Развитие памяти через опорные схемы

Разделы: Начальная школа


Приоритетом начального образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень усвоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. А это неразрывно связано с проблемой сознательного и прочного усвоения знаний. Именно в младших классах учитель должен развивать познавательные процессы: внимание, память, воображение, творчество. Поэтому мы стремимся к тому, что даже самый маленький фрагмент наших уроков не только обучал бы, но и развивал ребятишек.

Мы хотим поговорить о развитии такого мыслительного процесса, как память.

Память – способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить её в сферу сознания и поведения. Поэтому, так важно для ребенка иметь хорошее качество памяти.

По мнению психолога Л.Б. Ермолаевой-Тотминой, хорошая память. Это такая память, которая обеспечивает скорость запечатления, длительность хранения и лёгкость воспроизведения заучиваемого материала.

Для формирования этих качеств памяти следует опираться на естественные законы непроизвольного запоминания. Поэтому учителю необходимо знать индивидуальные особенности памяти школьников. Это даёт возможность опираться на более сильные стороны памяти учащихся и развивать слабые стороны памяти, и тем самым добиваться полноценного развития этого важного психологического процесса.

Дети, в силу своего возраста не могут абстрагироваться и пользоваться разными приёмами запоминания, а склонны лишь к механическому запоминанию и воспроизводят материал дословно. Поэтому легче, быстрее всего запоминается яркий, интересный материал, вызывающий эмоциональный отклик. Этому способствует использование наглядного материала: макеты, пособие, картины, схемы-опоры. Выполнены они должны быть на высоком художественном и научном уровне, чтобы повысить мотивацию, быть доступными, природосообразными и понятными детям. В них содержании должен соблюдаться принцип непрерывности в обучении. Каждый последующий материал должен опираться на предыдущий, учитывая имеющийся опят ребёнка.

Существует много готовых печатных наглядностей, отвечающим всем этим требованиям, которые мы успешно используем на уроках.

Но самое ценное, мы считаем, когда ребёнок сам участвует в построении конструкции для запоминания. Благодатным материалом здесь являются схемы-опоры. Потому, что ученик затрачивает усилия не на механическое запоминание, а на мыслительную работу с материалом. В практической части нашей статьи мы предлагаем некоторые примеры таких схем (Приложение 1)

Обучение, построенное на понимании заучиваемого содержания, на умственной активности детей, на их участии в создании схем-опор обеспечивает осмысление ими того, что они воспринимают, ведёт к большей полноте запоминания материала, длительности его сохранения, к большей точности его воспроизведения и к более свободному и разнообразному использованию.

Начиная с простых наглядных опорных схем-планов дети постепенно научаются анализировать материал и составлять более сложные план-схемы для запоминания в уме. Это способствует их дальнейшему успешному обучению в старших классах.