Цель: обучать написанию сочинения-описания; обогащать словарь учащихся лексикой определенных тематических групп; способствовать овладению синонимичными средствами языка; обучать умению анализировать мини-тексты с целью определения связи между содержанием и отбором языковых средств; воспитывать любовь и бережное отношение к природе: воспитывать внимательное отношение к людям.
Тип урока: изучение нового материала. Вид урока: урок развития речи. Технология: на традиционной основе.
Оборудование: раздаточный материал (образцы текстов различных типов), открытки с изображением цветов, выставка живых цветов, газета “Путешествие по цветочной клумбе”, эпиграф, памятки.
Ход урока
I. Оргмомент: Сообщение о целях и задачах урока.
II. Работа над эпиграфом.
Красота обладает силой и даром вносить мир в сердце.
М.Сервантес.
- Вступительное слово учителя (психологическая подготовка к восприятию темы - видеоряд): Историческая справка (легенда)
- Словарная работа (видеоролик №1) Словарная работа (видеоролик №2)
3. Анализ текстов — образцов различных стилей.
Цель: дать образец текста-описания, развивать речь учащихся.
Технология: на каждый стол кладутся памятки “Анализ текста описания”, 2 текста-образца: 1-й вариант — научного стиля, 2-й вариант — художественного стиля.
На основе памятки учащиеся определяют стилевую принадлежность текстов и аргументируют ответ.
4. Выразительное чтение стихотворения С. Я. Маршака “Ландыш”.
5. Запись примерного плана к сочинению.
Примерный план:
I. Красота обитает повсюду.
П. Описание цветка, изображенного на открытке:
- общий вид;
- цветок;
- стебель;
- история названия;
- воспета в песнях его красота.
III. Цветы — олицетворение прекрасного.
- Зрительный диктант-сюрприз (приложение 2).
- Устное сочинение-описание по открыткам.
Ш. Подведение итогов урока, выставление и комментарий оценок за устную работу.
IV. Информация о дифференцированном домашнем задании:
- написать сочинение-описание по открытке;
- выписать в тетрадь и выучить 1 стихотворение о цветах;
- нарисовать свой любимый цветок.