организации, которые позволяют организмам занимать новые среды жизни).

(Это определение повторяется несколькими учащимися в классе, а затем самостоятельно записывается в тетрадь).

Идея о возможных путях достижения биологического прогресса в процессе эволюции была разработана российским ученым–эволюционистом А.Н.Северцовым в 1925 г.

4. Домашнее задание: параграф 13.1

За урок выставляется 4-5 оценок за устные ответы и каждый учащийся получает оценку за лабораторную работу.