Тема урока: Законы волшебной сказки на примере русской народной сказки «Гуси-лебеди».
Цель урока:
- создать эмоциональный настрой на изучение произведений устного народного творчества;
- дать представление об историческом развитии жанра и о существовании разных вариантов сказки;
- развивать внимание, речь, мышление, интерес к чтению сказок;
- воспитывать внимательное отношение к окружающим, уважение к старшим, послушание и развитие чувства товарищества, взаимопомощи.
Оборудование: учебник «Литературное чтение1 класс» автор В.Ю.Свиридова; иллюстрации к народным сказкам; карточки со словами одобрения «как хорошо уметь читать», «молодцы» «очень хорошо»; книги со сказкой в обработке А.Афанасьева, А.Н.Толстого; карточки с цифрами 1, 2, 3, 4,5.
Ход урока
I. Актуализация знаний
Все сумели мы собраться, за работу дружно взяться.
Будем думать, рассуждать, можем мы урок начать.
Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы совершим путешествие, а куда, узнаете, разгадав загадку:
Что наш маленький народ в мир волшебный унесет,
Полный смеха, света, краски! А зовется чудо – … сказка!
- Итак, мы отправляемся в сказку.
В путешествие пойдем, в страну сказок попадём,
Слушай, думай, наблюдай, сказку в душу пропускай.
II. Мини – викторина «Узнай сказку по иллюстрации»
- Каждая иллюстрация к сказке имеет свой номер. Я буду называть сказку, а вы на парту положите соответствующую цифру.
- «Колобок».
- «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
- «Волк и семеро козлят».
- «Гуси – лебеди».
- «По щучьему веленью».
Проверьте: 4. 1, 2, 3, 5.
На какие две группы можно разделить все иллюстрации к сказкам? (Сказки о животных и волшебные сказки).
- Как вы думаете, какая сказка «Гуси – лебеди»? (Волшебная).
III. Работа над новым материалом
Сегодня на уроке мы проведем расследование сказки «Гуси-лебеди». Для того, чтобы вести расследование, уважаемые коллеги, давайте сначала послушаем и почитаем эту сказку.
1. Вступительная беседа
- Ребята, кто уже знает эту сказку?
- Кто из вас хочет быть Сказочником и начать сказывать эту сказку?
- А помогут вам соблюдать последовательность событий в сказке иллюстрации в учебнике с. 86
2. Рассказывание детьми начала сказки (до момента: «Никто девочке не показал дорогу»)
- А почему так получилось?
При чтении сказки обратите внимание на то, какой волшебный помощник встретится девочке на пути.
3. Чтение детьми первого варианта сказки (с. 87) (цепочкой).
- Какой волшебный помощник встретился девочке на пути? (Ёжик).
- Есть и другое продолжение сказки.
4. Чтение второго варианта сказки детьми (с. 87-89)
- Какой вариант сказки вам больше понравился? Почему?
- Кто же автор этой сказки? (Автор - народ.)
- Что значит автор - народ?
- Тогда, как вы думаете, откуда взялись два варианта сказки? Неужели народ сочинял ее два раза?
5. Обобщение сказанного
Сказка, живя в веках, передавалась «из уст в уста» по памяти от поколения к поколению, постоянно изменяясь. Отличия появляются по разным причинам: от кого сказка была услышана, насколько талантлив был исполнитель, что запомнил, что опустил, чем дополнил свой текст.
Первый вариант сказки «Гуси-лебеди» был записан известным собирателем сказок А. Н. Афанасьевым. Второй появился после обработки народной сказки писателем Алексеем Толстым. (Показ книг)
Физминутка
Быстро встали, тихо сели,
Головами повертели,
Сладко-сладко потянулись
И друг другу улыбнулись,
Открываем сказочный замок,
Продолжаем наш урок.
- Найдите, какой волшебный цвет встретился в сказке.
6. Вывод
Цвет волшебного предмета (яблока) золотой или серебряный.
Подтвердите, что сказка «Гуси – лебеди» является волшебной сказкой.
(Дети получают в подарок по яблоку).
- Расскажите, с какими необыкновенными, волшебными персонажами вы встретились в этой сказке? (Баба-Яга, яблонька, гуси-лебеди, печка, речка).
- Кто и почему помог девочке с братцем убежать от Бабы-Яги? Кто были её добрые помощники в пути?
- Как вы думаете, какая сказка «Гуси-лебеди»: поучительная, героическая, юмористическая.
- Найдите в тексте сказки слова и выражения, которые хочется запомнить.
