Тема. В.В.Бианки «Мышонок Пик» (продолжение).
Цели:
- Продолжить знакомство с творчеством и произведениями В.В.Бианки из цикла «Люби живое».
- Развивать навыки беглого чтения, развивать память, внимание, воображение.
- Воспитывать бережное отношение к братьям нашим меньшим.
Оборудование: учебник, портрет автора, выставка книг В.В.Бианки, рисунки к рассказу В.В.Бианки «Мышонок Пик», корабль, игрушка Мышонка, презентация к уроку.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний учеников
– С каким произведением познакомились на
прошлом уроке?
– Почему ребята назвали мышонка Пиком?
– Кем стал мышонок Пик? (Мореплавателем)
– Подберите слова-синонимы к слову
мореплаватель.
III. Постановка цели урока
– Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством Виталия Валентиновича Бианки. Нет ни одного малыша или взрослого, который бы не знал книг Бианки. Настоящий писатель по сути своей первооткрыватель: он всегда открывает читателям новое. Что же открывал своим юным читателям писатель В.В.Бианки? Он взял своих читателей за руку и повёл в удивительный мир, многоголосый, многокрасочный, мир переполненный тайнами, поэзией и красотой, фантастический мир природы, населенный удивительными Существами в перьях, шерсти и чешуе. По книгам В.в.Бианки мы не просто узнаём о жизни животных, живущих с нами на одной земле, но у нас рождается и вырабатывается отношение к ним, мы проникаем к ним сочувствием.
– Сегодня мы отправляемся в путешествие с мышонком Пиком на своем корабле. Как у каждого путешественника у нас будет карта путешествия. (Приложение. СЛАЙД 3)
– Кем же был Виталий Валентинович Бианки? (Приложение. СЛАЙД 4)
IV. Проверка домашнего задания
1) Станция « Мы мореплаватели »
Работа над главой «Как мышонок Пик попал в мореплаватели».
– Нашей задачей на этом этапе является
доказать, что мы достойны быть мореплавателями, а
для этого вспомним содержание главы «Как мышонок
Пик попал в мореплаватели».
– Внимание на экран. Вам необходимо ответить на
поставленные вопросы. (Приложение.
СЛАЙД 5)
– Давайте прочтем, как это случилось.
Чтение главы «Как мышонок Пик попал в мореплаватели».
Беседа:
– Что ребята делали на берегу реки?
– Как мышонок попал в мореплаватели?
– Что брат хотел сделать с мышонком? Почему?
– Как вы думаете, почему сестра не разрешила
убить мышонка?
– Что она придумала?
– Как Пик стал мореплавателем?
– Давайте прочитаем, как это случилось.
2) Станция «Кораблекрушение» (Приложение. СЛАЙД 6)
– Как настоящие мореплаватели вы должны знать,
почему может возникнуть кораблекрушение.
– Что нужно сделать, чтобы его избежать?
– Проверим, как вы умеете это делать, используя
знания главы «Кораблекрушение».
Беседа:
– Как вы думаете, испугался ли мышонок,
оказавшись на кораблике?
– Умел ли он защищаться от врагов?
– Кто хотел погубить мышонка?
– Какая птица спасла мышонка от чаек и щуки?
– Удалось ли Пику выбраться из воды?
– Как он это сделал?
– Более подробно нам об этом расскажут Алёна Г.,
Данил К.
– Да ребята, вы умело можете избегать
кораблекрушения, пройдя через самые сложные
рифы.
Словарная работа: рифы. (Приложение. СЛАЙД 7)
– Интересно ли вам было прочитать, что произошло с мышонком дальше?
3) Станция страшная ночь. (Приложение. СЛАЙД 8)
– Значит, мы отправляемся дальше на станцию «Страшная ночь».
Беседа:
– Как мышонок стал искать себе пищу?
– Кого он встретил на берегу?
– Испугался ли мышонок, когда увидел лягушонка?
– Что произошло с лягушонком?
– Где мышонок провёл остаток ночи?
– Знаете ли вы, что настоящий капитан должен
уметь читать карту, чтобы умело вести свой
корабль?
– Посмотрим, умеете ли вы читать по иллюстрациям?
Каждый из вас приготовил рисунок по главе
«Страшная ночь». Определите и прочитайте
отрывок, к которому относится каждый рисунок.
– Вы хорошо справились с этим заданием. Я думаю,
что вы могли бы, как настоящие капитаны читать
карту. А что такое карта?
Словарная работа: карта (Приложение. СЛАЙД 9)
V. Физминутка – Станция «Отдохнём-ка» (Приложение. СЛАЙД 10)
VI. Изучение нового материала
1) Станция «Хвост-цеплялка и шёрстка-невидимка»
(Приложение. СЛАЙД 11)
– Интересно ли вам, что произошло с мышонком
дальше? Давайте прочитаем.
– Чтение главы «Хвост-цеплялка и
шёрстка-невидимка». (Дети читают цепочкой по
одному предложению.)
Проблемный вопрос:
– Как настоящие мореплаватели, вы должны быть
очень внимательными и сказать после прочтения
главы: «Какую цель поставил перед собой мышонок
Пик, чтобы выжить?»
– Да, одному путешествовать нелегко.
– А нам, ребята, легко путешествовать? Почему?
– Повторное чтение – «жужжащие чтение».
Анализ прочитанного Приложение. (СЛАЙД 12)
2) Станция «Соловей-разбойник»
– Удалось ли мышонку найти других мышей?
– Сможем мы ответить на этот вопрос, прочитав
главу «Соловей-разбойник».
Чтение главы подготовленными учениками.
Проблемный вопрос (Приложение. СЛАЙД 13)
Повторное чтение – «чтение спринт».
Анализ прочитанного – выборочное чтение (подготовлено учениками заранее).
VII. Закрепление нового материала
Станция «Продолжение»
1) Работа с иллюстрацией учебника (Приложение. СЛАЙД 14)
2) Итог урока
– Понравилось ли вам путешествовать по морю с
мышонком?
– Хотели бы вы прочитать продолжение этой сказки
и узнать, что случилось с мышонком Пиком потом?
– Почему наша последняя станция называется
«Продолжение»?
3) Домашнее задание
– Найдите эту сказку в библиотеке, прочитайте
её, подготовьте пересказ понравившейся главы.
– А чтобы доказать, что вы настоящие
мореплаватели, составьте свою карту – картинный
план к главам, которые мы прочитали.
– Наше путешествие завершилось. Каждый из вас
доказал, что он настоящий мореплаватель.