Цели и задачи:
- показать целесообразность межпредметных связей уроков русского языка и информатики;
- обобщить знания, умения и навыки по теме «Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи»;
- закрепить навык различения частей речи;
- закрепить навык использования компьютера для проверки знаний учащихся;
- тестовый контроль;
- отработать навык создания компьютерной презентации.
Оборудование: мультимедийная система обучения, компьютеры, сигнальные карты, наглядное пособие «Слитное и раздельное написание НЕ со словами разных частей речи»
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и целей урока.
III. Домашнее задание.
Учитель информатики: Представление презентации, подготовленной учащимися заранее.
См. Приложение №1
IV. Диагностика различения частей речи с применением изучаемого правила. Орфографическая разминка.
Учитель русского языка: На доске записаны слова и словосочетания. Учащиеся должны определить часть речи, выделить орфограмму «Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи», объяснив правило.
См. Приложение №2
V. Тренинг с элементами развития речи.
Учитель информатики: Сейчас мы выполним устное упражнение на правописание НЕ с глаголами. В этом нам поможет учитель информатики.
Посмотрите на экран. Вам будут представлены русские пословицы с пропущенными глаголами. Ваша задача – подобрать подходящий по смыслу глагол с НЕ, сказать, как пишется данное слово (слитно или раздельно), объяснить значение пословицы, возможно, подобрать синонимичные пословицы.
См. Приложение №3
Итог работы над упражнением:
Учитель русского языка: Как мы написали НЕ с глаголами в этом упражнении?
(все глаголы были написаны раздельно)
Почему во всех глаголах НЕ являлось частицей, а не приставкой или частью корня?
(Нам не встретились глаголы, которые не употребляются без НЕ)
А какие глаголы не употребляются без НЕ? Приведите примеры.
(негодовать, нездоровится, недоумевать, ненавидеть)
VI. Работа с учебником.
Учитель русского языка: Выполнение упражнения № 111(I ч) в тетрадях с устным объяснением.
См. приложение №4
VII. Работа с сигнальными картами.
Учитель русского языка: 1.Учитель называет примеры употребления слов с НЕ, учащиеся поднимают сигнальные карты в зависимости выбора написания – слитного (зеленая карта) или раздельного (красная карта). Учитель корректирует ошибочные действия при помощи наводящих вопросов.
2. Учитель понимает карточку, называя часть речи, дети самостоятельно придумывают примеры слов с НЕ (4-5 примеров)
См. приложение №5
VIII. Тестовый контроль.
Учитель информатики: Ребята, сейчас вы должны будете выполнить тест, который покажет, как вы усвоили материал по данной теме. Это задание нужно выполнить с помощью компьютеров. Для этого вам нужно включить ПК. На рабочем столе найдите файл «Тест по русскому языку». Двойным щелчком по значку открыть файл. Появится окно, в котором нужно выбрать кнопку «Не отключать макросы». Только после этого вы сможете открыть программу с тестом. Вас приветствует клоун Петя. Внимательно следите за его подсказками.
- Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы начать выполнять тест? (Нажать на «Начало»)
- Перед вами задание и три варианта ответа. Выберите правильный ответ и в пустую клетку введите номер ответа, для этого щелкните по ней мышью. В конце теста вы получите оценку.
См. приложение №6
IX. Подведение итогов урока, выставление оценок.
X. Домашнее задание.
Учитель информатики: Составить дома упражнение на тему «Слитное и раздельное написание НЕ со словами разных частей речи» в электронном виде (не менее 15 слов). В какой программе это можно сделать?
См. приложение №7