7. Словарная работа
- Какие слова в сказке вам показались непонятными?
Учащиеся называют слова: кликала, причитывала, ржаные и пшеничные, кудель, веретено, пряжа.
Я предлагаю «знайкам» объяснить их, помогаю в объяснении.
Как вы понимаете выражения:
«Сидит ни жива, ни мертва» - очень испугалась, замерла от испуга.
«Зачем на глаза явилась?» - зачем пришла.
Подбери слова синонимы: «покуда» - пока; «худо будет» - плохо; «мой батюшка» - отец.
IV. Выяснение основной мысли сказки
Беседа по вопросам:
- Почему с детьми приключилась беда?
- Отчего случилась беда?
- Почему девочка не сразу нашла лебедей?
- Кто помог ей найти братца и вернуться домой?
- Любила ли девочка братца?
- Была ли она послушной?
V. Обобщение
- Как вы думаете, какой урок получила девочка, разыскивая братца?
- Оставит ли она его без присмотра в следующий раз?
- А кого она будет вспоминать добрым словом?
- Молодцы! Вы правильно ответили на все вопросы.
- Вот наше расследование подошло к концу, я вас всех благодарю. Но, чтобы вернуться из сказки, надо выполнить еще одно задание.
1. Игра «Узнай сказку»
Тянут дедка, бабка, внучка,
Тянет маленькая Жучка,
Кошка с мышкой тянут крепок...
Догадался? Это... (Репка).* * *
Где и когда приключилось такое?
Мышка разбила яйцо золотое.
Дед горевал
И печалилась баба…
Только кудахтала … (курочка Ряба).* * *
Не послушал брат сестренку,
Превратился он в козленка.
Во всём ведьма виновата.
Звали как сестру и брата?
(Сестрица Алёнушка и братец Иванушка).* * *
Он от дедушки ушел,
Он от бабушки ушел,
Круглый сам, румяный бок,
А зовется … (Колобок).* * *
Мышка дом себе нашла,
Мышка добрая была:
В доме том в конце концов
Стало множество жильцов.
(«Теремок»).* * *
На печи лежит Емеля,
Долго мучился бездельем.
А потом пошло везенье,
Всё ... (по щучьему веленью)- А теперь закроем глазки, улетаем мы из сказки.
1, 2, 3, 4, 5 - в класс вернемся мы опять.
VI. Итог урока
- Что вам понравилось на уроке, запомнилось и почему?
- Что нового открыли для себя на уроке?
- Что мешало работать, где было трудно?
- Какой вывод вы сделали для себя из сказки? (Надо слушаться старших; быть скромным и вежливым; на добро отвечать добром).
VII. Рефлексия
- В нашей сказке встретилась яблонька с её наливными яблочками. Вот и на нашем уроке выросла такая яблонька. (Открываю доску).
- Но она почему-то грустная, нет на ней яблочек. Давайте ее оживим. Наклеим на неё яблочки.
- У каждого из вас есть 3 яблока (красное, желтое, зеленое).
- Если вы считаете, что урок прошел для вас интересно, вы себя проявили, хорошо работали, разбираетесь в особенностях сказки - прикрепите красное яблоко.
- Если не все пока удалось, есть какие-то проблемы, что-то не получается - желтое.
- Если вам было сложно разобраться, есть трудности - зеленое, надо немного созреть.
VIII. Домашнее задание (творческое)
Дома расскажите эту сказку своим мамам, папам, дедушкам, бабушкам, сестрёнкам и братишкам. Постарайтесь рассказывать так, чтобы вашим слушателям было понятно, кто это говорит: девочка или мышка, Баба-яга или добрая печка. Завтра вы выразительно перескажете эту сказку по ролям. Кто-то захочет быть яблонькой, кто-то мышкой и т.д. Получится настоящее представление. Постарайтесь.
А еще по желанию можете нарисовать свою иллюстрацию к любому, не изображённому в учебнике эпизоду сказки или придумать рассказ по пословице: «Слезами горю не поможешь», или по любой другой, которая подходит к сказке «Гуси-лебеди».
Используемые источники
- Самыкина С.В. Тематическое планирование к учебнику «Литературное чтение» 1 класс 2006 г.
- Свиридова В.Ю. Методический комментарий к учебнику «Литературное чтение» 1 класс 2006 г.
- Свиридова В.Ю. Учебник «Литературное чтение»1 класс.
- Чуракова Н.А. Методический комментарий к учебнику «Литературное чтение» 1 класс 2004 г.
- Журнал «Начальная школа» №4 1986 г.